Одной из причин, почему Linux не сможет победить Windows на настольных компьютерах, называют отсутствие лидера, пророка-личности, роль которой в истории все же имеет место быть. Говорят, нет такого имени, которое можно было бы поставить рядом с именами Билла Гейтса и Стива Джобса. Широко распространены следующие предубеждения об этой операционной системе: 

  • Linux не так дружественна, как Windows;
  • количество совместимых с Linux приложений недостаточно; 
  • Linux труднее инсталлировать и поддерживать, чем Windows; 
  • Linux — это только для хорошо технически подкованных пользователей;
  • Linux — для сервера, а не для десктопа.

Тем не менее сторонники Linux утверждают: 

  • у Linux более надежная защита, чем у Windows; 
  • Linux гораздо более устойчива к компьютерным вирусам.

Однако хотя свидетельства о технических преимуществах Linux есть, их явно недостаточно для того, чтобы эту ОС начали широко использовать на настольных компьютерах. С другой стороны, в последнее время все шире используются виртуализация и облачные вычисления. Набирает силу централизованный подход к настольным компьютерам, которые лишь соединяют пользователя с необходимыми ресурсами. А нынешний финансовый кризис, затронувший всех без исключения, поставил во главу угла вопрос о практичности и сокращении затрат на обслуживание компьютерного парка. И десктоп под управлением Linux сегодня снова выходит на повестку дня.

Но в настоящей статье мы не будем решать сложный вопрос о целесообразности перевода настольных компьютеров на Linux. Вместо этого приведем свидетельства очевидцев, то есть тех, кто уже принял такое решение, кто уже работает и внедряет Linux на десктопах. Взгляд изнутри на преимущества — и в то же время на вопросы, возникающие при смене операционной системы, — а также на возможные стратегии работы с Linux может оказаться полезным руководителям информационной службы с практической точки зрения. Этому и посвящено исследование “Linux на десктопе”), проведенное в мае этого года британской консалтинговой компанией Freeform Dynamics. Несмотря на спонсорскую поддержку IBM, исследование проводилось независимыми специалистами. В ходе исследования было опрошено 1275 профессионалов сектора ИТ из Великобритании, США и других стран. Из них 18% работают в крупных компаниях численностью более 5000 человек. При этом 90% всех респондентов лично участвовали во внедрении настольных компьютеров на основе Linux в бизнес-среде.

Причины перехода на Linux — не технические, а материальные

Почему Linux рассматривают как альтернативу Windows на настольных компьютерах? В неформальной обстановке в качестве причин многие упоминают надежность защиты и устойчивую работу операционной системы. Однако при письменном опросе более 70% участников в первую очередь назвали минимизацию стоимости компьютерного парка и программного обеспечения. Были и другие причины: связанные с защитой (приблизительно 34%), надежность и стабильность( 32%), пользовательские преимущества (18%), гибкость(17%). Ответы на этот вопрос были даны в свободной форме. Говоря об уменьшении стоимости, многие упомянули экономию на лицензиях — не только в отношении покупки самой операционной системы, но и в отношении портфеля приложений Open Source. Другой популярный вариант ответа — возможность работать с оборудованием со спецификациями менее требовательными, чем для Windows, приобретая менее дорогое оборудование. Но большинство объединяют все причины под крышей общего сокращения стоимости (TCO). Чтобы лучше дифференцировать, что именно входит в показатель TCO, был задан вопрос, согласны ли респонденты с тем, что с переходом на Linux упрощается защита настольных компьютеров; облегчаются внедрение и поддержка новых версий; сокращается персонал, занятый обслуживанием и администрированием. С первым утверждением согласны 84% респондентов, со вторым— 66%, с третьим — 62%. Однако ни один из этих факторов не стал главным в решении о переходе на другую ОС.

