Важную роль в развитии ИКТ в здравоохранении играют территориальные медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ), осуществляющие сбор и аккумуляцию медицинской, статистической и финансово-экономической информации о результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Эти сведения, преобразованные в репрезентативные показатели, направляются в органы управления здравоохранением, где они анализируются, с тем чтобы выявить потребности жителей того или иного субъекта федерации в медицинской помощи, определить ресурсы, необходимые учреждениям здравоохранения на данной территории, а также дать оценку состояния здоровья населения региона. Об опыте работы и проблемах такого центра во Владимирской области научному редактору PC Week/Doctor Ольге Павловой рассказала директор областного МИАЦ Мария Дегтерёва.

PC Week: Как, на ваш взгляд, обстоят дела с информатизацией медицины во Владимирской области?

Мария Дегтерёва: Информатизация у нас началась сравнительно недавно. Наша область была последней, где было образовано территориальное бюро медицинской статистики. Это было в 2000 г. А пять лет спустя возникла необходимость в организации МИАЦ. В новую структуру помимо областного бюро вошли еще несколько отделов Департамента здравоохранения администрации Владимирской области (в частности, отделы последипломной подготовки и лицензирования). В результате на момент формирования МИАЦ — 1 июля 2005 г. — наш штат увеличился с 10 до 37 человек. Из них у нас было уже пять программистов, тогда как в бюро медстатистики — всего один ИТ-специалист.

Так мы стали работать, развивая информатизацию в нашей области. И сегодня, я не побоюсь сказать, мы являемся единственным государственным учреждением здравоохранения, которое имеет самостоятельные разработки, внедренные во всех без исключения медицинских учреждениях области.

Положительным моментом в деле информатизации является то, что начиная с 2001 г. все медицинские учреждения нашей области имеют прямой выход в Интернет. Мы ещё тогда доказали Департаменту здравоохранения необходимость перехода с более дорогой модемной связи на широкополосный доступ.

Что же касается оснащённости техникой, то, конечно, хотелось бы, чтобы у всех ЛПУ были более современные и мощные компьютеры, но и те, что имеются, достаточны для того, чтобы на них работали распространяемые нами программные средства. Дело в том, что, когда в 2005 г. началась реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных больных (ДЛО), на поступающие из федерального бюджета деньги Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) приобретал компьютеры специально под эту задачу. Благодаря этому многие медицинские организации получили технику, которая передавалась им на безвозмездной основе. Помимо этого некоторые страховые компании делали жесты доброй воли, закупая оборудование для учреждений здравоохранения.

И потом, я считаю, в последние четыре года мы жили в очень хорошие времена, когда денег у всех было достаточно, так что каждый грамотный руководитель просто обязан был поменять себе весь парк техники. И в большей части учреждений именно так и поступили.

Таким образом, на сегодняшний день информатизация во Владимирской области основывается на программных продуктах нашего МИАЦ и оказываемой нами поддержке.

PC Week: А какие программные продукты распространяет ваш центр?

М. Д.: В то время, когда мы ещё являлись бюро медстатистики, все медицинские учреждения нашей области работали на очень древних продуктах. И поэтому перед нами встала задача замены DOS’овских программных средств на более современные. Первые продукты, которые мы стали внедрять в наших ЛПУ, — это система учёта лекарственных средств, или формирования формы отчётности № 3-лек, утверждённой постановлением Росстата, и система статистического учёта стационарной медицинской помощи, поскольку с точки зрения статистики стационар легче всего поддавался автоматизации.

В начале 2005 г., когда во всей стране согласно Федеральному закону № 122 были введены новые критерии льготных категорий граждан, мы стали одними из первых, кто подготовил электронную выписку рецептов (система для программы ДЛО). И уже к 20 февраля все лечебные учреждения Владимирской области выписывали рецепты федеральным льготникам в электронном виде.

После преобразования в МИАЦ мы начали широкомасштабную разработку программ и их внедрение в лечебных учреждениях нашего региона. В 2006 г. мы сертифицировали программный комплекс для стационара, в 2007-м наш продукт “Выписка льготных рецептов” получил диплом I степени на выставке “Информационные технологии в медицине”, проводившейся в Российской академии госслужбы в Москве. При этом мы были единственным государственным учреждением здравоохранения, которое заявило на конкурс программное средство для практического здравоохранения. В 2008 г. мы опять участвовали в этой выставке со своим программным продуктом Medbase, который тоже завоевал диплом I степени. И опять же мы были единственным госучреждением, которое выставляет на конкурс свои разработки. На сегодняшний день зарегистрировано 1222 инсталляции этой системы в 113 ЛПУ Владимирской области.

Medbase представляет собой единый медицинский программный комплекс, включающий семь модулей, позволяющих осуществлять поликлиническую помощь, стационарную помощь, выписку и экспертизу льготных рецептов, ведение баз данных карт дополнительной диспансеризации, персонифицированный учёт лекарственных средств, учёт прихода, распределения, расхода и остатков вакцин в ЛПУ, а также экспертную деятельность учреждений здравоохранения. Комплекс совместим с ПО фармацевтических организаций, Владимирского областного ФОМС, страховых медицинских компаний и ЛПУ, участвующих в обмене электронной информацией. Благодаря этому использование Medbase позволяет формировать единое информационное поле в системе здравоохранения региона.

