Этим летом в мире Open Source было довольно жарко, особенно в тех областях, в которых сообщество и Microsoft притирались друг к другу. В самый разгар трений Microsoft запустила проект CodePlex Foundation, направленный на “обмен кодами и улучшение взаимопонимания между софтверными компаниями и сообществом Open Source”. Сможет ли этот фонд смягчить страсти?

Microsoft развила бурную деятельность в области Open Source, пообещав не предъявлять претензии за нарушение патентного законодательства разработчикам ПО с открытым кодом, которые реализуют стандарты ECMA, положенные в основу ее среды .NET Framework.

Я считаю это обещание шагом в правильном направлении и благом для проекта Mono, нацеленного на реализацию платформы .NET в рамках Open Source. Однако для многих сторонников идеи открытого кода, особенно связанных с организацией Free Software Foundation (FSF), данное обещание — пустой звук, потому что на значительную часть .NET гарантии не распространяются. К тому же они помнят, как незадолго до этого Microsoft выдвинула обвинение в нарушении патентного права против компании TomTom, производителя GPS-навигаторов на базе Linux.

Со своей стороны организация FSF летом действовала в противоположном направлении, осуждая индивидуальных лиц и группы разработчиков за использование технологий, распространяемых или разработанных Microsoft, и предостерегая их против этого. Например, FSF запустила веб-сайт, посвященный недостаткам Windows 7, и при каждом удобном случае объясняла, почему несмотря на обещания Microsoft ни один разработчик ПО с открытым кодом не должен писать на языке Microsoft C#.

Однако не все сторонники Open Source согласны с позицией и стратегией FSF. Например, компания Canonical, которая спонсирует Ubuntu Linux, категорически отвергла требование убрать из установочного пакета среду Mono и Mono-приложения. Многие индивидуальные члены сообщества Open Source, включая создателя Linux Линуса Торвальдса, осуждают демонизацию Microsoft.

Тем не менее некоторые сотрудники Microsoft продолжают раздувать пламя. Это стало ясно после недавней продажи пакета связанных с Open Source патентов с целью (как говорится в заявлении Red Hat и Linux Foundation) провокации, направленной против Linux и ПО с открытым кодом.

В самый разгар этих стычек Microsoft и запустила вышеупомянутый проект, направленный на “обмен кодами и улучшение взаимопонимания между софтверными компаниями и сообществом Open Source”. Новая организация CodePlex Foundation еще не обрела четкой формы. Однако благодаря широкой и не зависящей от технологий позиции CodePlex больше напоминает Free Software Foundation, чем другие группы из мира Open Source, которые связаны с определенными технологиями. Общий подход очень важен. Ведь если вы являетесь создателем Windows, IIS и Visual Studio, то вы можете участвовать в развитии Linux, Apache и Eclipse Foundations лишь до определенной степени.

Давайте взглянем правде в глаза: если ваша организация считает одним из своих главных принципов то, что закрытое ПО является аморальным по своей сущности, как это делает FSF, вы вряд ли сможете добиться согласия с компаниями, выпускающими закрытое ПО.

У организации CodePlex Foundation есть возможность заполнить разрыв между группами Open Source, сосредоточенными вокруг определенных платформ, и коллективами, объединенными чисто идеологически. Однако если CodePlex Foundation решит заполнить этот разрыв, ей не поможет такая же зигзагообразная стратегия, которую применяет Microsoft при взаимодействии с Open Source.

Когда эта организация обретет четкие формы, повысит авторитет и расширит свой состав и число сторонников за пределами членов экосистемы Microsoft, ее первой задачей станет достижение согласия в своих рядах относительно допустимого использования портфеля патентов.

В лучшем случае CodePlex Foundation сможет добиться всеобъемлющего согласия по поводу патентов, которое пойдет на пользу инновациям в ИТ-отрасли. Или, по крайней мере, эта организация должна дать ясно понять, какие технологии закрыты и какими патентами, чтобы ИТ-отрасль держалась от них подальше либо начала заполнять эти “патентные дыры” самостоятельно.