В действительности названные причины не являются независимыми друг от друга. В частности, многие все еще спорят, возможно ли улучшить уровень защиты при использовании Linux, а другие утверждают, что главное — это то, что приемлемый уровень защиты с Linux обойдется дешевле и на его достижение потребуется гораздо меньше времени. Именно поэтому группа причин, связанных с защитой, оказалась на втором месте. Аналогичным образом стабильность и надежность могут подвергаться критике пользователей, но они признают, что затраты на поддержку необходимого уровня будут ниже.

Статистика свидетельствует: фокус внедрения Linux в бизнес-ориентированной среде лежит именно в материальной, а не в эмоциональной или идеологической сфере, как традиционно полагали сторонники свободного программного обеспечения.

Неразумно переводить на Linux всех без исключения

В отношении перехода к другой системе администраторы зачастую проявляют известную долю максимализма: переведем всех без исключения, а иначе не стоит и возиться. Оправдывает ли себя такая стратегия? Респонденты свидетельствуют, что хотя кое-кто и использует Linux очень широко, большинство установили его пока только на 20% компьютеров (см. рисунок). Любопытно сравнить степень перехода на Linux сегодня, ожидаемую степень “покрытия” этой операционной системой и теоретический потенциал. Общее количество организаций, где Linux используется хотя бы на 20% компьютеров, оценивается на уровне 40% и, как ожидается, в ближайшем будущем повысится почти до 60%. А 80% респондентов считают теоретически возможным перевести на Linux более 20% десктопов. Заметим: ни один из трех графиков не демонстрирует всеобъемлющего применения Linux на всех компьютерах. Большинство опрашиваемых понимают: несмотря на преимущества в эксплуатации и стоимости, некоторую часть пользователей придется оставить на Windows. Вывод из этих цифр напрашивается простой: подход “всё или ничего” может быть опасной ловушкой, и лучше в нее не попадать. Разница между вторым и третьим графиком подтверждает: несмотря на большие возможности Linux, существуют препятствия, без преодоления которых потенциал этой операционной системы не может быть использован полностью. Для некоторых пользователей даже с точки зрения стоимости может оказаться более эффективным оставаться с Windows.

Инерция — самое главное препятствие

Очень важно понимать, с какими трудностями придется столкнуться на пути внедрения — и тогда они будут наполовину преодолены. Участникам опроса был представлен список из 12 потенциальных препятствий — и они оценили важность каждого из них. Вот как в этом списке расположились позиции по мере убывания рейтинга.

  1. Препятствия на политическом и организационном уровне.
  2. Сопротивление пользователей Windows
  3. Отсутствие подобных приложений
  4. Несоответствие нынешним средствам менеджмента
  5. Другие приоритеты для ресурсов ИТ
  6. Неопределенность в поддержке со стороны поставщиков.
  7. Необходимость подготовки ИТ-персонала.
  8. Вопросы совместимости драйверов
  9. Оценка ROI.
  10. Недостаток средств миграции.
  11. Фрагментация дистрибутивов Linux.
  12. Отсутствие поддержки и консалтинга извне

Две первые проблемы из списка, получившие наиболее высокий рейтинг, касаются сопротивления на организационном и пользовательском уровне. Их можно объединить под одним емким мнением: если работает — не трогай. На протяжении многих лет люди выполняли свою работу с помощью Windows. И пусть эта ОС была не идеальна, но ведь работала! А с Linux еще непонятно, что будет, да и придётся привыкать к чему-то новому. Свою роль в сопротивлении играет и сложившееся предубеждение, что Linux — это для технарей и среднему человеку не подходит. Кроме того, существует вопрос соответствия задач, поставленных бизнесом, и программного обеспечения, которое сегодня пишется в основном для Windows. Этот вопрос стоит на третьем месте в списке. Tакие традиционно считавшиеся трудными области, как совместимость драйверов, фрагментация дистрибутивов в реальной жизни, уже не приносят больших проблем. Понимание этого факта позволяет отвести фокус усилий от технических вопросов и заняться тем, что, судя по статистике, намного важнее, — удовлетворением запросов конечных пользователей.

