Предваряя свое выступление на очередной, 12-й российской конференции Lotus Forum ‘2009, директор по технологиям подразделения IBM Lotus Уффе Соренсен, не в первый раз принимающий в ней участие, выразил искреннее изумление, увидев, что в зале заняты не только все стационарные кресла, но и срочно внесенные откуда-то стулья. Не берусь объяснить этот феномен, но причина, вполне возможно, в том, что сегодня, когда на рынке ИТ наблюдается спад, самое время поучиться и повысить свою квалификацию. Такая массовость аудитории придает особый вес результатам оперативного опроса, проведенного во время одного из докладов с помощью радиопультов, находившихся в руках у всех слушателей. К этим результатам мы еще вернемся.

А цель выступления Уффе Соренсена была простой по задумке, но трудной по исполнению: познакомить аудиторию с обновленной стратегией развития семейства продуктов Lotus для поддержки коллективной работы. Дело в том, что к привычной связке Lotus Notes/Domino, обеспечивающей традиционные средства электронной почты, календарного планирования, адресных книг, в последние годы прибавилось множество продуктов и технологий. В их числе — инструментарий для онлайнового оперативного общения и проведения конференций Sametime, включающий платформу унифицированной телефонии, портальный сервер WebSphere Portal, среда для совместной работы с контентом Quickr, инструментарий для работы с формами Lotus Forms, бесплатный пакет офисных приложений Symphony, платформа для построения корпоративных социальных сетей Connections и др.

Рассказывая о последней версии Lotus Notes/Domino 8.5, Уффе Соренсен акцентировал внимание не только на новой функциональности продукта, но и на его экономичности, выражаемой в терминах совокупной стоимости владения (TCO). По его словам, переход на нее с прежних версий сулит заказчикам 30%-ную экономию эксплуатационных расходов, причем затраты на системы хранения могут быть снижены на 50%. Объясняется это применением новой технологии DAOS (Domino Attachment and Object Service) для хранения почтовых вложений. Она предусматривает размещение всех таких вложенных файлов в одном экземпляре на общем сервере с последующим доступом к ним, осуществляемым с клиентских мест только по ссылке. Это своеобразный аналог технологии дедупликации, позволяющей отказаться от избыточного хранения одних и тех же файлов на множестве компьютеров.

Наряду с разнообразной продуктовой линейкой IBM Lotus предлагает клиентам еще одну степень свободы в форме четырех моделей развертывания своих продуктов. К традиционным моделям развертывания на собственной площадке заказчика и у хостинг-провайдера прибавились облачный SaaS-сервис LotusLive и преднастроеный программно-аппаратный комплекс Lotus Foundations, ориентированный на сегмент СМБ и на удаленные филиалы крупных корпораций. Пока что LotusLive в России недоступен, но г-н Соренсен сообщил о планах предоставить его нашим заказчикам уже в 2010 г. Впрочем, он тут же оговорился, что это не твердое обещание, а предварительные намётки. По мнению Уффе Соренсена, основная трудность здесь — языковая локализация сервиса LotusLive, однако у отдельных клиентов, к примеру, из государственного сектора могут возникнуть проблемы и с законодательным обеспечением хранения данных в зарубежных дата-центрах.

Со своей стороны руководитель отдела продаж ПО Lotus московского офиса IBM Галина Данилина подтвердила наличие интереса к LotusLive со стороны действующих в нашей стране филиалов западных компаний, а также российских разработчиков, желающих обеспечить доступ из своих приложений к отдельным облачным сервисам Lotus. Думается, подготовка почвы для “укоренения” таких решений потребует еще немалых усилий. Об этом свидетельствуют и результаты упомянутого выше опроса аудитории форума: 41% присутствовавших отметил, что модель SaaS в их компании не востребована из-за недостаточной ее безопасности, а еще 25% свою слабую заинтересованность в ней объяснили отсутствием развитой сети поставщиков подобных услуг. Последняя цифра должна заставить задуматься те компании, которые тормозят перенос своих SaaS-решений в Россию именно из-за отсутствия интереса со стороны наших заказчиков.

