Все больше российских компаний понимают преимущества использования лицензионного программного обеспечения. И дело не только в том, чтобы защитить себя даже от непреднамеренного нарушения законов и связанных с этим проблем в ведении основного бизнеса. Применение легального ПО позволяет компании постоянно получать техническую поддержку производителя, своевременно устанавливать обновления, сохранять высокий уровень безопасности и т. д. В конце концов софт — это один из важнейших производственных активов, и им, как и любым другим активом, нужно управлять. А задача эта существенно усложняется по мере того, как ИС предприятия развивается, растет и становится географически распределенной. Какие лицензии актуальны, а у каких истек срок действия? Когда и сколько лицензий нужно закупить? Какое ПО в организации активно используется персоналом, а какие программы востребованы только ограниченным числом пользователей? Это далеко не полный список вопросов, актуальных сегодня для органов государственного управления, ускоренная информатизация которых рассматривается первыми лицами страны как одно из важнейших направлений повышения качества услуг, предоставляемых этими органами гражданам.

Управление программными активами помогает решить целый ряд задач, стоящих перед организацией.

  1. За счет эффективного планирования и использования оптимизировать затраты на корпоративное ПО в целом. Сократить расходы на обучение персонала. Регулярно получать от вендоров техническую поддержку и обновленные версии продуктов.
  2. Выявлять потребности в новых программных продуктах и избавляться от устаревших.
  3. Определять, насколько оправданны те или иные вложения в программное обеспечение, а также прогнозировать потребности в модернизации и приобретении новых продуктов
  4. Минимизировать риски от несоблюдения прав интеллектуальной собственности
  5. Повышать уровень информационной безопасности, обеспечивать сохранность и конфиденциальность данных.
  6. Наращивать эффективность и продуктивность основной деятельности организации.

Немалый опыт в этой области накоплен ведущим российским системным интегратором — “АйТи”. На протяжении многих лет компания оказывает услуги по лицензированию ПО для государственных структур, среди которых — Администрации Московской и Воронежской областей, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная таможенная служба России и многие другие. В ходе реализации проектов специалисты “АйТи” постоянно сталкивались с тем, что ограниченный функционал существующих решений по управлению лицензиями не позволял реализовать всех требования заказчиков, в том числе:

  • обеспечение инвентаризации ПО на рабочих станциях и серверах; 
  • осуществление учета всей требуемой лицензионной информации; 
  • проверка соответствия установленного ПО и закупленных лицензий; 
  • представление готовых отчетов, содержащих информацию о номенклатуре ПО, лицензиях и их использовании, а также наличие в своем составе инструментов для создания новых специализированных отчетов; 
  • прогнозирование такие событий, как истечение срока действия лицензий, приближение плановых платежей и предстоящее превышение запросов на установку ПО за пределы имеющегося пула лицензий, а также своевременное предупреждение о них; 
  • легкая интеграция с другими приложениями, эксплуатируемыми в организации; 
  • учет продуктов различных вендоров, а также собственных разработок заказчиков; 
  • обеспечение привязки закупленных лицензий к договорам, при этом должны сохраняться электронные копии всех документов, необходимых для подтверждения права владения ПО.

Специалисты “АйТи” изучили отечественный рынок программных средств, помогающих автоматизировать управление лицензиями на ПО в крупных организациях, и обнаружили, что представленные на нашем рынке решения не отвечают всем требованиям в полной мере. В частности, такие необходимые заказчикам функции, как учет корпоративных лицензий, предоставление доказательной базы и возможность интеграции с другими эксплуатируемыми приложениями, отсутствуют практически у всех существующих систем.

Руководитель группы продаж Microsoft компании “АйТи” Евгений Воробьев:

- Наличие у “АйТи” высокой компетенции при выполнении сложных комплексных инфраструктурных проектов для крупных государственных и коммерческих заказчиков подтверждено с одной стороны высшими партнерскими статусами Microsoft Gold Certified Partner и Microsoft Enterprise Solution Provider, а с другой — компетенцией Microsoft Authorized Government Reseller. Это с большой уверенностью позволяет нам говорить, что подавляющее большинство компаний и организаций с обширной распределенной ИТ-инфраструктурой уже имеют так называемые корпоративные лицензии Microsoft. В рамках этих лицензионных договоров заказчик за относительно небольшую цену наряду с необходимым набором клиентских рабочих мест получает лицензии на серверные продукты и инструментальные средства, А это означает, что таким организациям не придется покупать Microsoft System Center Configurations Manager и нужно будет оплатить лишь ПО и услуги по внедрению. С учетом цен конкурирующих продуктов одно только это обстоятельство обеспечивает выигрыш, перекрывающий стоимость наших услуг в подобных проектах.

