На страницах нашего еженедельника мы неоднократно рассказывали о специфике и направлениях использования ИТ в банковском секторе. Правда, в большинстве случаев речь шла о крупных компаниях, названия которых у всех на слуху. Поэтому особенно интересно узнать, как смотрят на проблему автоматизации своей деятельности представители малого и среднего бизнеса. Начальник управления автоматизации закрытого акционерного общества “Объединенный резервный банк” (ЗАО “ОРБАНК”) Олег Белов поделился с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой своими взглядами на особенности применения и развития автоматизированных банковских систем (АБС), а также на нынешнюю ситуацию на рынке банковского ПО. Три года назад в связи со сменой акционеров этот банк перебрался в Москву из Саратова, где он именовался Саратовским областным коммерческим банком социальной сферы КОНТО. Сегодня “ОРБАНК” входит в структуру компании “ШТРИХ-М”, занимающейся разработкой и производством высокотехнологичных систем автоматизации бизнеса.

PC Week: Какие специфические задачи, требующие автоматизации, решает возглавляемый вами ИТ-департамент?

Олег Белов: Основная задача нашего управления заключается в том, чтобы совместно с партнером по бизнесу — компанией “ШТРИХ-М” — развивать продукты, связанные с международными пластиковыми картами. В ее рамках мы занимаемся поддержкой терминальных сетей и торгового оборудования в тех местах, где принимаются к оплате карты Visa, MasterCard и др. В частности, мы поддерживаем в Мурманске большую терминальную платежную систему.

Другое направление нашей деятельности связано с разработкой, внедрением, лицензированием и сертификацией нового оборудования, работающего с международными картами. Это отдельная большая задача, тесно связанная непосредственно с банковскими технологиями.

Помимо этого мы обеспечиваем развитие всего остального спектра банковских продуктов, которые позволяют получать прибыль и вкладывать средства в развитие бизнеса.

И наконец, мы осуществляем поддержку работы с физическими лицами. За последний год “ОРБАНК” открыл два филиала в Обнинске и Реутове, а до этого были открыты филиалы в Мурманске и Саратове. Там устанавливаются POS-терминалы, банкоматы и другое оборудование.

PC Week: Каковы основные направления использования ИТ в вашем банке?

О. Б.: Автоматизацию “ОРБАНКа” можно рассматривать в трех срезах. Первый — это ИТ-платформа, включающая АБС, системные и аппаратные средства, телекоммуникации. Второй срез — это автоматизация внутренних технологических процессов, образующих сердцевину деятельности банка. Данное направление обеспечивает удобство и автоматизирует работу наших сотрудников, что позволяет банку более эффективно зарабатывать деньги. И третья часть объединяет всё то, как видят банк наши клиенты, включая, к примеру, и наш сайт. Другими словами, это автоматизация взаимоотношений банка с клиентами.

Раньше, в докризисные времена, банк легко вкладывал средства в нижнюю часть, т. е. в технологии. У нас никогда не было проблем с закупкой ни новых серверов, ни другого оборудования, ни программных продуктов. Сейчас же акцент смещается — я думаю, что это общая тенденция — на клиента. В наше время клиент стал избирателен и пуглив, в связи с чем приходится уделять наибольшее внимание именно внешней стороне деятельности, причем порой фактически в ущерб двум другим направлениям.

Так, в прошлом приветствовалось внедрение больших и дорогих программных средств, например CRM-системы, имеющей длительный срок внедрения и большую стоимость. Теперь же выражение “лоскутная автоматизация”, которое раньше было просто ругательным, становится нормальным явлением и даже практически синонимом эффективности.

PC Week: А как же проблемы интеграции?

О. Б.: У всего есть плюсы и минусы. Но здесь-то как раз и надо искать “золотую середину”. На мой взгляд, существуют две крайности. Первая — это банк, который не имеет своей ИТ-структуры и в решении задач полностью полагается на вендоров или ИТ-партнеров. Вторая крайность, когда банк всё делает самостоятельно.

