Российский союз ИТ-директоров (СоДИТ) подготовил финальную версию своих рекомендаций в сфере образования и науки, которые в ближайшее время планируется донести до Федерального собрания, Законодательных собраний субъектов Федерации, органов исполнительной власти, ИТ-директоров и руководителей ИТ-подразделений.

Если развитие данной инициативы впоследствии удастся отследить подробно, то у отрасли вполне может появиться масса новых аргументов для продолжения актуальной дискуссии о том, насколько общественные ИТ-организации способны сегодня реально оказывать влияние на исполнительную власть.

Заседание в ИНСОРе

СоДИТ является достаточно юной организацией (государственная регистрация завершилась в самом конце 2007 г.), и, несмотря на то, что вопросы подготовки кадров и развития науки обсуждались на ее собраниях регулярно, разработка конкретных предложений осуществлена впервые.

Предварительная подготовка пакета рекомендаций состоялось 25 марта на заседании экспертов при участии Школы ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве России и Института современного развития (ИНСОР). Открывая тогда семинар, председатель правления СоДИТ Борис Славин подчеркнул, что целью мероприятия является отнюдь не пустопорожняя дискуссия, а именно создание законченного документа для ряда целевых аудиторий.

Как нетрудно посчитать, для завершения работы над рекомендациями с учетом высказанных пожеланий экспертов СоДИТу потребовался почти месяц. Основные положения финальной редакции выглядят следующим образом.

Во вступлении эксперты указывают на то, что одной из основных причин, тормозящих переход России на рельсы постиндустриальной экономики, является запоздалая и непоследовательная реформа образования (в том числе в сфере использования ИКТ), оторванность научно-исследовательских центров от проблематики бизнеса. Исходя из этого, приоритетными направлениями государственной политики должны стать формирование современной системы непрерывного профобразования, повышение его качества, доступности и инвестиционной привлекательности, а также тесный контакт пользователей ИКТ с руководителями ведущих российских научно-исследовательских центров.

В основной части документа СоДИТ переходит к рекомендациям адресного характера. Федеральному и Законодательным собраниям предлагается:

  • при разработке законов в сфере ИКТ исходить из интересов пользователей, а не производителей аппаратно-программных комплексов;
  • при рассмотрении бюджетов всех уровней ориентироваться на разработки отечественных компаний, построенные на открытых стандартах; 
  • законодательно закрепить поощрение компаний, предоставляющих образовательные кредиты и делегирующих своих сотрудников на работу в вузы;
  • разработать упрощенный подход к лицензированию дипломов о магистерской подготовке, распространив его действие на часть академических институтов. Найти приемлемые формы поддержки отделов исследований и разработок на предприятиях.

Минобрнауки рекомендуется при создании федеральных и национальных исследовательских университетов особое внимание уделить связям науки с практиками современного бизнеса, наделив его правом оказывать реальное воздействие на формирование учебных планов, при разработке учебно-методических комплексов для вузов особое внимание обратить на дисциплины общего профиля (специализированные знания крайне быстро устаревают), а узкую специализацию перевести на уровень магистерского и постдипломного образования.

ИТ-директорам и руководителям ИТ-подразделений СоДИТ рекомендует шире использовать форматы краткосрочных курсов и семинаров по повышению квалификации сотрудников; через общественные советы и организации установить более тесные контакты с институтами РАН и другими научно-исследовательскими центрами для формирования платформы взаимовыгодного участия в передовых разработках; развернуть информационную компанию в прессе о возрастающей роли ИКТ в преодолении последствий мирового кризиса.

Вопрос эффективности

Рассуждая о специфике деятельности СоДИТ, Борис Славин поясняет, что его организация не имеет конкретных лоббистских целей, а всего лишь пытается доступными средствами привлечь внимание к интересам потребителей ИТ. По его мнению, поставщики технологий уже давно открыто выражают свои мысли, а вот голос потребителя до недавнего времени слышен не был.

Сейчас СоДИТ видит свою задачу в том, чтобы доносить до общественности независимое мнение ИТ-директоров. По убеждению г-на Славина, государство (в частности, Минкомсвязи) весьма позитивно относится к союзу, и это мнение чиновникам небезразлично. В Правительстве, Госдуме и в экспертном сообществе, как уверяет Борис Славин, у СоДИТ есть масса лояльных людей, через которых союз и намерен передать свои рекомендации адресным группам.

О том, насколько эффективна подобная модель взаимодействия с государством, отчасти можно судить по развитию ситуации вокруг предыдущей громкой (если не сказать пафосной) инициативы союза. Дело в том, что в начале марта члены СоДИТ по приглашению своего партнера (ассоциации немецких поставщиков ИКТ) приняли участие в некоем форуме в рамках выставки CEBIT 2009, на котором была обсуждена и поддержана декларация союза, обращенная ни много, ни мало к главам государств большой двадцатки.

Полное название этого документа “Преодоление последствий глобального экономического кризиса за счет увеличения прозрачности и доступности информации, повышения эффективности деятельности участников рынка с использованием ИКТ”. Главная его идея заключается в том, что кризис связан в том числе и с общим отставанием в области обмена информацией и коллективного использования ее в эпоху глобализации экономики.

Несмотря на то что внутри корпораций с целью повышения управляемости делается все, чтобы информация была максимально полной и актуальной, хозяйственные отношения между субъектами мировой экономики пока еще слабо прозрачны и плохо управляемы. Такой дисбаланс приводит к росту общего недоверия в справедливости оценки стоимости товаров и услуг на рынке и, следовательно, — к масштабным переоценкам сложившихся взаимоотношений, хаотичному перераспределению ресурсов.

По мнению СоДИТ, в условиях кризисов существенно повышается роль государственных институтов, поэтому союз рекомендовал главам стран двадцатки создать форум на уровне заместителей глав правительств, отвечающих за развитие ИКТ. При этом также было предложено на всех уровнях международного сотрудничества (включая ООН, Всемирный банк, МВФ и др.) создать группы, определяющие стратегию использования ИТ в хозяйственных отношениях на принципах открытости и доступности информации.

Завершалась декларация мыслью о том, что несмотря на безальтернативность применяемых сегодня мер финансового регулирования, в долгосрочной перспективе одним из важных факторов снижения негативных последствий глобальных кризисов должна стать полномасштабная система информационной поддержки экономики.

12 марта послание вместе с сопроводительным письмом было передано президенту страны Дмитрию Медведеву и первому вице-премьеру правительства Игорю Шувалову с просьбой включить декларацию в пакет документов российской делегации на саммите G20 2 апреля в Лондоне.

Как сообщили в пресс-службе СоДИТ, 7 апреля с ними связались по телефону из экспертного управления администрации Президента и попросили передать благодарность всем авторам декларации. По официальной формулировке, в администрации высоко оценили подготовленный ИТ-директорами текст и использовали отдельные его положения в качестве информационных материалов на саммите глав двадцатки.

Сведениями о того, какие именно идеи союза были озвучены в Лондоне и какую вызвали реакцию, в СоДИТ на сегодняшний день не располагают.