Поставить в автомобиль навигатор, подаренный мне на юбилей редакцией, я решил, поездив по Москве с приехавшим из Берлина Ярославом Пьялеком. Совершенно не зная города, он очень уверенно проехал его из конца в конец по довольно сложному маршруту. Среди разных впечатлений от нового устройства у меня возникло усиливающееся ощущение, что мы постепенно приближаемся к эпохе электронного автомобиля, который на Западе называется e-car. Реально, мне кажется, что это дойдёт до внедрения лет через пять—семь, хотя работы активно ведутся.

Прежде всего, главной мотивацией внедрения e-car является запредельное количество гибнущих и покалеченных в автомобильных авариях. За год в России под колёсами гибнет население небольшого городка размером с Истру и прилегающих к ней деревень Вельяминово и Никулино. За десять лет погибает 350—400 тыс. человек, что сопоставимо с населением областного города. Если считать покалеченных, то за это время их насчитывается более миллиона.

Навигационная система — это просто один из первых шагов в направлении e-car. Следующими возможными шагами могут быть:

  1. Автоматический учёт бортовой системой автомобиля (БСА) дорожных знаков. Для этого все они должны при установке регистрироваться в навигационной базе данных. Все связанные с дорогой объекты (расположение и характеристики дорожного полотна, ограничения скорости и прочие ограничения, знаки и их координаты и т. д.) должны находиться в единой базе данных. В такой системе достаточно считывать данные из базы, проецировать их на лобовое стекло или экран навигатора, а в дальнейшем передавать системе планирования движения машины. В первую очередь должны учитываться важные знаки типа ограничения скорости, пешеходный переход, объезд и т. п. Здесь возникает проблема временных дорожных знаков, устанавливаемых, например, при дорожных работах. Они могут опознаваться с помощью радиомаячков или другими способами.
  2. Введение интеллектуальных светофоров. Они уже в ряде стран есть, но внедряются медленно. На перекрёстках под асфальт ставят индукционные датчики, и компьютер светофора оценивает размер очереди с каждой стороны. Это позволяет регулировать время зелёного цвета по каждому направлению, чтобы снизить время ожидания.
  3. Автоматическое уклонение от столкновений. Для этого машины должны иметь микрорадары с каждой стороны, которые при угрозе столкновения (как и аналогичные системы у самолетов) должны брать управление на себя и минимизировать риск.
  4. Оптимизация трафика за счёт учёта маршрутов всех автомашин. Если маршруты, введённые в навигаторы, будут доступны центральной системе, то можно разными способами существенно оптимизировать трафик и ликвидировать пробки. Здесь можно каждый бортовой компьютер сделать узлом подвижной компьютерной сети, а также рассматривать его как пакет, перемещающийся по автомобильной магистрали. К таким пакетам можно применять сетевые методы приоритезации трафика, выбора маршрута и т. п. вещи (с учётом автомобильной специфики). Одна из побочных важных функций — автоматический вызов служб спасения в случае аварии и регистрация истории столкновения (своеобразный чёрный ящик), что позволит более объективно определять виновного. Возможность сбора ежедневной статистики движения транспорта вместо нынешних разовых подсчётов трафика даст возможность с большой точностью прогнозировать его по часам суток, дням недели и временам года.
  5.  Введение электронного идентификационного номера автомобиля. Такой номер, бесконтактно доступный для внешнего автоматического считывателя, может быть зашит, например, в мотор при производстве автомобиля и позволит быстро обнаруживать угнанные автомашины. Можно развить эту идею дальше и снабжать специальным электронным номером все крупные блоки автомобиля.
  6. Введение функции автошофёра в машине. Можно будет, например, включив эту систему не тратить время на вождение, а читать почту.
  7. Введение дополнительной электронной разметки автодорог (обозначение читаемых бортовой системой разделительных полос, переходов, стоянок и т. д.).
  8. Полностью компьютерное управление. Ликвидация руля в машине, как атавизма 20-го века. Разумеется, чтобы автошофёром пользовались инвалиды, слепые и т. д. нужно превратить АЗС в автоматические АЗС (ААЗС). Для этого конструкции горловины бензобака и заправочного шланга должны быть переработаны для автозахвата шланга. Оплата — электронными деньгами.

Для любителей покрутить баранку нужно ввести специальный знак “Осторожно! За рулём человек!” и брать с них дополнительный налог за риск, которому они подвергают окружающих.

Реализация такой программы дело весьма непростое даже не в техническом плане, а в социально-правовом, но как мне представляется, оно того стоит — слишком дорогую цену мы платим за человеческое несовершенство. Поэтому реально на внедрение подобной системы может уйти до четверти века. Для российского бизнеса это замечательный громадный рынок, на который ещё можно успеть попасть, однако, скорее всего, впереди здесь будут Япония и ЕС.

Приятных вам и безопасных поездок!