Многочисленные туристы, прибывавшие в аэропорт Лас-Вегаса в начале мая, с изумлением всматривались в развешенные на всех столбах баннеры с весьма лаконичным постулатом: “Oracle — компания номер 1 на рынке SOA”. Мало кому из них было известно, что в эти дни здесь пройдет конференция, посвященная вопросам построения сервисно-ориентированной архитектуры (вряд ли они вообще представляли, что это такое). Но даже те, кто немного осведомлен в вопросах ИТ, были бы немало удивлены, если бы узнали, что конференцию проводит вовсе не Oracle, а ее главный конкурент на этом рынке — корпорация IBM, известный голубой логотип которой можно было встретить в эти дни, как ни странно, только в залах и аудиториях форума IBM Impact 2009 (в многочисленных презентациях представители IBM не раз сообщали аудитории, что именно их корпорация лидирует на рынке SOA). Сей забавный, на первый взгляд, факт свидетельствует не только о весьма нестандартных (особенно во время жесточайшего финансового кризиса) рекламных подходах, но и о том, что борьба за рынок SOA в ближайшие годы будет нешуточной.

После начального всплеска интереса к сервисно-ориентированной архитектуре, реализация которой сперва представлялась многим приятной прогулкой, в последнее время наблюдается обратная картина — рост скепсиса и недоверия, выразившийся на данной конференции в вопросе старшему вице-президенту IBM по софтверному направлению Стиву Миллсу: “Не умерла ли концепция SOA?”. Но он не только не согласился подтвердить кончину, но и назвал все подобные дискуссии бессмысленными и бесполезными: “Неважно, какие слова звучат чаще других, будь то SOA, интеграция приложений или что-то еще. Любой CIO думает о том, чтобы его ИТ-активы использовались более эффективно и чтобы при этом не пришлось покупать все новые и новые программно-аппаратные средства. Люди стремятся к повышению эффективности и к применению общих для всего предприятия ИТ-сервисов, а ведь это и есть SOA. И никаких альтернативных подходов здесь пока не наблюдается”.

Впрочем, то, что в пропаганде SOA был допущен перекос, два года назад признала и сама IBM, развернув кампанию Smart SOA, предлагающую взвешенный и поэтапный подход к построению сервисно-ориентированной архитектуры. Не секрет, что к тому времени в разговорах и публикациях к месту и не к месту стали мелькать рапорты о том, что кто-то уже построил у себя такую архитектуру, выполнив те или иные проекты и установив определенные продукты. У тех же предприятий, которые не имели возможности одним махом внедрить у себя аналогичный стек технологий, создавалось впечатление, что решение подобной задачи чересчур дорого, сложно и требует больших инвестиций. Некоторые эксперты даже советовали айтишникам вообще не упоминать SOA при обсуждении планов по развитию корпоративной ИС с высшим руководством, чтобы ненароком не испугать его этой аббревиатурой. На самом же деле SOA следует рассматривать не как отдельный проект, а как некую долговременную стратегию, которая должна приниматься во внимание в процессе развития и модернизации любой ИС. По-видимому, желая избавить SOA от сформировавшегося в последние годы ореола немыслимой сложности и загадочности, IBM инициировала выпуск книжки “Service Oriented Architecture for Dummies” (ее авторы — известные консультанты из Hurwitz & Associates), которая бесплатно распространялась на Impact 2009.

Начинать движение к SOA можно и с малого. В Smart SOA выделяются четыре стадии развития этой архитектуры на предприятии. На первой, базовой (Foundational) отдельные задачи уровня подразделения решаются таким образом, чтобы впоследствии созданные сервисы допускали повторное использование. На второй предполагается распространение этого подхода на бизнес-процессы, охватывающие все предприятие (Extend end-to-end). На третьей (Transform) появляется возможность менять и оптимизировать не только отдельные бизнес-процессы, но и саму модель бизнеса компании. И наконец, на четвертой (Adapt dynamically) становится реальной задача полуавтоматической динамической подстройки бизнес-процессов к меняющимся условиям. Анализ клиентской базы IBM, представленный вице-президентом корпорации по направлениям SOA, BPM и WebSphere Сэнди Картер, показывает, что за прошедшие два года произошел заметный сдвиг от проектов, относящихся к базовой стадии, к более сложным (см. диаграмму).

Еще один фактор, сдерживающий широкое распространение SOA, — необходимость солидных инвестиций в программные средства промежуточного слоя. Собственно, одной из целей Smart SOA как раз и являлось желание показать, что при разумном подходе указанные инвестиции можно растянуть на многие годы. Неслучайно одним из ключевых докладчиков на форуме Impact 2009 был генеральный директор подразделения IBM Global Financing Джон Каллис, который давал руководителям ИТ-департаментов советы о том, как они должны аргументировать перед своими CFO необходимость внедрения SOA-проектов в нынешние тяжелые времена. По его мнению, сегодня убедить финансового директора выделить инвестиции можно, лишь доказав ему, что они будут возвращены в кратчайшие сроки. Кроме того, следует обращать внимание CFO на перспективу перевода в результате проекта части затрат из категории капитальных в операционные.

