На отечественном ИТ-рынке наступает летнее затишье, и у компаний появляется возможность отдышаться и спокойно оценить его состояние. Своим видением ситуации и взглядами на перспективы ее развития с обозревателем PC Week/RE Денисом Воейковым поделился директор компании “ОфисТехникс” Дмитрий Мешков.

PC Week: Как вы сами для себя оцениваете масштабы своего бизнеса?

Дмитрий Мешков: С точки зрения российской экономики вообще мы пока относимся к малым компаниям. Но если брать непосредственно сектор ИТ, то численность нашего штата (порядка 100 человек) и объемы оборота, наверное, уже вполне позволяют считать нас предприятием среднего размера.

PC Week: Когда вы ощутили кризис на себе?

Д. М.: Первые его признаки стали появляться уже в конце весны прошлого года. Несмотря на то что в стране еще была полная эйфория от прогнозируемых нефтяных цен на уровне 200 долл. за баррель и нас, казалось бы, должно было ожидать самое радужное будущее, какие-то негативные процессы уже запустились. Клиенты начали весьма жестко отслеживать ИТ-бюджеты и максимально сокращать расходы.

Осознание же того, что кризис неминуем, пришло в сентябре, а самыми сложными месяцами, пожалуй, стали октябрь и ноябрь, когда абсолютно не было понимания, что же делать в новых условиях. При этом наши клиенты задолжали нам довольно много, и в первые месяцы возникли серьезные просрочки платежей. Правда, в итоге эти вопросы удалось урегулировать мирным путем — без арбитража и пр.

PC Week: В какой степени оказались затронуты кризисом различные направления вашего бизнеса?

Д. М.: Наша компания представляет собой некий симбиоз производителя ПК и системного интегратора. У большинства корпоративных заказчиков произошли сокращения персонала (причем часто весьма значительные) и урезания бюджетов, которые коснулись в первую очередь всего, что связано с ИТ.

В результате проблемы нашего производства сейчас заключаются в том, что клиенты отложили модернизацию парка оборудования и приобретение новой техники, осуществляя только самые необходимые закупки.

В то же время мы изначально предлагали реализацию комплексных проектов, включающих в себя как прокладку ЛВС, монтаж систем видеонаблюдения и контроля доступа, так и поставки оборудования и оптимизацию программного комплекса под нужды заказчика. Соответственно многие подобные проекты были рассчитаны на длительный срок и требовали завершения. Клиенты не могли от них отказаться, поэтому, например, в самом конце прошлого года мы себя чувствовали более или менее комфортно.

Помимо этого к нашим услугам сейчас прибегают заказчики, которые стремятся оптимизировать свои ИТ-расходы и пытаются просто поддерживать в рабочем состоянии уже имеющиеся у них инфраструктуру и парк техники (без их модернизации).

Если же говорить о таком направлении, как работа с госсектором, то здесь все непросто. Как и многие ИТ-компании, мы в начале года возлагали на госбюджет большие надежды, считая его своеобразной палочкой-выручалочкой. Однако уровень конкуренции в этом сегменте настолько вырос (мы оказались не одиноки в своих стремлениях), что рассчитывать сейчас на возможность поправить финансовое положение и выжить только благодаря работе с государственными заказчиками уже не приходится.

PC Week: Во время тендеров ваши заказчики сегодня на что больше стали обращать внимание?

Д. М.: Они и раньше ориентировались на цену, но теперь помимо нее для них крайне важную роль играет вопрос, связанный с кредитованием. Поэтому мы сейчас не сокращаем его сроки и не берем плату за пользование кредитом, если его сумма находится в определенных рамках.

Плюс я сейчас замечаю, что сохранилась тенденция к выбору в пользу качественного товара. Люди продолжают приобретать оборудование (пусть и более дорогое), которое не будет давать сбоев и позволит компании работать стабильно.

PC Week: Канал продаж у вас претерпел какие-либо изменения?

Д. М.: Нет. Как и раньше, мы преимущественно работаем непосредственно с клиентом. Наши продавцы проводят презентации и переговоры на территории заказчика. В регионах у нас есть определенное количество партнеров, но приоритетной остается модель прямых продаж.

PC Week: К какой-то оптимизации пришлось прибегнуть?

Д. М.: Да, безусловно. Мы более пристально стали смотреть на расходы. Например, у нас еще на начало 2009 г. были запланированы переезд в новое здание и объединение нескольких офисов. От этих планов мы пока отказались.

Однако даже в периоды работы в убыток наша компания не производила сокращений штата. Более того, уже начиная с ноября мы стали привлекать к себе высококлассных специалистов в рамках не только обновления, но и частичного расширения штата. У других игроков рынка происходили сокращения, и мы приглашали тех сотрудников, которых не могли позволить себе раньше.

PC Week: А как чувствуют себя ваши конкуренты?

