В июне в Москве в шестой раз прошел международный форум eLearnExpo 2009. В его работе приняли участие 28 российских и зарубежных компаний, представляющих решения в области электронного обучения. В рамках форума проходила выставка (ее посетило свыше 1200 специалистов) и конференция, в которой приняло участие более 300 человек.

Судя по плотной программе конференции, продолжавшейся два дня, тема e-Learning сейчас особенно актуальна. “Электронное обучение с каждым годом приобретает новые свойства, — считает профессор Владимир Тихомиров, президент Международного консорциума “Электронный университет”. — Сегодня e-Learning — уже не просто дистанционное образование, а технология, позволяющая создавать учебные заведения нового типа. На ее основе развивается гигантская индустрия”. Он указал на рост значения электронного образования в современных условиях: “Сейчас никто не знает, какой будет экономика после кризиса, какие кадры будут востребованы. Только благодаря электронным технологиям учебные заведения смогут быстро адаптироваться к посткризисному периоду”.

По мнению многих участников форума, переход на электронные рельсы необходим и потому, что удвоение знаний в мире происходит не за годы, а за месяцы. В связи с этим возникает вопрос: как их оперативно доставить в аудитории и аккумулировать в учебных материалах? Ведь сегодня в вузах преподают знания в лучшем случае десятилетней давности. “Такое запаздывание становится недопустимым, но оно неизбежно, если использовать старые методы доставки информации. Только электронное образование позволяют справиться с этой проблемой”, — подчеркнул Владимир Тихомиров.

Однако для внедрения новых форм обучения в систему национального образования необходима поддержка государства. Ведь в этой области невозможно обойтись без правил и нормативных документов. К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация. Хотя на уровне высшего руководства страны постоянно звучат речи о развитии инноваций, чиновники сдерживают распространение дистанционных методов в учебных заведениях.

Как рассказал Валентин Гаркуша, генеральный директор компании “Виртуальные технологии в образовании”, до 2003 г. Минобразования активно занималось созданием нормативной базы для дистанционного обучения. Но новое руководство министерства отменило большинство из этих документов, не предложив ничего взамен. И теперь вузы боятся быть обвиненными в каких-либо нарушениях, но все же продолжают внедрять дистанционное обучение. “Хотя какие могут быть нарушения, если люди, не имеющие других способов приобрести знания, получают возможность осуществить свою мечту? — задал риторический вопрос Валентин Гаркуша. — И это абсурд продолжается уже не один год. Дистанционное обучение внедрялось бы в вузовской среде на порядок быстрее, если бы министерство уделяло бы этому вопросу хоть какое-то внимание”.

К счастью в последнее время в области e-Learning наметились положительные сдвиги. Внимание к этой теме привлек президент РФ Дмитрий Медведев, который в майском выступлении отметил важность дистанционного и интернет-образования. А недавно в Минобрнауки была создана рабочая группа по подготовке нормативных документов. “Однако ее цель — всего лишь вернуться на позиции 1997 г. и провести еще один эксперимент по дистанционному обучению, поскольку наработки первого эксперимента были утрачены. Если такое решение будет принято, то к 2015-му мы получим результаты, которые возможно подстегнут процесс электронного обучения в России”, — выразил надежду Владимир Тихомиров.

Несмотря на отсутствие нормативной базы, российские учебные заведения проявляют интерес к новым учебным методам образования. На форуме ректоры вузов обсудили за круглым столом вопросы синергии внедрения дистанционного обучения как элемента единой информационной среды вуза.

Что касается предприятий, то они уже активно осваивают электронные методы подготовки сотрудников. Судя по результатам опроса ряда отечественных компаний, проведенного журналом “Кадровое дело”, руководители отделов кадров отметили целый ряд преимуществ: массовый охват, сокращение затрат и повышение скорости обучения, а сотрудники выделили экономию времени на учебный процесс и изучение материалов, а также удобство подачи информации. Однако респонденты упомянули и недостатки. По мнению директоров, это слабая мотивация работников к учению, ограничения в передаче практических знаний и нехватка живого общения с преподавателем, а по отзывам сотрудников — невозможность обучения прикладным профессиям, отсутствие способов задавать вопросы и неудачно составленные курсы. Выход и те и другие видят во внедрении смешанных форм обучения, сочетающих традиционный и электронный подходы.

На популярность смешанных подходов к обучению указывают и зарубежные исследования. По результатам опроса европейских компаний, проведенного французской фирмой Cegos, чисто электронное обучение предпочитают 82% респондентов, а смешанное — 89%.

Анализ зарубежных рынков указывает на то, что кризис подстегнул интерес к e-Learning. Новые экономические условия заставляют компании проводить реорганизацию процесса обучения сотрудников, менять формы подачи учебного материала и экономический подход. В нашей стране сейчас тоже складывается непростая ситуация, и отечественным предприятиям пригодится опыт тех стран, которые раньше нас занялись электронным обучением и уже узнали, как этот подход позволяет им справляться с нынешними проблемами.

По результатам опроса компании Cegos, в 2009-м число организаций, планирующих применить электронное обучение, увеличилось по сравнению с 2008-м на 18% и достигло 73%. “По-видимому, 2009-й будет годом e-Learning”, — сказала Наталья Соболева, генеральный директор компании Competentum. На это также указывает подъем спроса на системы управления обучением (Learning Management System, LMS). Так, по данным компании Bersin & Associates, несмотря на кризис, объем продаж LMS в США вырастет с 583 млн. долл. в 2006-м до 817 млн. долл. в 2009-м. Причины роста — замена существующих систем, расширение функционала и интеграция с корпоративной инфраструктурой.

Параллельно растет и второй сегмент рынка продуктов для e-Learning — средств подготовки контента. Недавно в этой области появилась тенденция распространения готовых учебных курсов. “Благодаря таким курсам электронное обучение стало доступным для компаний среднего размера, — рассказала Виктория Михайлова, генеральный директор “Талантиум”. — Это позволило им направить инвестиции на разработку собственного контента и кастомизацию готового”.

В связи с кризисом повышается популярность аутсоринга как экономически эффективного метода обучения сотрудников. По данным, приведенным Натальей Соболевой, на Западе среди небольших предприятий быстро растет интерес к хостингу LMS-систем. Но она отметила и сдерживающие факторы, главный из которых — вопросы безопасности и интеграции с корпоративными системами.

Судя по выступлениям на форуме, в России тоже растет интерес к аутсорсингу в образовании, причем не только к аренде LMS, но также к передаче на аутсорсинг процесса подготовки контента и обучения. Но развитие этого подхода тормозится из-за того, что еще не до конца решены все организационные и методологические аспекты, в частности вопросы ответственности сторон.

Но в целом, несмотря на кризис, ситуация с e-Learning в корпоративном сегменте складывается благоприятно. Так, по данным Cegos, в Европе большинство директоров отделов кадров планируют сохранить или даже увеличить инвестиции в обучение сотрудников и уделить особое внимание электронным методам. Российским компаниям тоже следует об этом задуматься, если они хотят быть конкурентоспособными на мировом рынке. Что касается перспектив e-Learning в системе государственного образования, то все заинтересованные стороны надеются, что поддержка Президента Дмитрия Медведева подстегнет поступательный процесс в этой области.