Тезис о том, что в условиях экономического кризиса интерес предприятий к использованию средства бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) не только не снизится, но даже и возрастет, в значительной степени нашел свое подтверждение на прошедшем в начале октября форуме “Business Intelligence 2009”, проводившемся уже в пятый раз в Москве компанией AHConferences. Обдумывая вопрос, вынесенный в подзаголовок мероприятия — “BI-проекты во время кризиса — сворачивать или расширять”, — все участники, даже с учетом разных оговорок, в целом склонялись ко второму варианту ответа. Доказательством тому стало и представление на конференции ряда проектов, выполненных и реализуемых как раз в последний год.

Одна из таких работ — создание хранилища клиентской и аналитической информации в банке ВТБ-24 с использование продуктов и технологий SAP/Oracle. Первый этап данного проекта выполнялся ровно год и завершился в декабре 2008-го, именно в тот момент, когда всем стало ясно: кризис — это всерьез и надолго. По словам начальника отдела клиентской информации и бизнес-аналитики банка Олега Амурского, построение в прошлом году витрин для CRM и финансово-управленческой отчетности показало руководству организации эффективность подобных решений, поэтому вопроса о замораживании проекта не было изначально. На втором этапе работ проводилось расширение модели данных, состава интегрируемых источников и функциональности системы в целом, в том числе в направлениях централизации отчетности подразделений, поддержки бизнес-инициатив, оптимизации процедур хранения и обработки данных в хранилище.

Олег Амурский отметил, что данный ИТ-проект является системообразующим для банка, так как повышает его капитализацию. Реализация проекта позволяет повысить качество и скорость принимаемых решений, увеличить объем продаж услуг за счет использования CRM. Например, применение простого механизма SMS-напоминаний о предстоящих платежах по кредитам привело к снижению технической просрочки на 15%, и этот показатель растет. Расчеты показывают, что в результате внедрения хранилища банк получит дополнительно 7—10 млн. долл. в год за счет снижения трудозатрат при подготовке данных, формирования и перепроверки отчетов и сокращения дублирующих функций. Только благодаря созданию CRM-системы уже в сентябре 2009 г. была достигнута окупаемость проекта с учетом капитальных затрат в инфраструктуру.

В “Еврофинанс Моснарбанке” система управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management) создается в течение последних пяти лет. Всё началось в 2004 г. с внедрения хранилища данных “Контур Корпорация”, вокруг которого потом поэтапно формировалась система прикладных решений. В нынешнем году было завершено создание реестра вкладчиков по требованиям Агентства по страхованию вкладов. Говоря о использовании BI-средств, заместитель начальника управления ИТ банка Марат Валеев отметил, что ключевым элементом проекта является, конечно же, создание хранилища данных, требующее серьезных затрат (при этом, подчеркнул он, следует повышать качество исходной информации). Что касается кризиса, то он диктует необходимость развития работ по автоматизации, заставляя бизнес реагировать на изменение окружающей среды в реальном времени. “То, что раньше было желательным, — подчеркнул г-н Валеев, — в условиях кризиса, а в дальнейшем и в условиях активного роста, становиться обязательным”.

Рассказывая о внедрении BI в своей организации, директор департамента ИТ “СДМ Банка” Олег Илюхин обратил внимание на то, что собственно выбор того или иного ПО имеет второстепенное значение, а решающими факторами успеха являются общие для всех ИТ-проектов вещи — постоянная поддержка самым высоким руководством, организация проектных работ и желание членов команды совершенствоваться и учиться на ошибках. Для стратегического управления BI-проектом, который к настоящему моменту длится уже три с половиной года, был сформирован управляющий совет, в его состав вошли руководители банка и менеджеры со стороны заказчика и исполнителя (системного интегратора). Совместные обсуждения командой хода реализации проекта проводились ежедневно, был налажен жесткий контроль за изменениями, КАКИМИ? ЧЕГО? все решения по проекту фиксировались документально.

Среди упущений, имевших место в ходе внедрения BI-системы, было отмечено недостаточное внимание к работе с конечными пользователями, которые, как известно, очень болезненно относятся ко всякого рода изменениями в распорядке своей деятельности, а также к проблеме контроля за информацией, поступающей из различных источников. Надо сказать, что о проблеме качества данных говорили почти все докладчики. В контексте этого вопроса представитель “СДМ Банка” сообщил, что затраты на “очистку” и согласование данных, а также на соответствующее изменение технологий составили около 80% от общих трудозатрат на проекте. В итоге было разработано свыше 60 критериев “некачественности данных”, которые ежедневно отслеживаются в автоматическом режиме. Касаясь проблемы кризиса, Олег Илюхин подчеркнул, что экономические проблемы никак не сказались на решимости руководства компании повысить эффективность работы банка.

Возможности использования BI в торговле были показаны на примере Metro Group, которая имеет в России несколько десятков торговых центров, разбросанных по всей территории страны. Ведущий специалист отдела взаимодействия с бизнес-партнерами Даниил Зеленин сделал акцент на работе с поставщиками, взаимодействие с которыми ведется через единый портал Metro Link Supplier. Еще три года назад здесь появилась возможность доступа партнеров к данным хранилища Metro Data Warehouse и к функциям бизнес-аналитики через BI-приложения Microstrategy Web (до этого доступ выполнялся с помощью электронной почты, по протоколу FTP или через средства обмена электронными данными EDI). По оценкам Metro, все это дало положительный эффект как для поставщиков продукции, так и для продавцов. В настоящее время партнеры могут получать непосредственно через портал стандартные отчеты, проводить OLAP-анализ, использовать систему показателей эффективности поставок, а также применять расширенные средства визуализации.

Для телекоммуникационной отрасли использование средств бизнес-анализа практически изначально является ключевым фактором успеха работы на рынке. Отталкиваясь от этого тезиса, начальник отдела развития систем поддержки операций “Комстар-ОТС” Сергей Карелин показал на примере своей организации последовательность создания комплексной системы управления эффективностью деятельности компанией. Целевыми задачами руководство определило вопросы стратегического планирования, контроля исполнения и формирования системы сбалансированных показателей.

В качестве технологической основы была выбрана платформа Business Oblects, сам проект выполнялся в несколько этапов. На первом решалась задача создания системы мониторинга и оперативного анализа трафика, на втором — расширения функциональности системы в интересах финансового и коммерческого блоков компании, на третьем — задача развития комплекса для поддержки высшего руководства и всех заинтересованных подразделений. В результате к настоящему времени построено корпоративное хранилище на основе интеграции данных из существующих учетных систем, разработана система анализа финансовых и натуральных показателей с требуемой степенью детализации, построен портал для подготовки аналитической и регламентной отчетности. Сейчас идет этап собственно создания системы управления эффективностью предприятия в целом.