Как я уже говорила, наш центр также осуществляет и поддержку всех распространяемых нами продуктов, предоставляя медицинским организациям области возможность своевременно получать последние изменения программ через Интернет. Кроме того, в случае возникновения каких-либо проблем сотрудники любого ЛПУ могут написать письмо в МИАЦ по электронной почте и задать вопрос нашим программистам. Если же этот вопрос невозможно решить подобным образом, то наши ИТ-специалисты выезжают в данное ЛПУ и уже на месте устанавливают все обновления. Или же, наоборот, представители областных учреждений здравоохранения самостоятельно приезжают к нам за помощью.

Сегодня штатная численность нашего ИТ-подразделения — десять программистов. Из них физических лиц на полную ставку — четыре человека, три работают по совместительству (студенты), а остальное — это вакансии. Здесь следует отметить, что найти ИТ-специалиста для нашей организации всегда непросто, поскольку оклады для таких штатных единиц у нас, как и в большинстве государственных структур, значительно ниже, чем в коммерческом секторе. Поэтому мы очень часто берем на работу студентов-дипломников. У нас есть неформальный договор с Владимирским госуниверситетом: они нам дают студентов, а мы им — небольшую задачу. После того как эта задача решена, мы подключаем её к нашим продуктам. А сами студенты зачастую остаются у нас на постоянную работу.

PC Week: Приходилось ли вам сталкиваться с какими-либо проблемами при внедрении своих продуктов в лечебных учреждениях?

М. Д: Вообще препонов было много. С самыми большими сложностями мы столкнулись при внедрении системы для программы ДЛО в 2005 г. Дело в том, что никто не хотел выписывать рецепты на компьютере. Надо было либо ставить каждому доктору или медсестре компьютер и учить их работать на нём, либо создать в учреждении центр выписки рецептов. И здесь я хочу особо подчеркнуть, что если бы не поддержка со стороны Департамента здравоохранения администрации Владимирской области, то нам пришлось бы очень трудно. У нас вообще всё делается на уровне приказов, причем эти приказы строго контролируются как со стороны МИАЦ, так и со стороны самого департамента. С каждого лечебного учреждения конкретно спрашивают, установило ли оно компьютеры и соответствующее ПО.

И тогда все наши специалисты несколько дней ездили по медицинским учреждениям области и смотрели, на какую технику эта система устанавливалась. Как раз в то время ЛПУ получили бесплатную компьютерную технику. В результате в ряде случаев выяснилось, что новые ПК устанавливали секретарям, главным врачам или в бухгалтерии. И тогда в присутствии наших специалистов эту технику изымали и помещали в центры выписки льготных лекарств. На компьютерах делались пометки МИАЦ, и таким образом всё оборудование возвращалось туда, где оно и должно было находиться.

Кроме того, чтобы обосновать необходимость электронной выписки лекарств, мы посчитали, сколько стоить заказать в типографии отпечатать бланки рецептов и сколько стоит рецепт, напечатанный на принтере. Оказалось, что стоимость последнего в три раза дешевле.

Так что, несмотря на первоначальное недовольство медицинских работников, через два-три месяца всё успокоилось. То, что мы идём по правильному пути, первый раз я поняла, когда нам позвонили из одной крупной больницы и пожаловались, что не могут выписать рецепт на компьютере из-за того, что у них что-то “зависло”. Мы посоветовали им, пока эта проблема не будет решена, временно выписывать рецепты от руки на бланках. И вдруг выяснилось, что они уже не представляют, как это можно сделать без компьютера!

К настоящему времени с помощью нашей системы выписывается в электронном виде 100% рецептов для федеральных льготников, а с нынешнего года этот продукт может использоваться и для выписки рецептов региональным льготникам, а также рецептов на дорогостоящие лекарства. И сегодня мне представляется, что некоторые врачи, может быть, в скором времени даже и латынь забудут, поскольку будут делать всё это на компьютере.

PC Week: А вы не пытались внедрять свои продукты в других регионах?

М. Д.: В последнее время Минздавсоцразвития стал так интенсивно заниматься вопросами информатизации, что все регионы превратились в автоматические “забивалки”, которые занимаются просто вводом каких-либо данных на информационные порталы Минздавсоцразвития, Росздрава и других общероссийских медицинских организаций. Так, мы вводим сведения о лекарственных средствах в систему Росздрава, собираем регистр детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной ситуации, и вносим эти сведения в систему Института педиатрии и детской хирургии. Но мы вынуждены заниматься подобной работой исключительно в онлайновом режиме — по какой-то причине нам не представляют форматы для выгрузки информации из наших баз данных. Видимо, кто-то считает это очень сложным. Но я считаю, что таким способом вопросы информатизации не решаются.

