Компания “Прогноз” — один из немногих отечественных разработчиков, создающих информационно-аналитические системы на основе собственной BI-платформы, завоевала прочные позиции в органах государственного управления всех уровней. Среди ее заказчиков — Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Минэкономразвития, Минфин и Счетная палата РФ. Менее известен тот факт, что решения “Прогноза” уже давно с успехом используются во многих коммерческих организациях, включая и банки. О том, что предлагает эта компания финансовой отрасли, рассказал Сергей Ивлиев, руководитель направления решений для финансовых институтов компании “Прогноз”.

Какие решения предлагает ваша компания банкам и финансовым организациям?

Сергей Ивлиев Решения компании “Прогноз” для банков можно отнести к классу систем поддержки принятия решений (СППР). На самом деле СППР — это достаточно широкое понятие. На наш взгляд, основная цель создания подобных систем — формирование единой информационно-аналитической среды для решения различных задач бизнес-аналитики, планирования, прогнозирования, бюджетирования, управления рисками. В последнее время также принято использовать термин GRC — Governance, Risk management, Compliance, т. е. управление бизнесом, риск-менеджмент и контроль за соответствием законодательству. В соответствии с этой идеологией нашей компанией была разработана линейка коробочных продуктов, которая включает решения по управлению портфелем (“ПРОГНОЗ. Управление кредитным портфелем”), административно-хозяйственными расходами (“ПРОГНОЗ. Сметное планирование”), финансовыми рисками и соответствием требованиям законодательства (“ПРОГНОЗ. Рыночный риск”, “ПРОГНОЗ. Кредитный риск”, “ПРОГНОЗ. ССВ”). Коробочные продукты обеспечивают возможность развертывания широкого набора функций за минимальное время и в большинстве случаев полностью покрывают потребности клиентов. Для реализации специфических требований компания предлагает услуги по разработке кастомизированных решений, как на основе коробочных продуктов, так и полностью “с нуля”. Такие решения учитывают уникальность инфраструктуры и бизнес-процессов заказчика, которые не укладываются в стандартные модели. В качестве примеров подобного рода можно привести проекты по разработке прогнозно-аналитической системы Западно-Уральского банка Сбербанка России, системы контроля лимитов Внешэкономбанка, системы администрирования кредитных операций Газпромбанка, системы обработки транзакций ЮниКредит Банка и многие другие проекты.

Решения категории GRC (Governance, Risk management, Compliance) есть в портфеле многих вендоров, в том числе и зарубежных. Существуют ли некие национальные особенности, которые следует учитывать при проектировании, настройке и внедрении таких систем в нашей стране?

С. И.: Да, конечно. Сложившаяся бизнес-практика наряду с постоянно совершенствующимся законодательством устанавливает определенные правила игры при создании подобных систем в России. По некоторым оценкам, не менее 80% времени, затрачиваемого аналитиком, уходит на поиск и ввод исходной информации, поэтому особое внимание должно уделяться качеству и удобству средств обработки исходных данных. Например, только для представления балансовых данных банков (форма № 101) в России существует не менее 40 различных форматов и шаблонов. Подобные национальные особенности, безусловно, необходимо учитывать. Следующим ключевым моментом является используемая методология, которая, конечно же, требует адаптации под национальные стандарты и бизнес-практики. Неотъемлемая часть процесса внедрения аналитических систем — постоянный мониторинг и совершенствование применяемых моделей, оценка их практической значимости, адекватности получаемых выводов как разработчиками этих моделей, так и ответственными специалистами банка. В значительной степени национальной особенностью является и наше законодательство. Это особенно ощутимо в банковской сфере, где любое изменение инструкций ЦБ требует оперативной реакции со стороны вендора. В этих условиях существенное преимущество получают российские разработчики ПО, которые, в отличие от зарубежных компаний, имеют необходимые ресурсы для заблаговременной реакции на планируемые изменения. Мы стараемся учитывать в очередных релизах, которые поступают заказчикам в рамках технической поддержки, все изменения нормативной базы еще до момента их официального опубликования.

Как осуществляется управление нормативно-справочной информацией? Есть ли у вас стандартные справочники НСИ или их построение выполняется в каждом финансовом учреждении индивидуально?

С. И.: Все наши решения реализуются на платформе Аналитического комплекса ПРОГНОЗ, который включает в себя средства управления НСИ. При этом каждая система содержит как базовые, так и клиентские справочники. Базовые справочники стандартизированы и едины для всех клиентов, например справочники валют, стран мира, международных кредитных рейтингов и т. д. Клиентские справочники, такие как, в частности, справочник финансовых показателей, могут настраиваться в каждом конкретном случае. Такая настройка, как правило, не трудоемка и выполняется конечными пользователями без привлечения разработчиков.

