Управление по геоинформатике южноафриканского города Йоханнесбурга создало кадастр недвижимости этого населенного пункта. В настоящее время система работает в двух режимах — бесплатно предоставляется общая информация о городе, включая карту основных дорог и административных регионов. Сведения в детализации “до дома” продаются по подписке (порядка 1100 рэндов в год) и включают в себя аэрофотоснимки, подробные карты и базы данных с соответствующим инструментарием. Но даже условно-бесплатные данные и карты запрещено копировать и размещать, например, у себя на сайте, без разрешения Управления по геоинформатике.
В целом созданный кадастр, который позволил объединить фактическую информацию из разных источников с географическими сведениями, дал возможность оптимизировать сбор налогов и платежей, снизив потери из-за неучтенной недвижимости, ошибок в адресах, и отсутствия полных сведений о действиях граждан. Ранее разные департаменты города использовали собственные базы данных, информация была фрагментарной и разобщенной. Счета на уплату налогов с недвижимости и квартплаты были привязаны к конкретным адресам, ранее же использовался просто номер, так как в некоторых районах городах, таких как Soweto, все еще отсутствуют имена улиц и номера домов, власти только приступили к работе по нумерации и наименованиям. В частности, это вызывает большие проблемы в работе служб по чрезвычайным ситуациям, скорой помощи и пожарных бригад — некоторые кварталы просто не имеют никаких ориентиров.
На вопрос, почему данные, созданные и поддерживаемые на деньги налогоплательщиков, этим же налогоплательщикам продается за ощутимую мзду. На это чиновники говорят, что “подписка нужна, чтобы компенсировать затраты, например, на покупку дорогих аэрофотоснимков”.
Проблема закрытости данных обсуждается по всему миру. В частности, британская служба картографическая служба Ordnance Survey, которую картографы из Йоханнесбурга приводят в пример, также продает данные по подписке. И она тоже попала под шквал критики, как и многие другие картографические службы. Эксперты указывают, что американское информационное лидерство связано не в последнюю очередь с полной открытостью данных. Если данные созданы на общественные средства — они доступны всем. И это дает возможность множеству людей и компаний создавать дополнительные информационные услуги, проводить некоммерческие исследования всем желающим, включая студентов и волонтеров, создавать приложения, географически оптимизирующие деловые и логистические схемы, уточнять информацию, наносить на карты дополнительные сведения, и тем самым стимулировать развитие экономики в целом.