Президент РФ Д. А. Медведев провел 12.02.2009 г. заседание Совета по развитию информационного общества. В его ходе было отмечено, что “все международные рейтинги, отражающие уровень развития информационного общества стран, наглядно показывают, что за последние годы Россия не только не развивается, а местами даже сдает позиции” (Российская газета. 13.02.2009).

В этой ситуации Президент РФ сказал, что “несмотря на кризисные сложности, мы за два года должны создать предпосылки для интеграции в мировую информационно-коммуникационную отрасль”.

Для достижения данной цели необходимо решить много проблем. Ниже мы опишем только одну из них, на первый взгляд неожиданную.

Эту проблему можно сформулировать следующим образом: в стране существует много сильных физико-математических классов и школ, но почти нет классов и школ такого же уровня по информатике и программированию. Более того, известно много случаев, когда в физико-математических школах “заводится” сильный учитель информатики, отношение к которому руководства школы резко ухудшается, если воспитанные им дети начинают добиваться успехов в области информационных технологий. Это связано с тем, что такой учитель отвлекает детей от того, для чего созданы эти школы, — от физики и математики, и чем выше достижения учеников по информатике, тем больше они отвлекаются от главного в этих школах.

При обучении и работе в области математики и физики не многие вспоминают о своей социальной ответственности. В этой связи разительным контрастом представляется позиция великого советского математика Льва Семеновича Понтрягина, который в сравнительно молодом возрасте добился выдающихся результатов в области топологии и стал членом-корреспондентом АН СССР. Со временем у него “… всплыл на поверхность важнейший для занятий математикой вопрос — о выборе тематики. Вопрос о том, чем следует заниматься. Математика возникла как наука чисто прикладная, и в настоящее время ее основной целью является изучение окружающей нас материальной действительности на пользу человечества. С другой стороны, в развитии математики есть своя логика, которая часто уводит в сторону от прикладного пути. Создаются целые теории, не имеющие отношения к приложениям, но чрезвычайно красивые в своем роде. Эти математические красоты доступны только математикам и поэтому не могут быть оправданием для создания таких теорий” (Жизнеописание Льва Семеновича Понтрягина, математика, составленное им самим. М.: КомКнига, 2006).

При этом Л. С. Понтрягин понял, что “хочет заниматься вопросами, которые важны для общечеловеческих целей”, и он и его ученики стали работать в области теории управления и получили выдающиеся научные результаты, такие, как, например, “принцип максимума”. Особенность этих результатов состояла в том, что они сразу же применялись на практике. За эти достижения Л. С. Понтрягин был избран академиком АН СССР, а его работы имели наивысший уровень цитируемости в мире!

Отметим, что в настоящее время термин “социальная ответственность” не очень-то на слуху, что сказывается, в частности, и на образовании.

Возвратимся к рассматриваемой нами проблеме. Итак, ребенок, в котором в школе окончательно разбужен инстинкт к изучению математики или физики, поступает в университет для продолжения образования.

О том, что происходит с ним после окончания университета, рассказал недавно молодой математик Алексей Кузнецов при вручении премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых: “Каждый год мехмат МГУ оканчивают 400 выпускников, из них человек 30 готовы заниматься чистой наукой. Но в лучшем случае двое могут найти приемлемую работу. А куда идти остальным? Преподавать в университет? Но там мизерная зарплата и 20 часов в неделю чтение лекций. Времени на науку не остается. Поэтому уезжают туда, где на математиков есть спрос” (Российская газета, 10.02.2009 г.).

Такое число математиков, возможно, и было необходимо в СССР для оборонной промышленности, но в России, по крайней мере, пока она не перешла на инновационный путь развития, такой острой потребности нет, а ей значительно больше нужны специалисты по информационным технологиям, особенно высококвалифицированные.

Указанная ситуация несколько напоминает то, что сейчас происходит с подготовкой специалистов по экономике и менеджменту, когда число выпускников университетов значительно превышает потребности страны.

