В эпоху глобализации национальные протоколы и интерфейсы в сфере информационно-коммуникационных технологий практически всегда уступают место международным стандартам. Но на отечественном ИКТ-рынке время от времени возникают оригинальные идеи, идущие вразрез с мировыми тенденциями. Например, недавно появилось предложение о разработке нового национального стандарта связи. Оно неожиданно прозвучало в ходе выступления начальника войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ Олега Иванова на заседании Научно-технического совета Минкомсвязи, где обсуждались вопросы конверсии радиочастотного спектра (РЧС) в интересах обеспечения сотовой связи третьего и четвертого поколений (3G и 4G).

“Мы идем в хвосте: не разрабатываем никаких национальных стандартов, не пытаемся опередить ситуацию, — сказал он. — Может быть, нужно искать свои стандарты вместо того, чтобы тратить государственные и частные средства на конверсию. Может, имеет смысл предложить провести конверсию нашим коллегам в других странах”. Вот так, просто и хорошо — пусть они под нас подстраиваются! И тогда никакой конверсией спектра можно себя и не утруждать!

Что это — добросовестное заблуждение или классический подход времен холодной войны? За прошедшие два десятилетия экономической перестройки мы умудрились потерять большую часть отечественной промышленности средств связи и производства микроэлектронных компонентов. И для реализации подобных проектов у нас сегодня нет ни научно-исследовательских, ни производственных, ни финансовых ресурсов. Достаточно вспомнить про систему ГЛОНАСС, которая даже при полной правительственной поддержке годами не может выйти на приемлемые системные и экономические показали.

И тем не менее новое предложение военных нашло отклик на российском ИКТ-рынке. Его уже поддержали специалисты омского производственного объединения “Радиозавод им. А. С. Попова” на конгрессе “Современные направления устойчивого развития организаций на рынке инфотелекоммуникаций”. Генеральный директор радиозавода Иван Поляков заявил, что предприятие готово участвовать в государственной программе по разработке и внедрению национального перспективного стандарта связи.

“Новый стандарт подвижной связи разработан специалистами ОмПО “Радиозавод им. А. С. Попова” и может стать основой инфраструктуры связи и современных эффективных коммуникаций при проведении Олимпийских игр в Сочи в 2014 году”, — подчеркнул в своем докладе Иван Поляков. А в сообщении ПРАЙМ-ТАСС уточняется, что в 2008 г. предприятие разработало новый стандарт подвижной профессиональной радиосвязи, аналогичный TETRA (Terrestrial Trunked Radio — открытый стандарт цифровой транкинговой радиосвязи), с улучшенными энергетическими характеристиками, параметрами помехоустойчивости и помехозащищенности.

По словам г-на Полякова, в 2009 г. стандарт был внедрен некоторыми спецпотребителями. “Этот стандарт разработан на базе отечественного оборудования, — сказал он. — Основными заказчиками могут выступать различные специальные и силовые структуры”. Непонятно только, что мешало радиозаводу официально внести свой вклад в развитие стандарта TETRA, как это делается во всем цивилизованном мире, а самим спецпотребителям — использовать типовое TETRA-оборудование и наиболее подходящие для них средства закрытия информации.

Разработанный в 1995 г. и одобренный Европейским институтом стандартов связи ETSI, стандарт TETRA нашел применение уже в ста с лишним странах мира. Причем во всех высокоразвитых государствах созданы национальные сети профессиональной радиосвязи TETRA, которые совместно используются различными ведомственными и корпоративными клиентами, включая силовые структуры. В России тоже делались попытки реализовать подобный национальный проект ТЕТРАРУС, но он благополучно увяз в межведомственных согласованиях.

Может быть, и сейчас есть смысл вместо расходов на развитие нового доморощенного национального проекта профессиональной радиосвязи все же вернуться к реализации на современном уровне ранее разработанного проекта ТЕТРАРУС? Да и конверсию РЧС, вероятно, отодвигать не стоит, ведь практика последних лет показывает, что любое внедрение новых технологий радиосвязи, основанных на международных протоколах, у нас тормозится отсутствием для гражданских служб соответствующего частотного ресурса, который, как правило, оказывается закреплен за силовыми структурами.