Средний рынок был и остается вожделенной целью большинства производителей систем корпоративного управления. Мировой лидер в сегменте ERP — компания SAP — для расширения своего присутствия на этом рынке в свое время сделала ставку на предварительно сконфигурированные “полукоробочные” решения SAP All-in-One, создание которых возлагалось на самых компетентных в той или иной отрасли партнеров. В последующие годы программа SAP All-in-One неоднократно корректировалась, но основной ее посыл оставался неизменным: дать массовому рынку решение, которое внедрялось бы в фиксированные сроки и за заранее оговоренные деньги. Относительно недавно к партнерской программе SAP All-in-One подключилась компания “Инлайн Груп”, создавшая собственное решение для розничной торговли INLINERETAIL. Любопытно, что специалисты “Инлайн Груп” убеждены в пригодности его не только для средних, но и для крупных розничных сетей. С Игорем Силевичем — генеральным директором фирмы “Инлайн Ритейл”, входящей в “Инлайн Груп”, побеседовал научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.

PC Week: За последние годы SAP не раз пыталась модифицировать концепцию All-in-One. В частности, ею были предложены собственные пакеты SAP Packaged Solution. На основе какой модели разрабатывалось ваше решение?

Игорь Силевич: Следует сказать, что, хотя концепция решений SAP All-in-One, предложенная вендором несколько лет назад, остается в целом неизменной, в последнее время на рынке появилось несколько разных типов подобных решений. Теперь наряду с системами, предварительно сконфигурированными для той или иной области применения одним из партнеров SAP, заказчикам предлагаются также аналогичные (так называемые пакетированные) решения, созданные специалистами самой SAP. Если первые продвигались на рынке теми партнерами, которые их построили, то вторые доступны всем членам партнерской сети SAP, имеющим опыт работы в определенном сегменте. Наше решение INLINERETAIL относится к первому типу: оно создано нами на фундаменте общего отраслевого решения для розничной торговли SAP for Retail.

В соответствии с концепцией SAP All-in-One — это готовое решение, в котором реализованы все основные бизнес-процессы торгового предприятия. На самом деле возможности для адаптации к конкретным условиям работы заказчика остаются. Во-первых, для каждого бизнес-процесса есть несколько вариантов реализации, из которых клиент может выбрать тот, что ему больше подходит. Исходя из нашего опыта размер такой адаптации в проекте составляет не более 20% от объема проекта внедрения. К такой конструкции мы пришли с учетом того опыта, который накоплен нашими сотрудниками, поработавшими в свое время в российских торговых сетях разного масштаба (с годовым оборотом от 100 млн. и количеством магазинов не более 30, до 1 млрд. долл. и количеством магазинов более 500) и внедрявшими и эксплуатировавшими там систему SAP for Retail.

PC Week: Какие задачи решает система INLINERETAIL?

И. С.: Наше решение ориентировано на широкий круг заказчиков, в который входят как розничные сети, так и компании, занимающиеся оптово-дистрибьюторским бизнесом с поставками товаров в торговые предприятия, и охватывает все специфические бизнес-процессы таких организаций. Оно базируется на отраслевой редакции SAP for Retail, созданной специалистами SAP и базирующейся на самой современной версии SAP ERP 6.0. В своей работе над данным решением мы не вносили каких-либо изменений в исходный программный код SAP for Retail, а использовали имеющиеся в этом продукте механизмы настроек. Такой подход призван минимизировать риски заказчика, связанные с возможной последующей его зависимостью от консалтинговой компании, внедряющей систему, а также дает возможность “безболезненно” использовать новую функциональность, получаемую в рамках технической поддержки SAP. Самое важное в модели All-in-One — то, что она позволяет внедрить систему с требуемым функционалом в фиксированные сроки и за заранее оговоренные деньги.