Linux — для большинства

Microsoft Windows горизонтальна по своей природе: вне зависимости от того, кто ее использует, эта ОС одинакова для всех. Однако при переходе на Linux совсем не обязательно поддерживаться этого же принципа. Конечным пользователям абсолютно все равно, какая ОС установлена на их компьютере, для них имеют значение приложения, помогающие в работе. А значит, и требования различных типов пользователей должны отличаться друг от друга. В то время как одним необходимы только электронная почта, текстовый редактор и, возможно, браузер, другим могут понадобиться специализированные системы: бухгалтерские пакеты, средства для дизайна и т. д. Большинство опрошенных выделило следующие категории пользователей в соответствии с их требованиями: 

  • разработчики ИТ; 
  • служба поддержки пользователей ИТ; 
  • пользователи общих профессий, которым нужна в основном электронная почта и текстовый редактор; 
  • операционные работники, использующие корпоративные приложения для рутинного ввода данных; 
  • технический персонал (не ИТ) — инженеры, дизайнеры, архитекторы; 
  • офисные “продвинутые” пользователи — бухгалтерский и маркетинговый персонал; 
  • мобильные профессионалы, например менеджеры по продажам; 
  • творческие работники (не инженеры).

Респондентам было предложено разбить пользователей на целевые аудитории и указать, каким из них они рекомендуют Linux для первоначальной адаптации; каким — для второй волны после отработки опыта внедрения на первой группе; наконец, какие — и вовсе под вопросом. С первой категорией сюрприза не было: все признают, что айтишники — это очень хороший выбор для начала перехода на Linux: 72% начинали внедрение новой ОС именно с них. Оказалось, однако, что пользователи общих профессий (42%) и операционные работники (40%) тоже вполне могут войти в первую волну. Требования представителей этих категорий невысоки и легко предсказуемы. Несмотря на то что многих из них называют “чайниками” и о них сочиняются компьютерные анекдоты, свободное программное обеспечение может достаточно хорошо удовлетворить их нужды. Бывает, что представители этих групп ссылаются на проблемы, связанные с общеиспользуемым форматом документов — например, при обмене файлами с пользователями Windows из других организаций. В таком случае эту группу можно включить во вторую волну внедрения, но все равно данные препятствия вполне преодолимы. Три четверти участников не считают эту целевую аудиторию проблемной. Почти треть респондентов уже установили новую ОС на компьютерах нетехнического персонала. По статистике те, кто работал с пользователями из этой группы, оценивали первоначальное их привлечение гораздо оптимистичнее, чем те, кто не имел с ними дела. Например, 58% первых (в сравнении с 38% вторых) порекомендовали включить работников общих профессий в первую волну внедрения. Такой оптимизм, подтвержденный опытом, указывает, что их перевод на Linux был не таким трудным, как ожидалось. А таких пользователей — большинство. Начиная именно с этой группы руководитель может минимизировать риски и проверить совместимость многих программ.

Сюрпризом оказалась статистика по “продвинутым” пользователям. Вопреки общепринятым представлениям мобильные профессионалы и нетехнические творческие работники не смогут так легко перейти на новую операционную систему. Многие из них зависят от ряда Windows-приложений, которые нелегко перевести под Linux. Многие по роду деятельности связаны с функциями Microsoft Office, которых не предоставляют программы из категории свободного программного обеспечения.

Минимизируем риски

Реальный опыт внедрения невозможно переоценить: учиться лучше на чужих ошибках. Поэтому интересно было узнать, что порекомендуют участники опроса на пути внедрения. Вот их ответы по мере убывания важности.

  1. Проанализировать требования и пожелания пользователей.
  2. Тщательно оценить совместимость приложений
  3. Двигаться по пути внедрения не торопясь, скрупулёзно тестируя.
  4. Уделить внимание обучению и поддержке.
  5. Определить требования для Windows-приложений.

