13 октября руководитель Федерального агентства связи Валерий Бугаенко выступил на прошедшем в Санкт-Петербурге всероссийском совещании “Интеграция образования, науки и бизнеса”, где затронул вопросы перспектив развития отраслей связи и ИТ.

По уверению г-на Бугаенко, кадровые потребности отечественного рынка ИКТ ежегодно возрастают примерно на 10%. Сегодняшние первокурсники полностью завершат свое образование к 2015 г., когда спрос на выпускников вузов, по оценкам чиновника, составит не менее 13,5 тыс. человек в год. При этом в нынешнем году в отраслевые высшие учебные заведения поступило всего 7516 человек. При стандартном уровне отсева через шесть лет закончат обучение 5,1 тыс. студентов, и даже с учетом других вузов и второго высшего образования по специальностям ИКТ в тот момент будет выпущено порядка 7,7 тыс. специалистов. Следовательно, высшая школа сможет удовлетворить лишь половину потребностей рынка, и такая же ситуация, как отмечает г-н Бугаенко, складывается и в среднем специальном образовании.

В контексте данных расчетов не лишним будет вспомнить исследование, которое по инициативе АП КИТ два года назад провел центр социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ. В нем со ссылкой на существовавшее тогда Мининформсвязи констатировалось, что всего кадровая емкость российской ИТ-индустрии составляла на тот момент приблизительно 1 млн. человек. В 2007 г. отрасли не хватало около 188 тыс. квалифицированных работников, а суммарное число выпускников вузов и средних специальных учебных заведений оказалось на уровне 69 тыс. человек (40% от потребностей). В дальнейших прогнозах делалась существенная поправка на то, каким образом станет развиваться отечественная экономика. При пессимистичном сценарии к 2012 г. потребность отрасли должна была возрасти до 234 тыс. человек (удовлетворение спроса на уровне 36%). При оптимистичном — и вовсе порядка 550 тыс. при уровне удовлетворенности в 15%.

Исследователи отдельно подчеркивали, что недостающие кадры рынок так или иначе получает за счет обескровливания других секторов экономики и ценой затраты значительных средств на переподготовку персонала. А это, по мнению авторов, вызывает повышение себестоимости отечественных товаров и услуг ИТ-индустрии и ведет к снижению конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках.

Нетрудно догадаться, что МИЭМ и г-н Бугаенко использовали разные методики расчета как емкости рынка, так и численности профильных выпускников. (По всей видимости, дело в терминологической расплывчатости понятий “ИТ-отрасль” и “ИТ-специалисты”.) Но в целом их выводы совпадают, а с поправкой на кризис, являющийся, по сути, тем самым пессимистичным сценарием, их вообще можно считать идентичными.

В целом из выступления г-на Бугаенко на совещании стало понятно, что ему решение проблемы кадрового голода во многом как раз и видится в интеграции образования, науки и бизнеса при поддержке государства. Однако сегодня интересы участников этого процесса в значительной мере расходятся, и мотивация к объединению усилий падает.

Так, образование заинтересовано в получении от науки и бизнеса мест для практики студентов, ждет заказов на проведение научно-исследовательских работ и переподготовку кадров. Наука, в свою очередь, ждет заказов от образования, бизнеса и государства. При этом ценность разработок остается за кадром. Ну а бизнес, как всегда, ждет коробочных решений в виде готовых технологий и специалистов, которые с первых часов работы должны обеспечить получение прибыли. При этом ни образование, ни наука бизнесу не опора при выходе на рынок. И все ждут от государства финансирования, льгот и особых условий деятельности. А оно ото всех надеется получить современные прорывные технологии и увидеть их внедрение в производство и сферу оказания услуг.

Такая система, по убеждению г-на Бугаенко, должна быть изменена. Отдельные ее новые элементы уже существуют (специальные кафедры, технопарки, научные деревни, инкубаторы и т. д.), но также требуются дополнительные усилия государства, которые чиновник разделил на четыре составляющие. Были названы реструктуризация отраслевой науки и ее системы управления, приобретение новых технологий и создание на базе подведомственных предприятий отечественных инновационных производств, расширение механизмов содействия отечественным предприятиям по продвижению и коммерческому внедрению производимого ими высокотехнологичного оборудования, создание системы научного и технологического прогнозирования.