Решение INLINERETAIL имеет централизованную архитектуру, в рамках которой торговые предприятия могут быть подключены к ERP-системе по каналам передачи данных. Требования к пропускной способности таких каналов минимальны, а с учетом того, что торговые объекты могут располагаться в небольших поселках, то подключение возможно, как, например по спутниковым каналам передачи данных “Айпинет”, так и по низкоскоростным каналам Интернета. Внешними по отношению к INLINERETAIL являются система сбора и обработки кассовой информации , управляющая контрольно-кассовым оборудованием заказчика. Наше решение имеет унифицированный интерфейс с таким оборудованием, а так же со всем внешнем оборудование используемым в торговой сети — это терминалы сбора данных, весоизмерительное оборудование. Бизнес-процессы, поддерживаемые INLINERETAIL, охватывают финансовый и управленческий учет, а также все процессы товародвижения (управление закупками, ассортиментом, запасами, складами, распределительными центрами и магазинами).

PC Week: На какие по масштабу предприятия ориентировано ваше решение?

И. С.: Несмотря на то что вендор позиционирует решения All-in-One на средний рынок, мы считаем, что INLINERETAIL при правильном выборе базовых бизнес-процессов будет успешно поддерживать работу не только средних, но и крупных розничных сетей. Для небольших организаций использовать такое мощное решение большого смысла не имеет, но если в сети более 50 магазинов и ее годовой оборот превышает 100 млн. долл., применение INLINERETAIL даст несомненный экономический эффект.

PC Week: Прошла ли система INLINERETAIL сертификацию SAP (в терминологии вендора квалификацию)? Каковы сегодня правила такой сертификации?

И. С.: Да, мы потратили много усилий для ее подготовки и в начале февраля получили от SAP свидетельство о квалификации нашего решения INLINERETAIL по программе SAP All-in-One. При этом по классификации SAP определен набор микровертикалей розничного бизнеса, для которого оно подходит лучше всего. Это дает SAP возможность более обоснованно рекомендовать наш продукт тем заказчикам, которые обращаются в московский офис корпорации.

В целом процедура квалификации довольно трудоемка, поскольку требует очень детального документирования решения. Вендор также тщательно следит за тем, чтобы дополнительная функциональность реализовывалась с минимальным вмешательством в исходный код стандартного пакета SAP for Retail. Благодаря этому решение All-in-One в малой степени привязано к выпустившей его компании и по сути является отчуждаемым. Подобный подход снижает риски для торговых предприятий, имеющих собственные мощные ИТ-департаменты и способных обслуживать и развивать систему самостоятельно. На самом деле сопроводительная документация, затребованная от нас SAP, настолько полна, что при небольшой предварительной подготовке внедрение способен осуществить и собственный ИТ-департамент заказчика. При таком внедрении заказчик соглашается принять реализованные в нашем решении бизнес-процессы без каких-либо модификаций.

Указанная схема особенно охотно воспринимается торговыми организациями, формируемыми с нуля (так называемые стартапы) и не несущими груз унаследованных, во многом субъективных, бизнес-практик. Мы вели переговоры с несколькими такими компаниями, и именно они настаивали на решении с предварительно жестко определенными бизнес-процессами. К сожалению, из-за кризиса ряд подобных проектов сегодня приостановлен.

Если говорить о правилах квалификации решения, то наряду с упомянутой сопроводительной документацией, мы должны были продемонстрировать вендору не менее одного проекта внедрения, причем данный заказчик должен иметь статус референциального клиента SAP. Это означает, что корпорация имеет право использовать сведения о данном проекте в своих маркетинговых мероприятиях. Кроме того, не следует забывать, что решение квалифицируется SAP сроком на один год, и данная процедура должна ежегодно повторяться. При этом вендор обращает внимание на развитие функциональности решения и охват им новых микровертикалей.

PC Week: Как осуществляется поддержка INLINERETAIL?