Я считаю, что “ОРБАНК” не принадлежит ни к одной из этих групп. Используемая нами АБС имеет открытую архитектуру и позволяет легко изменять заложенные алгоритмы самостоятельно, добавлять новые. Причем при этом не нарушается общая идеология системы, что дает нам возможность совместно с нашим программным партнером — компанией R-Style Softlab — вводить новые обновления, отслеживать изменения законодательства.

PC Week: Как вы оцениваете имеющиеся на рынке решения для банковской сферы?

О. Б.: Сегодня такие решения появляются. Но, к сожалению, банк — хотя и мобильная, но при этом консервативная структура. Существует понятие “непрерывность бизнеса”, и это создает для ИТ-службы большие сложности. У нас есть только два выходных дня, в течение которых мы можем сделать “маленькую революцию”. А большие перестройки не для нас.

Поэтому даже если нам не нравится, скажем, провайдер связи, то мы всё равно вынуждены пользоваться его услугами, поскольку слишком много наших сервисов подключено именно к нему. Или, например, недавно мы осуществили переход на новую версию АБС — RS-Bank 5.5. С технологической точки зрения задача вполне тривиальная — нужно было всего лишь скопировать некоторые файлы и перенести базы данных. Но вся ее изюминка состояла именно в том, чтобы не остановить производственные процессы банка. Важно было, чтобы этот переход никак не сказался на работе с клиентами.

Те же проблемы касаются и аппаратных средств. Десять раз подумаешь, прежде чем решишься обновить оборудование, хотя сегодня на рынке можно увидеть много заманчивых предложений. И потому, если банк изначально проводил политику с запасом, не ужимаясь в аппаратной части, а думая на три шага вперед, это сегодня окупается.

Имеющиеся у нас решения позволяют нам пока продуктивно работать, и я надеюсь, что мы на них продержимся еще несколько лет. Тем не менее мы уже получили “добро” от руководства о переводе некоторых процессов на новые технологии.

PC Week: Кстати, в условиях кризиса многие говорят о целесообразности перехода на открытое ПО. У вас такие варианты рассматриваются?

О. Б.: В этом вопросе я сторонник иного подхода. Сейчас очень важной проблемой является информационная безопасность. Поэтому я считаю, чтобы такие структуры, как банки, могли спокойно работать, софт для них должен быть лицензирован и сертифицирован. Более того, должна быть обеспечена законодательная поддержка используемой ими программной базы.

Помимо этого разработчики АБС в большинстве своем используют ПО, имеющее устоявшийся интерфейс и обеспечивающее одинаковый формат импорта-экспорта документов. В настоящее время таким стандартом стал фактически Microsoft Office. И поэтому если мы хотим получить красиво оформленную отчетность, то АБС должна осуществлять выгрузку или в Excel, или в другое офисное приложение. Так что разработчики АБС вряд ли пойдут на огромные затраты, которые необходимы для поддержки разных интерфейсов со сторонними продуктами.

Применение технологии Open Source для кредитных организаций имеет собственную специфику. Существует два типа АБС. Первый — это закрытая и не имеющая программных интерфейсов система, разработанная для конкретного заказчика, а впоследствии внедренная в ряде других банков. Все российские кредитные организации — почти близнецы-братья, поскольку работают в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, введенными ЦБ России (Положение № 302-П). Однако поскольку технологические процессы у них организованы по-разному, то “коробочных” АБС никогда не было и не будет. А чтобы закрытые АБС могли охватить большой спектр клиентов, необходимо приложить огромные усилия большого штата программистов и сотрудников службы поддержки. Это очень дорого для самой фирмы-разработчика, так что они обычно отворачиваются от мелких клиентов.

А с другой стороны, есть разработчики АБС, которые предлагают конструкторы, из которых ИТ-специалисты банка могут самостоятельно построить систему, отвечающую их конкретным требованиям.

И здесь, я считаю, должна быть “золотая середина”. Есть три ядра, на которых строится деятельность любого банка. Первое — это основополагающие положения, без которых банк работать не может (например, Положение № 302-П). Второе ядро — разные нормативы, фактически дающие оценку нашей деятельности: что мы делаем, зачем и как. И третье ядро — самое обширное и постоянно растущее — включает самые разные задачи, среди которых финансовый мониторинг, взаимодействие с миграционной службой, поддержка вводимого с 1 января закона о персональных данных и пр.