Итак, математики и физики, похоже, не очень востребованы в стране, а потому те из них, кто остается на родине, часто идут работать программистами, не имея при этом базового образования ни в области информатики (computer science), ни в области программирования. Такая ситуация не совсем естественна для других видов человеческой деятельности, которые требуют многолетней профессиональной подготовки. Например, талантливый скрипач до школы, в школе, в консерватории и после ее окончания занимается скрипкой, а не меняет инструменты в зависимости от ситуации на рынке труда.

И хотя известно, что хорошая базовая подготовка позволяет многим математикам через некоторое время стать успешными программистами, но счастливы ли они при этом? Скорее нет, так как они всю молодость мечтали стать математиками, а ими так и не стали. “Сегодня с детского сада все пытаются готовить успешных людей, а надо, чтобы хоть кто-то готовил счастливых”, а я добавлю, что еще и свободных. Нам кажется, что счастья и свободы нельзя достичь, если в профессии имеются “ножницы” между мечтой и реальностью, это, в частности, приводит к проблеме полной или частичной “утечки мозгов”.

Представляется необходимым и в области информатики и программирования создать возможность непрерывного образования, по крайней мере начиная со школы, для того чтобы желания и возможности в профессии совпадали. Этого можно достичь при организации большого числа учреждений школьного образования (школ, гимназий, лицеев и интернатов) с уклоном на информатику и программирование. Однако это долгий и сложный процесс.

Более конструктивным является формирование классов по информатике и программированию в физико-математических школах, так как там есть вся инфраструктура для подготовки высококвалифицированных выпускников в области информатики и программирования, которыми нельзя стать без базового образования, основанного на глубоких знаниях математики и физики.

При этом глубокое изучение информатики и программирования не должно подменяться изучением конкретных программных продуктов, как часто происходит в настоящее время во многих школах, которые позиционируют себя как школы информационных технологий. С этой точки зрения, ничего не изменится, если в школах вместо Windows начнут применять Linux, о чем сейчас пекутся многие. Отметим, что в настоящее время школьники, посвящая все больше времени компьютерам, все реже хотят сдавать экзамен по информатике.

Возможен и промежуточный вариант организации обучения информационным технологиям в физико-математических школах (наиболее часто используемый сегодня), когда наряду с изучением информатики в рамках учебного процесса, факультативно и непрерывно работают кружки углубленного изучения информатики и программирования. Этот путь, к сожалению, не устраняет указанных выше психологических “ножниц”, а опыт показывает, что кружки по данному предмету обычно не столь “устойчивы”, как кружки по классическим предметам, имеющим значительно более продолжительную историю.

Для движения в указанном выше направлении предлагается в школьном образовании изменить содержание информационно-технологического профиля и ввести новый профиль по информатике и программированию. Первый из них должен быть ориентирован на пользователей компьютеров и де-факто соответствовать тому, что имеет место в большинстве школ в настоящее время и к чему стремятся многие школьники, а наличие второго профиля позволит проводить подготовку профессионально-ориентированных молодых людей. Отметим, что об уровне информационных технологий в стране говорит, например, тот факт, что единый государственный экзамен по информатике в настоящее время сдается “на бумаге”.

Из изложенного следует, что, нисколько не принижая роли математики и физики в физико-математических школах, речь должна идти о перераспределении в них школьников и/или часов между указанными предметами и информатикой и программированием в соответствии с потребностями страны. В дальнейшем это, видимо, должно распространиться на университеты.

При обеспечении требуемых обществу пропорций между обучающимися и указанными предметами в школе увеличится число и повысится качество подготовки выпускников университетов в области информатики и программирования, что позволит уменьшить дефицит высококвалифицированных специалистов по разработке программного обеспечения в стране. Тогда появится надежда, что в России, наконец, будут получать выдающиеся научные результаты не только по математике и физике, но и по информатике, а у Президента РФ не будет проблем с распределением грантов выдающимся научным школам, докторам и кандидатам наук в области информационных технологий, как это имеет место в настоящее время.

Хочется надеяться, что после этого в России начнут разрабатываться языки и технологии программирования, которые получат мировое признание, и наша страна займет достойное место в мировом сообществе, основанном на знаниях, используя в том числе и свои научные результаты и технологии постоянно, а не от случая к случаю, как сейчас!