Проанализировав результаты этого исследования, специалисты “АйТи” выбрали в качестве основы для собственной разработки продукт Microsoft System Center Configurations Manager.Строго говоря, данную разработку нельзя назвать тиражируемым продуктом. Есть базовая составляющая — Microsoft System Center Configurations Manager, лицензии на которую заказчик в случае необходимости приобретает у Microsoft. Решение же “АйТи”, созданное в начале 2009 г., — это программная надстройка, которая не продается как отдельный продукт, а используется как инструмент в проектах по автоматизации управления лицензиями. Поскольку обладателями исходных кодов данной надстройки является “АйТи”, то в любой момент в нее можно внести модификации, реализующие те или иные специфические потребности заказчика. В частности, для одного очень крупного клиента в настоящее время создается специальная версия, интегрированная с ERP-системой SAP.

Руководитель группы продаж Microsoft компании “АйТи” Евгений Воробьев убежден в том, что эта разработка отвечает максимальному набору требований, выдвигаемых заказчиками, и является по сути единственным на данный момент решением на отечественном рынке, реализующим полный набор перечисленных выше функций. С его помощью предприятие может провести инвентаризацию установленного ПО, в процессе которой обеспечивается распознавание более 200 тыс. приложений (их перечень пользователи могут расширять самостоятельно). Автоматизирован учет всей лицензионной информации. При этом для создания доказательной базы, которую следует предъявлять проверяющим органам, предусмотрено хранилище электронных версий документов (в его качестве может выступать и внешний корпоративный архив документов общего назначения). Разумеется, электронная копия не способна заменить юридически значимый бумажный оригинал: заказчик должен будет систематизировать процессы оприходования купленного ПО и ведения архива оригиналов документов, но наличие указанного электронного репозитария существенно упрощает эту задачу.

Система позволяет сопоставить данные об установленном ПО с числом лицензий, приобретенных компанией. При этом поддерживаются различные и нередко весьма сложные схемы лицензирования и организационные структуры предприятия. Поскольку собирается статистика не только по установленному ПО, но и по степени реального его использования в повседневной работе, руководство получает возможность прогнозировать закупку новых лицензий, планировать отказ от ненужного софта и в целом оптимизировать расходы компании на ПО. Все упомянутые выше сведения группируются в набор стандартных отчетов, а кроме того, пользователям разрешается строить собственные отчетные формы.

Наряду с масштабами и распределенностью ИТ-инфраструктуры, присущими и крупным коммерческим компаниям, и государственным органам, у последних есть ряд специфических особенностей, которые также учтены в решении “АйТи”. В таких органах, как правило, отсутствует централизация закупок ПО: региональные и муниципальные офисы могут в рамках своих бюджетов приобретать что-то самостоятельно, и при этом общая картина по всему ведомству остается скрытой от руководства. Предложенное решение позволяет консолидировать подобную информацию. Нередко отдельные компьютеры по тем или иным причинам не подключены к локальной сети, а сами локальные сети не имеют выхода в Интернет, что существенно затрудняет процедуры инвентаризации ПО. Иногда это связано с нормативами по соблюдению режима государственной тайны. Такие ситуации также поддерживаются. По мнению Евгения Воробьева, обсуждаемое сегодня широкое распространение в государственном секторе ПО Open Source не потребует существенного расширения функциональности. Однако решение “АйТи” пригодится для объективной оценки ситуации в учреждении: если, к примеру, выяснится, что пользователи работают лишь с ограниченным набором офисных приложений, то можно будет обосновать переход, допустим, на OpenOffice. Точно так же если возникнет необходимость обратного перехода на проприетарное ПО, легко будет оценить предстоящие расходы. Наряду с указанным решением компания предоставляет целый ряд дополнительных услуг по обучению сотрудников, технической поддержке, а также по выбору политики лицензирования, включая определение требований, анализ альтернатив и возможностей оптимизации налогообложения.