Насколько велики трудозатраты на создание проектных решений на основе ваших типовых программных продуктов у каждого конкретного заказчика? Каково типичное соотношение его расходов на лицензии и внедренческий консалтинг? Как осуществляется сопровождение и техническая поддержка?

С. И.: Ключевые принципы, положенные в основу наших коробочных решений, а именно расширяемость и открытая архитектура, позволяют легко адаптировать их под требования конкретного клиента с минимальными трудозатратами, в сжатые сроки и, что самое главное, по весьма умеренной цене. Коробочные решения предполагают, что внедрение осуществляется достаточно просто и может производиться без нашего непосредственного участия. Так, большинство операций по настройке любой системы может быть выполнено специалистами клиента самостоятельно. Наши продукты содержат необходимый набор методик и сервисов, которые банки могут использовать сразу после установки продукта, что тем не менее не исключает возможности привлечения наших консультантов. Затраты на стандартное внедрение зависят от внедряемого коробочного продукта и могут составлять от 0 до 50% стоимости лицензии.

Сопровождение и техподдержка осуществляются в режиме “горячей линии”, работают специализированные системы учета обращений пользователей, в результате чего ни один вопрос не остается без внимания. При необходимости возможен выезд специалиста для разрешения возникающих вопросов.

Компания “Прогноз” — один из немногих отечественных разработчиков, создающих информационно-аналитические системы на основе собственной BI-платформы, завоевала прочные позиции в органах государственного управления всех уровней. Среди ее заказчиков — Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Минэкономразвития, Минфин и Счетная палата РФ. Менее известен тот факт, что решения “Прогноза” уже давно с успехом используются во многих коммерческих организациях, включая и банки. О том, что предлагает эта компания финансовой отрасли, рассказал Сергей Ивлиев, руководитель направления решений для финансовых институтов компании “Прогноз”.

Какие решения предлагает ваша компания банкам и финансовым организациям?

Сергей Ивлиев Решения компании “Прогноз” для банков можно отнести к классу систем поддержки принятия решений (СППР). На самом деле СППР — это достаточно широкое понятие. На наш взгляд, основная цель создания подобных систем — формирование единой информационно-аналитической среды для решения различных задач бизнес-аналитики, планирования, прогнозирования, бюджетирования, управления рисками. В последнее время также принято использовать термин GRC — Governance, Risk management, Compliance, т. е. управление бизнесом, риск-менеджмент и контроль за соответствием законодательству. В соответствии с этой идеологией нашей компанией была разработана линейка коробочных продуктов, которая включает решения по управлению портфелем (“ПРОГНОЗ. Управление кредитным портфелем”), административно-хозяйственными расходами (“ПРОГНОЗ. Сметное планирование”), финансовыми рисками и соответствием требованиям законодательства (“ПРОГНОЗ. Рыночный риск”, “ПРОГНОЗ. Кредитный риск”, “ПРОГНОЗ. ССВ”). Коробочные продукты обеспечивают возможность развертывания широкого набора функций за минимальное время и в большинстве случаев полностью покрывают потребности клиентов. Для реализации специфических требований компания предлагает услуги по разработке кастомизированных решений, как на основе коробочных продуктов, так и полностью “с нуля”. Такие решения учитывают уникальность инфраструктуры и бизнес-процессов заказчика, которые не укладываются в стандартные модели. В качестве примеров подобного рода можно привести проекты по разработке прогнозно-аналитической системы Западно-Уральского банка Сбербанка России, системы контроля лимитов Внешэкономбанка, системы администрирования кредитных операций Газпромбанка, системы обработки транзакций ЮниКредит Банка и многие другие проекты.

Решения категории GRC (Governance, Risk management, Compliance) есть в портфеле многих вендоров, в том числе и зарубежных. Существуют ли некие национальные особенности, которые следует учитывать при проектировании, настройке и внедрении таких систем в нашей стране?

