Завороженные продолжающимися громкими приобретениями корпорации Oracle, мы, как мне кажется, слишком часто и не всегда оправданно называем их поглощениями в привычном смысле этого слова. Если говорить об активах и менеджменте купленных игроков, то ситуация именно такова, но если посмотреть на продукты и технологии, то создается впечатление, что роли поглощающего и поглощаемого меняются на противоположные. Действительно, после покупки BEA Systems сервер приложений Oracle и ряд других ее middleware-средств были заменены аналогичными продуктами BEA. Схожая судьба постигла продукт Oracle CRM, на смену которому пришла CRM-система купленной Oracle компании Siebel. Как показала прошедшая в Москве в конце мая конференция Oracle EPM Summit ‘2009, подобная тенденция характерна и для линейки продуктов EPM/BI, обеспечивающих управление эффективностью предприятия (Enterprise Performance Management, EPM) и бизнес-анализа (Business Intelligence, BI). На роль первых выдвинуты инструменты купленной два года назад фирмы Hyperion, основу вторых составляют решения Siebel.

Впрочем, теперь средства BI разделены на две категории: инструменты и приложения. Первые во многом используют технологии самой Oracle (ПО для построения хранилищ данных, реляционная СУБД), хотя и здесь флагманскую позицию занял многомерный OLAP-сервер, прежде находившийся под контролем Hyperion. Отнесение в отдельную группу BI-приложений, ориентированных на решение таких задач, как анализ маркетинговых кампаний, клиентской базы, финансовых потоков или ведение программ повышения лояльности, старший вице-президент Oracle EMEA по продажам решений EPM/BI Алан Блан объяснил тем, что программные средства обработки запросов к БД и генерации отчетов, получившие в свое время броское название Business Intelligence, на самом деле решали чисто технические задачи и по сути не имели никакого отношения ни к бизнесу, ни к интеллекту. Традиционная сфера применения средств EPM —планирование и бюджетирование, консолидация финансовой отчетности, контроль затрат и управление прибыльностью. Именно эти решения, по мнению Алана Блана, наиболее востребованы в России. Свидетельством тому стало и награждение наиболее ярких EPM-проектов Oracle в нашей стране: все они были выполнены на основе продуктов Hyperion и номинировались по двум категориям (бюджетирование и консолидация).

Не была обойдена вниманием и тема мирового кризиса. Мы не будем останавливаться на тезисах, которые уже не раз обсуждались на наших страницах. Отметим лишь, что, как заявил Алан Блан, особенно интенсивный спрос на EPM/BI-решения Oracle сегодня наблюдается со стороны наиболее пострадавшей от кризиса отрасли финансовых услуг. Объясняется это многими причинами: тут и желание оптимизировать расходы, и многократно возросший интерес к отчетности со стороны акционеров, и требования к прозрачности, предъявляемые контролирующими государственными органами, которые следят за целевым использованием средств, выделяемых государством на поддержку банков.

Главный стратег Oracle по направлению EPM Томас Острайх даже предложил предприятиям семь правил действия во время кризиса (тех, разумеется, что связаны с применением инструментов EPM/BI). Первое рекомендует получать полную и достоверную информацию и делиться ею как с сотрудниками собственной компании, так и с внешними контрагентами. Второе обращает внимание на необходимость непрерывного контроля ключевых показателей. Но одного этого, убежден г-н Острайх, сегодня уже не достаточно: следует уметь находить причинно-следственные связи между показателями и строить на этой основе так называемые опережающие индикаторы (для проактивного управления). Третье призывает перейти к гибкому планированию. Здесь наряду с известными методами скользящего планирования прозвучал и довольно парадоксальный в данном контексте лозунг: “Не придерживайтесь плана, придерживайтесь действительности”. Четвертое рекомендует предприятиям регулярно пересматривать свою стратегию. (Отдавая должное современным методам сценарного моделирования, трудно отделаться от мысли, что стратегия, меняющаяся, скажем, раз в месяц, по логике должна бы именоваться уже тактикой.) Пятое учит инвестировать и экономить осмысленно с тем, чтобы не отказываться от некоторых инвестиций просто из соображений утилитарной экономии средств. Шестое и, как мне кажется, чрезвычайно важное настоятельно призывает строить доверительные отношения. С кем? Да со всеми: с регулирующими органами, партнерами, поставщиками, заказчиками. Сегодня, когда кредитные ресурсы крайне ограничены, а риски велики, только тот, кто по-настоящему доверяет вам и вашим отчетности, будет готов разделить с вами свои риски. И наконец, седьмое — самое короткое и, пожалуй, наиболее сложное в исполнении правило. Это своеобразное логическое “и”, требующее выполнять предыдущие шесть рекомендаций не в отдельности, а одновременно.