Минкомсвязи провело первое заседание Совета главных конструкторов по информатизации федеральных органов исполнительной власти.

Несмотря на столь конкретное название данного мероприятия, окончательное формирование нового координирующего органа пока еще не завершено, хотя полное представление о будущем порядке его работы и специфике решаемых задач у представителей ведомства уже есть.

Предпосылки

Предложение министерства по созданию Совета главных конструкторов было одобрено на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и ИТ в январе текущего года, а затем поддержано Дмитрием Медведевым на первом заседании Совета по развитию информационного общества в феврале.

Главной причиной этой инициативы в Минкомсвязи называют неприемлемость порочной практики последних лет, когда различные ведомства создавали и развивали собственные локальные ИТ-инфраструктуры, которые сегодня практически невозможно объединить в единую систему для формирования межведомственного взаимодействия.

По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева, недавно были проанализированы проекты, запланированные на 2009—2010 гг., и выяснилось, что значительная их часть направлена именно на создание внутриведомственных специализированных систем (до 46%). Доля же таких приоритетных направлений, как реализация электронного документооборота, обеспечение государственных услуг и межведомственного взаимодействия, крайне мала (6, 17 и 5% соответственно).

Более того, министерству известны случаи одновременного внедрения параллельных решений для организации одних и тех же функций. И на их разработку и интеграцию тратится ни много ни мало порядка 30% ведомственных ИТ-бюджетов.

Как отмечает директор Центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве РФ Михаил Брауде-Золотарев, общий размер финансирования информатизации в стране сейчас неизвестен никому. По приблизительным оценкам, речь в последнее время шла примерно о 70 млрд. руб. ежегодно, и в 2009 г. в зависимости от исполнения бюджета выделенная сумма будет примерно такой же. К слову сказать, часто обсуждаемый в прессе бюджет ФЦП “Электронная Россия” — это крайне малая (“теряющаяся”) часть от общих расходов — единицы процентов.

С учетом вышеизложенных фактов Минкомсвязи решило в рамках Совета конструкторов объединить за одним столом коллектив специалистов-единомышленников, способных общаться на одном языке, выявлять лучшие решения и договариваться о путях их обмена. В конечном счете их работа должна существенно ускорить построение электронного правительства. Как напоминает директор Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Виталий Шипов, разговоры об электронном правительстве идут не первый год, концепцию его формирования приняли 6 мая 2008 г., а план ее реализации утвердили лишь в феврале года текущего. Такие темпы не устраивают никого.

Состав и функции Совета

Предполагается, что Совет во главе с Генеральным конструктором будет состоять из представителей федеральных органов исполнительной власти (по одному от каждого) на уровне заместителей руководителей. В его рамках планируется создать рабочие группы по конкретным направлениям. На первом этапе их будет четыре и они займутся проведением экспертизы программ, формированием единой технологической политики, созданием механизмов управления информатизацией и методологического обеспечения, а также подготовкой прикладных решений в интересах федеральных органов исполнительной власти.

Заседания Совета планируется проводить не реже четырех раз в год согласно предварительно утверждаемому плану. Рабочие группы станут собираться в порядке, определяемом их руководителями, а заседания Президиума, состоящего из Генерального конструктора и его заместителей, будут проводиться оперативно по мере необходимости.

В рамках реализации стратегии развития информационного общества предполагается взаимодействие с Советом при Президенте по развитию информационного общества, в рамках реализации задач по административной реформе — с Комиссией по административной реформе, а в целях распространения ведомственных решений в интересах регионов и экспертизы местных систем — с Советом по региональной информатизации.

Предполагается, что Совет займется выработкой и реализацией единой технологической политики, определением общих подходов и приоритетных направлений информатизации, принятием требований и стандартов к создаваемым системам. Это позволит более эффективно расходовать бюджетные средства и обеспечит технологическую согласованность межведомственных программ информатизации.

Для корректировки планов работы Совета предлагается провести опрос среди главных конструкторов федеральных органов исполнительной власти. По его результатам будет сделан анализ системы управления информатизацией в ведомствах, проанализированы действующие информационные системы и нормативная база, направленная на обеспечение их работы, а также предложены меры по преодолению существующих проблем.

Ожидаемым результатом работы Совета является сокращение цифрового разрыва (в том числе и на уровне органов власти), выравнивание уровня информатизации ведомств и обеспечение решений общих задач федеральной информатизации.

Формирование Совета и разработку плана работ на текущий год обещано завершить в самое ближайшее время.

Запланированная на конец заседания дискуссия его участников не состоялась. Представители более двух десятков министерств и ведомств, многие из которых по всей видимости и войдут в состав Совета конструкторов, инициативы не проявили.