С. И.: Да, конечно. Сложившаяся бизнес-практика наряду с постоянно совершенствующимся законодательством устанавливает определенные правила игры при создании подобных систем в России. По некоторым оценкам, не менее 80% времени, затрачиваемого аналитиком, уходит на поиск и ввод исходной информации, поэтому особое внимание должно уделяться качеству и удобству средств обработки исходных данных. Например, только для представления балансовых данных банков (форма № 101) в России существует не менее 40 различных форматов и шаблонов. Подобные национальные особенности, безусловно, необходимо учитывать. Следующим ключевым моментом является используемая методология, которая, конечно же, требует адаптации под национальные стандарты и бизнес-практики. Неотъемлемая часть процесса внедрения аналитических систем — постоянный мониторинг и совершенствование применяемых моделей, оценка их практической значимости, адекватности получаемых выводов как разработчиками этих моделей, так и ответственными специалистами банка. В значительной степени национальной особенностью является и наше законодательство. Это особенно ощутимо в банковской сфере, где любое изменение инструкций ЦБ требует оперативной реакции со стороны вендора. В этих условиях существенное преимущество получают российские разработчики ПО, которые, в отличие от зарубежных компаний, имеют необходимые ресурсы для заблаговременной реакции на планируемые изменения. Мы стараемся учитывать в очередных релизах, которые поступают заказчикам в рамках технической поддержки, все изменения нормативной базы еще до момента их официального опубликования.

Как осуществляется управление нормативно-справочной информацией? Есть ли у вас стандартные справочники НСИ или их построение выполняется в каждом финансовом учреждении индивидуально?

С. И.: Все наши решения реализуются на платформе Аналитического комплекса ПРОГНОЗ, который включает в себя средства управления НСИ. При этом каждая система содержит как базовые, так и клиентские справочники. Базовые справочники стандартизированы и едины для всех клиентов, например справочники валют, стран мира, международных кредитных рейтингов и т. д. Клиентские справочники, такие как, в частности, справочник финансовых показателей, могут настраиваться в каждом конкретном случае. Такая настройка, как правило, не трудоемка и выполняется конечными пользователями без привлечения разработчиков.

Насколько велики трудозатраты на создание проектных решений на основе ваших типовых программных продуктов у каждого конкретного заказчика? Каково типичное соотношение его расходов на лицензии и внедренческий консалтинг? Как осуществляется сопровождение и техническая поддержка?

С. И.: Ключевые принципы, положенные в основу наших коробочных решений, а именно расширяемость и открытая архитектура, позволяют легко адаптировать их под требования конкретного клиента с минимальными трудозатратами, в сжатые сроки и, что самое главное, по весьма умеренной цене. Коробочные решения предполагают, что внедрение осуществляется достаточно просто и может производиться без нашего непосредственного участия. Так, большинство операций по настройке любой системы может быть выполнено специалистами клиента самостоятельно. Наши продукты содержат необходимый набор методик и сервисов, которые банки могут использовать сразу после установки продукта, что тем не менее не исключает возможности привлечения наших консультантов. Затраты на стандартное внедрение зависят от внедряемого коробочного продукта и могут составлять от 0 до 50% стоимости лицензии.

Сопровождение и техподдержка осуществляются в режиме “горячей линии”, работают специализированные системы учета обращений пользователей, в результате чего ни один вопрос не остается без внимания. При необходимости возможен выезд специалиста для разрешения возникающих вопросов.

Предлагает ли “Прогноз” свои решения в виде услуги?

С. И.: Идеология SaaS является перспективным направлением развития бизнеса. Основное препятствие для внедрения данного подхода заключается в специфике GRC-решений, требующих большого количества конфиденциальных данных. Большинство банков в интересах информационной безопасности на сегодняшний день просто не готово решиться на подобный шаг. Исключение составляет общедоступная информация финансовых рынков и макроэкономической статистики, консолидацию и обработку которой мы выполняем в качестве услуги для многих наших клиентов.

В каких кредитных и финансовых учреждениях используются GRC-решения “Прогноза"? Какие их достоинства и недостатки отмечают ваши заказчики? В каком направлении вы собираетесь их развивать в дальнейшем?

С. И.: Сегодня нашими клиентами являются более сотни финансовых организаций, включая шесть из десяти крупнейших российских банков. Объем и структура нашего портфеля говорят сами за себя — нам доверяют, с нами работают, несмотря на существенный спад расходов на ИТ в 2009 г. Среди основных достоинств наших решений клиенты отмечают продуманное функциональное наполнение, широкие возможности по самостоятельной настройке и, конечно же, качество поддержки и сопровождения наших продуктов — мы всегда стремимся посмотреть на себя глазами клиента, стараемся максимально быстро и эффективно решить проблемы, возникающие у заказчика.

В ближайшие годы мы планируем совершенствовать нашу линейку коробочных продуктов, при этом сохраняя темпы разработки новых и развития уже существующих заказных решений. Полученная в результате синергия должна вывести наши продукты на принципиально новый уровень удовлетворения потребностей клиентов.

На правах рекламы