Этой же цели можно достигнуть, разместив всю ИС или ее часть в дата-центре внешнего провайдера — “на облаке”. Такой провайдер возьмет на себя приобретение и обслуживание аппаратных средств и связующего ПО, а с помощью технологий виртуализации обеспечит балансировку загрузки, отказоустойчивость и безопасность. Заказчик же будет ежемесячно расплачиваться за предоставляемые услуги. “SOA и облачные вычисления — не одно и то же, но обе технологии имеют целью увеличение степени повторного использования ИТ-ресурсов, гибкости сервисов и стандартизации процессов”, — убежден директор IBM по направлению Application & Integration Middleware Том Росамилия. Вычислительная среда, предоставляемая внешним провайдером и называемая “общедоступным облаком” (public cloud), обладает рядом недостатков, которые сдерживают ее использование в корпоративном секторе. Среди них несоответствие корпоративным и регулятивным требованиям в области защиты данных и личной информации, недостаточная гибкость при настройке предлагаемой услуги, отсутствие необходимого предприятию уровня качества обслуживания (SLA).

Тем не менее возможности гибкого маневрирования ресурсами, их оптимальной загрузки и детального учета объема потребляемых услуг, характерные для public cloud, не могли оставить равнодушными и руководителей тех предприятий, которые продолжают эксплуатировать собственные дата-центры. В какой-то степени здесь просматривается аналогия с имевшим в свое время место переносом технологий Интернета в корпоративные ИС, приведшим к возникновению интранета. Действительно, почему бы не реализовать столь полезные технологии облачных вычислений на собственной площадке? Ответом на этот вопрос стала концепция “частных облаков” (private cloud). Как убеждали меня представители IBM, сегодня спрос на проекты по созданию private cloud заметно превышает предложение и продолжает расти. Заметим, что к private cloud относятся и ИТ-инфраструктуры, физически расположенные на площадке провайдера, но доступные только по защищенной VPN-сети. Кроме того, возможны гибридные конфигурации (hybrid cloud), в которых одна часть ресурсов находится на общедоступном облаке, а другая — на частном. Они особенно привлекательны в тех случаях, когда пиковые нагрузки возникают довольно редко, и для их выравнивания нет смысла содержать избыточные мощности в корпоративном дата-центре (на private cloud). Как сообщили представители IBM, в начале 2009 г. ими был выполнен проект, позволивший в рамках hybrid cloud передавать обработку прикладной пиковой нагрузки на внешнее облако, продолжая хранить все данные в собственном дата-центре предприятия-заказчика.

На Impact 2009 корпорация IBM недвусмысленно дала понять, что она связывает дальнейший прогресс в области SOA с распространением этой концепции на облачные вычисления. В частности, ею был представлен программно-аппаратный комплекс (appliance) WebSphere CloudBurst, предназначенный для быстрого развертывания и инициализации приложений в среде private cloud. Это специализированный сервер на базе процессоров x86, который загружает на облако предварительно настроенные виртуализированные образы и шаблоны приложений, а после того, как потребность в этих приложениях пропадает, выводит их из эксплуатации и высвобождает ресурсы. К тому же CloudBurst фиксирует, кто и когда начал использование данного приложения с тем, чтобы впоследствии можно было вести биллинг и контролировать внутрикорпоративные издержки. Упомянутые выше образы построены на базе новой виртуализированной версии сервера приложений WebSphere Application Server Hypervisor Edition, которая поддерживает спецификацию Open Virtualization Format и ряд популярных гипервизоров, включая VMware ESX Server. Выпуск WebSphere CloudBurst запланирован на конец II квартала по цене 45 тыс. долл. Упомянутая версия сервера приложений входит в комплект поставки, но может быть приобретена и отдельно. Как считают в IBM, применение CloudBurst будет полезно также на этапах разработки и тестирования приложений.

Еще одна облачная инициатива, анонсированная на Impact 2009, имеет отношение к моделированию и проектированию бизнес-процессов. Запускаемый IBM во II квартале сервис BPM BlueWorks предоставит на общедоступном сайте ряд инструментов такого рода, а также готовые, проверенные на практике шаблоны бизнес-процессов, причем пользоваться ими все желающие смогут бесплатно.

Если вспомнить об упомянутой в начале статьи рекламной пикировке и всерьез задуматься о том, кто же сегодня номер 1 на рынке SOA, то в свете всего вышесказанного подобный вопрос следует признать не очень корректным. Ведь сама по себе SOA, как и любая архитектура, не продается и не покупается. Ее можно строить, ей желательно следовать, она способна стать путеводным маяком. А подлинными лидерами здесь будут не вендоры, а заказчики — компании и предприятия, которые в полной мере воспользуются всеми достоинствами SOA.