Несмотря на то что в последнее время поставщики средств бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) активно продвигают лозунг “Бизнес-аналитику в массы”, до масштабного охвата действительно широких масс потребителей еще далеко. Вендоры придерживаются весьма оптимистичного взгляда на распространение BI-инструментов, но во внедривших их организациях ими пользуется лишь небольшая часть сотрудников. Такие выводы сделала аналитическая компания Business Application Research Center на основе опроса 2622 пользователей, консультантов и поставщиков BI-систем из США, Европы, Южной Америки и Азии.

Исследование показало, что в среднем только 8,2% сотрудников регулярно применяют бизнес-анализ на предприятиях, внедривших BI, в то время как вендоры называют цифру 14%. По мнению экспертов, производители просто подсчитали число проданных лицензий, не учитывая, что используются далеко не все из них. Причин здесь может быть несколько. В одних случаях проекты развертывания BI еще находятся на начальном этапе, в других заказчики, чтобы получить скидку, купили больше лицензий, чем требовалось, в третьих — временные неудачи с внедрением BI привели к замораживанию проектов.

Есть расхождения и в степени удовлетворенности уровнем сервиса. Примерно 27% пользователей назвали качество обслуживания превосходным, а сами поставщики высоко оценивают свой сервис в 51% случаев. Интересно, что качеством обслуживания больше удовлетворены предприятия, применяющие продукты небольших специализированных поставщиков (41%), чем клиенты гигантов отрасли, таких как Oracle или SAP (13,4%).

Поставщики и заказчики расходятся и относительно главного препятствия к успеху BI. Пользователи чаще всего называют недостаточно высокую производительность при обработке запросов, а вендоры — низкое качество данных у заказчиков. Эксперты склоняются в сторону первых. По их мнению, производители считают, что их продукты лучше, чем есть на самом деле, и мало общаются с заказчиками, чтобы узнать их проблемы и особенности бизнеса.

Рассматривая перспективы на будущее, аналитики сомневаются, что повышение производительности и улучшение качества обслуживания приведет к существенному росту числа пользователей BI. Причина в том, что эти сложные инструменты трудно развертывать в больших масштабах, а еще труднее — обучить тысячи сотрудников эффективно применять их.

Другой потенциальный источник роста числа пользователей BI тоже не внушает аналитикам оптимизма. Уже несколько лет поставщики продвигают идею внедрения BI в экстрасетях в надежде продать дополнительные лицензии тем заказчикам, которые уже развернули эту технологию в интрасетях. Пару лет назад 43% респондентов собирались перенести BI в экстрасети к 2008-му. Однако когда время подошло, выполнивших данное обещание оказалось лишь 20,5%. И хотя сейчас 47% участников опроса планируют это сделать к 2010-му, аналитики сомневаются, что они выполнят свои планы.

Таблица. Какие BI-системы применяют участники опроса
Продукт Число респондентов Доля в общем количестве,%
MicroStrategy 256 11,91

Infor PM OLAP

143

6,65

QlikTech QlikView

143

6,65

Board

141

6,56

Microsoft Analysis Services

122

5,67

Cognos Reporting

113

5,26

BusinessObjects

103

4,79

SAP BI/BW

102

4,74

WebFOCUS

97

4,51

Cubeware Cockpit

73

3,40

Cognos TM1 Server

58

2,70

arcplan

57

2,65

Microsoft Reporting Services

57

2,65

Panorama NovaView

54

2,51

Bissantz

54

2,51

Hyperion Essbase

48

2,23

Crystal Reports

47

2,19

Cognos Analysis

47

2,19

Targit

45

2,09

Oracle BIEE/BISEO

42

1,95

Actuate Platform

39

1,81

Microsoft Excel PivotTables

34

1,58

MIK

33

1,53

LogiXML

28

1,30

Oracle Discoverer

25

1,16

SAS

22

1,02

Palo

21

0,98

Hyperion Interactive Reporting

17

0,79

Microsoft PPS, ProClarity или BSM

14

0,65

Другие продукты Business Objects

11

0,51

CyberQuery

10

0,47

Другие продукты Cognos

9

0,42

Oracle OLAP Option

8

0,37

Hyperion Planning

7

0,33

SAP BPC (OutlookSoft)

7

0,33

Hyperion Financial Management

6

0,28

Прочие

57

2,65%

Всего

2150

100

Источник: Business Application Research Center.