И. С.: Поскольку мы продаем клиенту в составе своего пакета лицензии базового отраслевого решения SAP for Retail, то мы же осуществляем его техническую поддержку. При этом все вопросы локализации и соответствия общефедеральным российским нормативным требованиям решаются вендором централизованно. Со своей стороны мы предлагаем заказчику платную расширенную поддержку, которая распространяется на функции и процессы, которые реализованы в INLINERETAIL.

PC Week: Намерены ли вы внедрять решение INLINERETAIL только собственными силами или допускаете привлечение партнеров? Участвует ли INLINERETAIL в программе SAP Business All-in-One Fast Start?

И. С.: Пока мы не собираемся строить собственную партнерскую сеть, но для продвижения в перспективные регионы открываем там свои филиалы. Работающие в них специалисты участвуют в проектах внедрения, а впоследствии оказывают заказчикам необходимую эксплуатационную поддержку. Формально программа SAP Business All-in-One Fast Start распространяется только на собственные пакетированные решения, созданные вендором. Но фактически мы тоже предлагаем своим клиентам аналогичные возможности.

Речь идет прежде всего о предварительно сконфигурированной карте решений, выбрав из которой необходимые ему блоки, заказчик может быстро ввести в эксплуатацию систему со стандартным функционалом. Для демонстрации работы сконфигурированного таким образом приложения SAP использует так называемый демоноутбук, а у нас опробовать его функциональность любой заказчик может в удаленном режиме через Интернет, подключившись к специальному демостенду.

PC Week: Где уже используется INLINERETAIL?

И. С.: Сегодня мы можем рассказать о двух розничных сетях: “Монетка” и FixPrice, принадлежащих международной компании Sun Investment Partners. Оба проекта отличает одна важная особенность: руководители и той, и другой сети выразили твердое желание не выходить за рамки стандартной функциональности и набора бизнес-процессов, которые реализованы в INLINERETAIL. Дело в том, что эти сети создавались с нуля, а потому не должны были оглядываться на принятые ранее методы управления и учета. Первый магазин сети дискаунтеров “Монетка” открылся в октябре 2007 г., сегодня в ней 36 торговых точек. Сеть магазинов одной цены Fixed Price, также ориентированная на людей с низкими и средними доходами, начала действовать в декабре 2007 г., и в настоящее время в ее составе уже 86 универсамов. У владельцев обеих сетей весьма амбициозные планы по развитию бизнеса, предполагающие открытие множества новых торговых точек. Вследствие этого особое внимание уделяется стандартизации бизнес-процессов, максимальному охвату в системе операционной деятельности торговой сети и скорости ввода системы в эксплуатацию на каждом новом объекте.

Проект в сети “Монетка”, стартовавший в июне 2007 г., длился всего три месяца, а для автоматизации Fixed Price, начатой в августе того же года, понадобилось четыре месяца.

PC Week: Экономическая ситуация в 2009 г. разительно отличается от той, что наблюдалась в 2007-м. Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка автоматизации розничной торговли?

И. С.: Следует признать, что российский ритейловый рынок переживает сегодня не самые лучшие времена. Однако в условиях кризиса произошло заметное смещение потребительского спроса в сторону сетей-дискаунтеров. Именно они сегодня проявляют наибольшую активность на рынке ERP-систем. Эти организации пересмотрели свои планы и не собираются открывать в ближайшее время множество новых магазинов, а потому у них появляется время и желание совершенствовать управление имеющимися активами. И для таких компаний, считающих каждую копейку, наше решение, как нам кажется, выглядит особенно привлекательно. Стандартизованные бизнес-процессы, которые еще недавно встречали жесткое сопротивление со стороны персонала и потому крайне неохотно воспринимались руководством, сегодня, когда кадрового голода нет и в помине, рассматриваются заказчиками вполне благожелательно . Кроме того, те компании, которые не попали в кредитную ловушку и имеют свободные средства, могут рассчитывать в кризисной ситуации на “кризисные” цены: не секрет, что некоторые поставщики программных средств и оборудования предлагают сейчас существенные скидки.

PC Week: Спасибо за беседу.