Сравнительный анализ приложений

Для пользователей самое главное — получить приложения, которые помогают справляться с их рабочими функциями. Все приложения, исторически существующие под Windows, участники опроса разделили на категории: 

  • офисные средства — текстовые редакторы, таблицы, презентации; 
  • интернет-браузеры; 
  • клиенты электронной почты; 
  • основные корпоративные приложения, фронт-энд — ERP, CRM; 
  • специализированные бизнес-приложения в зависимости от направления бизнеса; 
  • специализированные приложения, созданные внутри предприятия; 
  • программы для дизайна;
  • средства разработки ИТ;
  • средства поддержки ИТ.

Кроме того, респонденты указали возможные методы предоставления подобных приложений для Linux: 

  • родные решения — внедрение Linux-эквивалентов для Windows-приложений с таким же набором функциональности; 
  • эмуляция Windows — запуск Windows-приложения с использованием runtime-эмуляторов (например, Wine или CrossOver компании CodeWeaver); 
  • Windows-виртуализация — запуск Windows-приложения с помощью полной копии Windows на виртуальной машине или через компьютер с двойной инсталляцией; 
  • удаленный доступ — запуск Windows-приложения на сервере и обеспечение доступа через терминал или через браузер.

Хотя большинство приложений может быть заменено аналогами, работающими под Linux, для некоторых категорий пришлось использовать весь арсенал технических средств (см. таблицу). Сегодня существуют хорошо проверенные Open Source-эквиваленты наиболее популярных приложений, работющих под Windows. Это OpenOffice.org и Lotus Symphony в качестве замены MS Office или GIMP в качестве замены Photoshop. Респонденты отозвались об этих решениях весьма положительно. Категории, не имеющие хорошего аналога среди пакетов Open Source, выделены в таблице желтым цветом. Доступ к корпоративным и созданным внутри предприятия приложениям часто предоставляют через клиенты-терминалы или используют их в качестве интернет-приложений. Виртуализация и компьютер с двумя ОС применяются для дизайнерских средств, таких, как программы Adobe. Наиболее трудными для воплощения на Linix оказываются специализированные бизнес-приложения. Для этой категории нет единого решения: метод зависит от конкретного пакета. За этой, да, в общем-то, и за всеми другими категориями спрятан огромный труд: изучение, тестирование, поиск методов решения конкретных проблем. Такая работа неизбежна, и только так можно выполнить требования, которые диктует бизнес-процесс, в то же время достигая преемственности приложений на уровне организации, отделов и отдельных пользователей.

Чем проще дистрибутив, тем лучше

Исторически, особенно в том, что касается настольных компьютеров, Linux больше всего подвергается критике за фрагментацию между огромным количеством дистрибутивов — Red Hat, SUSE, Ubuntu и др. Однако опрошенные профессионалы не увидели здесь больших препятствий. Эта причина стоит на предпоследнем месте в списке препятствий. Менее 17% сослались на нее. Но вопрос о выборе дистрибутива Linux с повестки дня никто не снимал. Для того чтобы минимизировать время на поддержку и обслуживание пользователей, а также избежать проблем, связанных с совместимостью внутри организации, необходимо свести к минимуму их количество, а лучше выбрать один. При выборе профессионалы руководствовались в основном удобством и простотой использования (48%) и поддержкой со стороны ИТ-специалистов (30%), хотя во внимание принималась и надежность (12%), и возможность интеграции (10%). Учитывая важность сокращения расходов на содержание информационной службы в наши непростые времена, сегодня назревает другое отношение к Linux, переводящее фокус с чисто технических вопросов на поиск оптимального решения с точки зрения бизнеса.

Каким образом профессионалы доставляют приложения на Linux десктоп Один символ I соответствует 10% участников исследования.
Вид приложенияРодные решения LinuxRuntime-эмуляция WindowsWindows-виртуализацияБраузер или терминал
Офисные средства IIIIIII I I I
Интернет-браузер IIIIIIIIII
Клиент электронной почты IIIIIIIII I
Корпоративные приложения III I I III
Специализированные приложения II IIIIIIII
Внутренние приложения IIIII I I II
Программы для дизайна IIII I IIII
Средства разработки ИТ IIIIIII I
Средства поддержки ИТ IIIIIII I I I

Источник: опрос Freeform Dynamics, 2009.