Этот вопрос был обозначен в повестке дня еще год назад, когда WMware заявила о своих претензиях на создание облачной ОС на базе своих виртуализационных технологий. Уже тогда наблюдатели отмечали, что собственно ОС, как продукта, будет явно недостаточно, чтобы реально конкурировать с такими гигантами, как Microsoft и Google. Центр борьбы за лидерство в “облаках” смещается из продуктовой сферы в сервисную, а именно — в область хостинга платформ. А для этого VMware нужно сделать решительные шаги по преобразованию операционной среды в законченную сервисную платформу для мощных дата-центров. Кажется, именно такой шаг WMware сделала 11 августа: корпорация объявила о покупке за 420 млн. долл. частной компании SpringSource, специализирующейся на разработке открытых программных продуктов для Java-сред.

Сумма покупки не очень велика по традиционным меркам ИТ-рынка, где бурное обсуждение сделок в СМИ обычно начинается при величинах более 1 млрд. долл. Но не надо забывать, что цены сейчас на фондовом рынке как минимум в два раза ниже по сравнению с докризисным периодом. К тому же речь идет о приобретении по сути дела быстро растущего стартапа. Так или иначе, но для VMware — это крупнейшее приобретение за ее историю. По условиям сделки, которая должна завершиться в сентябре, компания заплатит 362 млн. долл. наличными и еще 58 млн. — акциями и опционами. Оплата наличными во время финансового кризиса —довольно рискованный шаг, который может привести к тому, что по итогам года WMware закончит с убытками, но, учитывая накопленные ранее финансовые резервы (и поддержку материнской корпорации EMC), компания вполне может себе это позволить. Тем более что покупка очень перспективна.

SpringSource — один из наиболее интересных и уже сейчас хорошо известных игроков на поле Open Source. Компания была создана в 2005 г. командой разработчиков начатого за несколько лет до того открытого проекта Spring Framework, который в последние годы быстро набирает популярность в Java-сообществе. Фактически SpringSource сформировала за счет целого ряда собственных разработок и сделанных приобретений свою законченную высокоуровневую Java-платформу, включая среду исполнения, средства разработки и инструменты управления. Штаб-квартира компании находится в Сан-Матео (Калифорния, США), а ее локальные офисы — в ряде стран Западной Европы, а также в Канаде и Австралии. В настоящее время в SpringSource работает около 150 сотрудников. В то же время пока компания представляет собой сугубо инвестиционный проект — по сообщениям СМИ, выход на точку окупаемости планировался лишь в середине 2010 г.

С помощью данного приобретения VMware может существенно усилить свои позиции в плане создания полноценной облачной платформы. Дело в том, что виртуализационная инфраструктура WMware, получившая с выходом новой, четвертой версии название VSphere, представляет собой лишь среду исправления и управления виртуальными машинами, но в ней полностью отсутствуют средства создания и поддержки собственно приложений. Объединение же возможностей VSphere и Spring Framework позволит VMware создать новую интегрированную платформу PaaS (Platform as a Service), которая позволит в том числе и создавать решения на ней.

В целом такое развитие событий является вполне логичным, но при этом возможны серьезные риски для VMware. Речь идет об изменении позиционирования компании на ИТ-рынке в целом. Дело в том, что до сих пор один из ключевых преимуществ VMware была ее независимость по отношению к традиционным ОС и системам разработки. По большому счету VMware никогда не имела каких-либо партнерских отношений с разработчиками приложений (да и с приложениями как таковыми). Теперь же компания выходит на новый для себя и довольно непростой сегмент ИТ-рынка.

Сообщение о сделке между VMware и SpringSource вызвало в Java-сообществе весьма неоднозначную реакцию, высказываются, в частности, опасения по поводу судьбы открытого проекта в руках компании, которая известна на рынке своей приверженностью жесткой модели проприетарного ПО (гораздо более жесткой, чем, скажем, у Microsoft).

Уже сегодня также возникает такой вопрос: остановится ли VMware на создании PaaS-платформы или пойдет дальше (вслед за той же Microsoft) и станет продвигаться в сторону хостинг-провайдинга. Отметим, что до сих пор, VMware считала своим ключевым конкурентным преимуществом как раз то, что она не собирается вступать в конкуренцию с хостинг-провайдерами, ограничиваясь лишь поставкой им своей программной платформы. Но с большой вероятностью можно предположить, что чистоту статуса “поставщик ПО” VMware все же не сможет сохранить, логика развития ИТ-отрасли заставит ее смещаться в стороны сервис-провайдинга.