Еще более модная тема сегодня — технологии поддержки социальных сетей — также попала в центр внимания данной конференции. Обсуждая ее как нечто революционно новое, мы зачастую забываем о том, что инструментам для коллективной работы уже не один десяток лет. Каково же принципиальное их отличие от тех, что активно пропагандируются сегодня? Когда в своей беседе с Уффе Соренсеном я затронул этот вопрос, он согласился с тем, что в технологическом отношении в них не так уж много принципиальных новшеств. “К примеру, средства совместной работы с документами развиваются уже много лет, но после того как они стали востребованы широкими массами, появились и специальные названия, такие как wiki, которых не было прежде, — пояснил г-н Соренсен. — Если раньше для объяснения отдельных функций Domino/Notes приходилось потратить много слов, то теперь достаточно сказать blog или wiki, и все понимают, о чем идет речь. Появление нового имени знаменует укоренение в массовом сознании некой новой парадигмы”.

Впрочем, несмотря на активную пропаганду социальных сетей отношение к ним со стороны корпоративных клиентов довольно осторожное. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты упомянутого опроса, проведенного в рамках Lotus Forum ‘2009: 38% присутствовавших сказали, что их организации не используют подобные технологии и не имеют соответствующих планов, а еще 31%, как выяснилось, совсем не понимают, зачем нужны социальные сети в бизнесе. Я попросил г-на Соренсена прокомментировать и эту ситуацию.

“Отношение к социальным сетям действительно неоднозначно, — посетовал он. — Мне известны как компании, поощряющие “социальную активность” своих сотрудников, так и не приветствующие ее. Последние убеждены, что если каким-либо образом поощрять людей за публикации в блогах и тому подобное, те начнут попросту изображать бурную деятельность и лишь породят поток информационного мусора. Некоторые руководители запрещают своим сотрудникам участвовать в публичных онлайновых форумах, конференциях и других мероприятиях “социальной” направленности, где те, как они полагают, решают личные проблемы и занимаются пустым времяпровождением. Свои опасения есть не только у руководителей, но и у рядовых сотрудников. Они побаиваются, что опыт и знания, которыми они поделятся с участниками социальной сети, будет использован коллегами, которые обойдут их по службе. Проблемы здесь, несомненно, есть, но не следует их переоценивать: ведь и служебные телефоны можно использовать для личных разговоров, но никто не собирается отбирать их у сотрудников. С другой стороны, в освоении новых каналов взаимодействия заложены колоссальные возможности для повышения эффективности бизнеса”.

По мнению Уффе Соренсена, у сотрудников, опасающихся делиться своими знаниями, тем не менее остаются сильные стимулы к большей открытости: ведь пока кто-то колеблется и не решается обнародовать свою идею, другой более смелый коллега может выступить с аналогичным предложением, и тогда все лавры достанутся только ему. Для завоевания авторитета у сообщества и руководства им нужно постоянно демонстрировать свою компетенцию и креативность, но сделать это, не делясь знаниями с окружающими, невозможно. И именно данное обстоятельство будет стимулировать “социальную активность”.

“Кроме того, делясь информацией с товарищами по работе, сотрудник нередко не только просто отдает ее, но и получает что-то взамен. Возьмем, к примеру, технологию обобществленных закладок или тегов. Хотел бы обратить особое внимание на эту технологию: она по-настоящему инновационна и аналогов в прошлом не имеет. Допустим, вы обнаруживаете в Сети либо в корпоративном архиве полезный документ и помечаете его некими содержательными тегами. После чего другой сотрудник, которому нужна подобная информация, найдет ее, но не по полнотекстовому индексу, выдающему массу мусора, а по интересующим его тегам. Таким образом вы, пометив документ для себя, принесёте пользу и всему окружающему вас сообществу. Аналогично теги, присвоенные другими сотрудниками, когда-нибудь помогут и вам. Более того, здесь заложена возможность объективной оценки людей, особенно удачно идентифицирующих информацию в тех областях деятельности, в которых они глубоко разбираются. Ведь члены сообщества могут точно так же снабжать специальными тегами профили наиболее авторитетных в тех или иных вопросах специалистов. И тогда рекомендациям таких специалистов можно будет придавать больший вес. А пользуясь подобной оценкой со стороны коллектива, легко будет быстро найти лучших экспертов в определенной области. Иными словами, стимулы для социальной сетевой активности сотрудников достаточно сильны: ведь повысить свой статус в качестве эксперта они смогут, только активно участвуя в работе сообщества”, — констатировал он.