Последний случай — ввод в систему Росздравнадзора сведений о лекарственных средствах, которые остаются в аптеках по состоянию на конец месяца. В марте нынешнего года эти сведения для нашей области составили около 200 страниц текста, свыше тысячи наименований. Чтобы ввести все данные, нам пришлось задействовать шесть человек, благодаря чему мы смогли это сделать за три дня. Однако, как показывает практика, работа в онлайновом режиме затрагивает интересы лишь одной стороны, т. е. органов управления здравоохранением. Мы же не имеем возможности пользоваться данными, заведенными в систему.

У нас во Владимирской области главную скрипку в сфере информатизации играет, конечно же, Департамент здравоохранения в лице МИАЦ. Он предоставил нам все необходимые полномочия и поддержку. Поэтому ФОМС и страховые компании всегда в первую очередь прислушиваются к мнению департамента и МИАЦ, спрашивают, если хотят что-то изменить в своих реестрах. Мы с ними обсуждаем их запросы и договариваемся, к какому сроку и что конкретно мы меняем. Поэтому я всегда говорю, что главную роль в информатизации должен играть Минздравсоцразвития, но мы практически не видим результатов его деятельности. Когда был создан ИТ-департамент этого министерства, мы с директорами многих МИАЦ с большой надеждой ждали от него конкретных действий, но увы...

Интересно, что в одном из своих первых выступлений руководитель ИТ-департамента Минздравсоцразвития г-н Симаков сказал, что они не будут руководствоваться принципом “до основания, а затем”. Однако чёткой политики в области информатизации здравоохранения до сих пор не видно, идет лишь реализация пилотных проектов в некоторых областях. Никто не знает, что там делается и сколько это стоит.

В настоящее время здравствуют ещё те, кто формировал программу информатизации здравоохранения страны на перспективу до 2010 г. (Гасников В.К., Погорелова Э.И. и др.), но их даже не пригласили принять участие в выработке новой концепции, которая находится в процессе формирования уже около трёх лет. Так что сегодня каждая область варится в собственном соку — кто как может, так и выживает.

Более того, я хочу подчеркнуть, что, когда заходит речь о региональных государственных учреждениях здравоохранения (МИАЦы), можно наблюдать некое отторжение со стороны Минздравсоцразвития. Это, в частности, проявляется в том, что министерство отдает предпочтение негосударственным центрам обработки данных. И это непонятно. Я считаю, что информатизация здравоохранения должна находиться в руках государства. Как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром. Какое право имеет частная организация обладать такими сведениями, которые она знать не должна? И каким образом она будет их использовать? Сегодня масса компаний выходит на наш МИАЦ с просьбами предоставить им ту или иную информацию. На основании наших данных фармацевтические фирмы могут просчитать перспективы своего развития и роста.

Поэтому если мы владеем данными о полном лекарственном обеспечении региона, то это, несомненно, стратегическая информация, необходимая не только для самого региона, но и для перспективного развития страны в целом. И я считаю, что ЦОДы должны быть только государственными.

PC Week: Испытываете ли вы необходимость в поддержке со стороны государства?

М. Д.: Поддержка — это бюджетное финансирование, и я считаю, что на сегодняшний день его достаточно для развития создаваемых нами программных продуктах. Помимо этого у нас хорошо развита внебюджетная деятельность — так, наши внебюджетные источники составляют 40% от всего бюджета. В первую очередь мы берём плату за сопровождение наших программных средств. Это чисто символические суммы — 2 тыс. руб. в квартал за весь наш программный блок. Но я всегда говорю, что при оказании платных услуг надо руководствоваться ленинским принципом “Лучше меньше, да лучше”. На наших медицинских учреждениях больших денег не сделаешь.

Есть у нас и другие источники дохода, что является очень хорошим подспорьем для того, чтобы поддерживать заработную плату наших программистов на достойном уровне.

PC Week: Сказался ли на деятельности владимирского МИАЦ сегодняшний кризис?

М. Д.: Пока мы его не почувствовали. С момента начала кризиса мы никого не сократили, более того, с января текущего года мы приняли на работу четырех человек. Зарплату мы также не урезали — она даже повысилась, поскольку статья расходов на заработную плату в бюджете на 2009 г. осталась неизменной.

Единственно, что заметно, — в бюджете исчезла статья расходов на основные средства и существенно сократились расходы на командировки. Но мы всё это компенсируем из внебюджетных источников.

PC Week: Каковы планы работы вашего центра на ближайшее будущее?

М. Д.: Наша система Medbase находится в постоянном развитии, поскольку пожеланиям медицинских работников нет предела. Приходим мы, скажем, в приёмное отделение больницы, а врачи нам говорят, что им требуется автоматизированный процесс учёта поступления больных. И для начала нужно ввести в компьютер журнал приёма. Мы это делаем, а нам говорят, что нужно ещё то-то и то-то. И так без конца.

Другой пример — блок вакцинации в системе Medbase. Когда мы начали им заниматься, то перед нами стояла небольшая задача, которую мы предполагали решить за пару месяцев. В результате она растянулась на четыре месяца, и сегодня каждый раз, когда мы встречаемся с будущими пользователями, слышим от них всё новые и новые идеи. Так что работы перед нами непочатый край.

PC Week: Спасибо за беседу.