Прошлогодней осенью, когда возникла тема “что нужно делать во время кризиса”, то один из часто упоминаемых советов звучал так: “если у вас стало меньше работы и появилось больше свободного времени — потратьте его на повышение своей квалификации, а может быть и на освоение какой-то новой перспективной профессии”. Короче говоря, кризис не является препятствием для учебы, а наоборот — служит дополнительным стимулом для нее. Как реализуются эти понятные на теоретическом уровне тезисы на практике можно узнать, посмотрев, например, на опубликованные сведения Центра компьютерного обучения “Специалист” по итогам 2008/2009 учебного года.
В отчете компании констатируется, что в целом большинство организаций “срезали” расходные статьи бюджета, что повлекло сокращение заказов на обучение со стороны корпоративных клиентов. Впрочем, озвученный выше совет был адресован не предприятиям, а частными лицам, которым нужно было следовать в кризисной ситуации по принципу “дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих”. Этот подход показал свою актуальность: интерес частных лиц к образовательным услугам заметно вырос и оставался достаточно высоким на протяжении всего учебного года.
По данным “Специалиста”, к лету 2009 г. ситуация на рынке корпоративного обучения стала меняться. Компании, отказавшиеся от сохранения и укрепления кадрового потенциала, столкнулись с негативными последствиями. Для успешного внедрения новых технологий, для повышения производительности труда и обеспечения конкурентных преимуществ компании вернулись к практике корпоративного обучения, в первую очередь — повышения квалификации. Однако объемы капиталовложений в повышение квалификации кадров еще значительно уступают показателям 2007/2008 учебного года.
За прошедший учебный год в центре прошли обучение 40 520 слушателей. Оборот в деньгах составил 90,7% от показателей 2007/2008 года. Учитывая то, что за последний год по оценкам различных экспертов сегмент ИТ-образования сократился в 1,5—2 раза, получается, что “Специалист” заметно увеличил свою долю на этом рынке. При этом к новому учебному году штат центра расширился на 7% по сравнению с прошлогодним сентябрем.
Основным спросом пользовались курсы подготовки технических специалистов — программистов, разработчиков и администраторов СУБД. По данному направлению рост составил 23,3% по сравнению с прошлым годом. Не меньшей популярностью пользовались курсы экономического блока: для финансистов, бухгалтеров, специалистов по решениям “1С”. В данном сегменте рост составил 21%. На 12,5% увеличился оборот по направлению “Web-технологии” и на 4,5% по направлению “Менеджмент”. В отчете говорится, что “Специалист” сохранил за собой статус крупнейшего учебного центра Microsoft и Autodesk в России. Доля рынка авторизованных курсов Microsoft осталась на уровне 20%, а Autodesk увеличилась с 20 до 25%.
В наступивший учебный год “Специалист” вошел с ассортиментом курсов, обновлённым на 30%. Значительно расширена линейка авторизованных курсов Microsoft, Autodesk, Cisco, SolidWorks, а также занятий по информационной безопасности, пользующихся сейчас повышенным спросом. Растет число авторских курсов, в первую очередь — по Web-технологиям. В расписание также добавлены курсы по менеджменту и предпринимательству, английскому языку, а также курсы подготовки школьников к сдаче ЕГЭ. Опыт прошедшего года подтвердил перспективы дистанционного обучения и показал, что одна из наиболее эффективных форм — вебинары, сочетающие преимущества очного и онлайнового образования.
Кризис практические не повлиял на региональную программу развития центра: весной были открыты филиалы в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В сентябре должен начать работу отделение в Казани. До конца учебного года планируется открытие филиалов в городах-миллионниках страны, во всех центрах федеральных округов.