Исходя из такого подхода, разработчики закрытых АБС обязаны поддерживать развитие всех трех ядер, что значительно осложняет задачу наращивания дополнительных возможностей, отнимая значительное время и ресурсы. Открытая же структура АБС позволяет банкам самостоятельно реализовывать появляющиеся новые потребности или исправлять некоторые ошибки. Вот простой пример. Во все кредитные организации приходит список недействительных паспортов, в соответствии с которым все разработчики АБС обязательно реализуют функцию импорта недействительных паспортов и учета операций, использующих данные сведения. Это, в частности, позволяет находить террористов, а так же выявлять утерянные паспорта. Вместе с тем для проведения операции, требующей предъявления паспорта, необходимо, чтобы паспорт не только не находился в этом списке, но и не был просто просроченным. Просроченный паспорт также является недействительным, с ним нельзя осуществлять валютно-обменные операции, получать пластиковую карту. Однако этот нюанс не учитывается ни одним из разработчиков АБС, поэтому нам пришлось реализовывать его самостоятельно.

Вот другой пример. С нового года вводятся новые правила оформления документов по закону о правовом положении иностранных граждан (115-ФЗ). Для обеспечения соответствия этим правилам требуется идентификация пользователей, и я полагаю, что не все разработчики АБС успеют это реализовать к данному сроку. В нашем же банке, я надеюсь, мы это сделаем, поскольку у нас есть необходимые для этого инструменты. И подобных мелочей довольно много.

Резюмируя всё вышесказанное, можно считать всех разрозненных пользователей открытых АБС — а их насчитываются не сотни, а тысячи по всей стране — сообществом разработчиков открытого ПО. Поэтому для банка идеология открытого ПО заключается не в использовании опыта сторонних вендоров, которые никак не принадлежат к банковскому сектору, а именно в разработке, интеграции, публикации и совместном применении решений для наших специфических задач, которые производитель еще не успел реализовать.

PC Week: Но такие процессы не должны проходить стихийно и бесконтрольно...

О. Б.: По моему мнению, именно фирма-разработчик АБС должна быть модератором этих идей. И тогда у нас будет сообщество открытой разработки под эгидой производителя АБС. Более того, я считаю, что в нынешних условиях кто первый реализует эту мысль, тот и будет “на коне”. Потому что, сколько бы ни было у того или иного производителя программистов, их всегда меньше, нежели ИТ-специалистов, которые используют эти АБС и дорабатывают новые возможности.

С моей точки зрения, чем лучше будут обстоять дела у разработчиков АБС, тем лучше будет и нам. Ведь в реализации подобного подхода взаимная выгода присутствует обязательно, хотя не обязательно в денежном выражении. Поначалу фирмы-разработчики несомненно будут нести дополнительные затраты, связанные с расширением своего штата, поскольку им понадобятся грамотные сотрудники, умеющие проводить первичную оценку программных решений и выносить заключение, что готово к использованию и открытой доработке. И на данном этапе, на мой взгляд, должны оказываться какие-то финансовые поощрения тем, кто захочет делиться своими технологиями.

С другой стороны, банки должны быть тоже заинтересованы в появлении сообщества открытой разработки. Конечно, никто их них не захочет отдавать напрямую свои технологии, способствуя тем самым развитию конкурентов. Но если это будет взаимная отдача, если мы отдаем для того, чтобы получить нечто большее или более стабильно работающее ядро, которое более оперативно отвечает изменениям законодательства, то тут ответ будет однозначно “да”.

Формирование такого сообщества, как мне представляется, значительно снизит шансы разработчиков закрытых АБС, поскольку обеспечение соответствия всем изменениям в законодательстве ложится целиком и полностью на их плечи. И напротив, увеличит как количество клиентов, так и качество программного обеспечения для разработчиков, использующих открытые технологии.

PC Week: Спасибо за беседу.