Д. М.: Вы знаете, работая на корпоративном рынке, мы не мониторим компании того же размера, что и мы. Как правило, мы стараемся ориентироваться на более крупные структуры, с которыми сталкиваемся в ходе тех или иных тендеров и аукционов. В целом мы видим, что дела сейчас не особо хорошо обстоят у всех. Поэтому наша компания планирует для себя достаточно интенсивный рост в ближайшее после кризиса время.

PC Week: Вы наверняка анализируете текущую ситуацию на рынке. Как бы вы оценили его падение в нынешнем году?

Д. М.: Я думаю, что падение нужно оценивать не с начала этого года, а с осени прошлого. Тогда было самое драматическое время и спад составил приблизительно 30—35%. Потом ситуация несколько стабилизировалась, хотя, возможно, это относится и не ко всему рынку.

В моем понимании наиболее выгодными возможными партнерами для клиентов сегодня являются ИТ-компании среднего размера. Мы изначально, я думаю, были лучше подготовлены к кризису, нежели крупные игроки, и нам сейчас выживать проще.

Судите сами. Многие серьезные структуры достаточно сильно пострадали из-за большой долговой нагрузки, скопившейся у них за время расцвета. Возникла она из-за масштабных амбициозных планов по развитию, которые осуществлялись преимущественно на заемные деньги.

У нас же в основном не было возможности развиваться за счет кредитов, поэтому, когда разразился кризис, мы не были обременены серьезными долгами. Мы просто почувствовали снижение спроса. Вот и все.

PC Week: Как бы вы определили состояние и тенденции развития рынка? Он уже достиг дна?

Д. М.: Делать какие-либо прогнозы сейчас занятие неблагодарное. Могу лишь сказать о том, что я вижу в данный момент. Нефть с начала года поднялась в цене, и довольно значительно выросли биржевые индексы. Люди почувствовали облегчение. Но что будет к осени? На сей счет существуют две совершенно противоположные точки зрения. Кто-то говорит, что уже заметны первые приметы улучшения ситуации, а кто-то уверен в приходе новой волны кризиса.

Лично я очень надеюсь, что к осени по крайней мере не станет хуже. Потому что в первом квартале падение ВВП было достаточно значительным, и если оно продолжится, мы окажемся в крайне тяжелом положении.

PC Week: Минкомсвязи недавно сделало неожиданный прогноз относительно роста ИТ-отрасли в текущем году на уровне 32,8%, и многие восприняли это как намек на ожидаемый ведомством обвал рубля. Что на этот счет думаете вы?

Д. М.: Прогнозы о повышении к концу года курса до соотношения 44 рубля за доллар я слышал давно и считаю их вполне допустимыми. Другой вопрос, что в случае такой динамики заказчики еще сильнее сократят свои бюджеты и многие проекты остановятся.

PC Week: И все же сейчас для вас лично нервозность спала?

Д. М.: Да. Если осенью мы еще абсолютно не понимали, по какому пути идти, то сейчас мы уже определили для себя, что не станем сокращаться до минимума, как это сделали некоторые конкуренты. Я считаю, что даже в условиях кризиса нужно, чтобы у сотрудников сохранился оптимизм и вера в будущее компании. Люди должны видеть, что руководство придерживается курса не на максимальное сжатие бизнеса или извлечение сиюминутной прибыли, а на развитие и рост.

PC Week: Вы не допускаете, что компания может не пережить кризис?

Д. М.: Мы стараемся сейчас делать все, чтобы этого не произошло. Модель бизнеса у нас масштабируемая. На данный момент практически весь состав работает в полную силу — последние вынужденные каникулы были на майские праздники. Если снова наступит ухудшение ситуации и мы увидим, что спрос начинает падать, нам, возможно, опять придется прибегнуть к подобным мерам. Но я думаю, что компания переживет кризис и сумеет выйти из него с хорошими планами на будущее.

PC Week: Все говорят, что кризис — это новые возможности. Для себя вы в чем их видите?

Д. М.: Для нас данный период — это в первую очередь возможность расти и развиваться за счет привлечения на работу новых квалифицированных сотрудников, а также обретения клиентов, которых мы не могли заинтересовать до кризиса.

PC Week: Часто ли сейчас приходится пересматривать планы?

Д. М.: Ежедневно. Я перешел со стратегического планирования, скажем так, на тактическое реагирование. Необходимо постоянно корректировать определенные вещи в соответствии с меняющимися рыночными условиями и нашими внутренними возможностями.

PC Week: Что бы для вас стало явным признаком окончания кризиса?

Д. М.: Вывод о том, что кризис закончился, я сделаю тогда, когда сразу у нескольких клиентов начнут реализовываться отложенные масштабные проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры. Я думаю, что выход из кризиса будет достаточно стремительным. Люди спешно сокращали свои расходы (часто делая это необоснованно) и выходить будут тоже “кто быстрее”, стараясь занять максимальную долю рынка, упущенную конкурентами.

PC Week: Спасибо за беседу.