Ведущие эксперты все увереннее говорят о том, что мировой финансовый кризис если не окончился, то уже явно пошел на убыль. О некоторых возможных вариантах использования ИТ в новых экономических условиях в банковской сфере с директором по работе с финансовым сектором компании “SAS Россия/СНГ” Юлием Гольдбергом беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Какие тенденции будут доминировать в области использования ИТ в финансовой сфере в наступившем году?

Юлий Гольдберг: Кризис заставил предприятия — речь идет не только о финансовых учреждениях — намного строже подходить к затратам на ИТ. Это относится и к текущим эксплуатационным расходам и к реализации новых проектов. Думаю, что такой жесткий подход сохранится и в условиях наметившегося оздоровления экономики. Наши заказчики в этом вопросе единодушны: на положительное решение со стороны руководства компаний могут рассчитывать только проекты с четко обоснованными конечными бизнес-результатами, которые могут быть получены в течение полугода, в исключительных случаях — одного года.

В то же время возросшая конкуренция за потребителя требует от организаций — и вот тут для банковской сферы этот вопрос является намного более актуальным, чем для многих других отраслей, — модернизации своей деятельности, в том числе предложения на рынке качественно новых услуг. А реализация таких проектов неминуемо должна опираться на использование ИТ.

PC Week: Какие ИТ способны помочь российским банкам?

Ю. Г.: Мы считаем, что очень полезными именно сейчас являются средства, относящиеся к категории real time decision (RTD, принятие решений в реальном времени). Как это внешне выглядит можно понять на примере контекстной Web-рекламы, которая выдается с учетом профиля (в том числе истории работы в Интернете) конкретного пользователя. Точно также в случае финансовых операций — через Web или, например, банкомат — клиенту автоматически выдается набор предложений-услуг, которые интересны именно ему. Но в отличие от обычной рекламы здесь при выполнении транзакций нужно использовать намного более мощные вычислительные механизмы и обрабатывать огромные массивы информации.

PC Week: Но формирование пакета предложений под конкретного клиента уже давно не является новинкой для нашего рынка. Звонки с неожиданными предложениями от разного рода агентов раздаются довольно часто.

Ю. Г.: Вот именно — неожиданные и порой в совсем неподходящее время. Да, можно заранее в офлайновом режиме проработать все данные по конкретному человеку и позвонить ему с целью представить пакет предложений. Но у него в этот момент может быть деловое совещание, или дружеский ужин, или он просто не расположен сейчас думать о своих личных финансовых делах. Совсем иное дело, если он сам обращается с каким-то вопросом, скажем, к сайту банка. Исследования в сфере работы с клиентами однозначно говорят о том, что в случае инициативы контакта со стороны клиента его восприимчивость к дополнительным услугам в несколько раз выше по сравнению с вариантом обращения агента.

PC Week: Как вы представляете себе реализацию подобных проектов технически?

Ю. Г.: Мы считаем, что для внедрения RTD-решений организации нужны два ключевых инфраструктурных компонента: единое хранилище данных, с которыми могут работать средства анализа, и сервис-ориентированная архитектура (SOA) бизнес-приложений, которая позволяет гибко интегрировать необходимые сервисы. Далее на этом фундаменте можно развертывать нашу систему SAS Real-Time Decision Manager, которая будет формировать нужный прикладной функционал.

PC Week: Но ведь общепризнанно, что переход к SOA — это не очень простая, не очень дешевая и весьма не быстрая в реализации задача. Как это согласуется с требованием бизнеса о получении быстрого коммерческого результата?

Ю. Г.: На самом деле можно идти к SOA разными путями. Вы упомянули о стратегическом подходе. Но ведь можно использовать и оперативный вариант, когда вы переводите в эту архитектуру не всю ИТ-инфраструктуру, а лишь те ее компоненты, которые нужны для решения вполне конкретной деловой задачи. Наш опыт работы говорит о том, что пилотный вариант проекта по внедрению SAS Real-Time Decision Manager вполне можно реализовать за три месяца, а за четыре-шесть месяцев выйти на режим промышленной эксплуатации.

По нашим расчетам, если у банка есть порядка 100 тыс. индивидуальных клиентов, то ему уже стоит подумать о внедрении такой системы, а если это число в два-три раза больше, то экономический эффект от внедрения будет абсолютно точно. Разумеется, у банка должен быть довольно представительный набор услуг, которые он может оперативно предложить клиенту.

PC Week: Чем ваше решение отличается от конкурирующих предложений на рынке?

Ю. Г.: В нашем арсенале есть полный комплекс средств, необходимых для создания подобных прикладных решений. В его состав входят инструменты формирования хранилищ данных, собственно аналитический движок, работающий в реальном времени в среде сервера приложений, а также специальный пользовательский интерфейс для разработки так называемых схем принятия решений.

PC Week: Насколько широко применяются такие технологии в мире и в России?

Ю. Г.: В передовых с точки зрения ИТ странах данные средства уже давно не новинка. В качестве одного из самых впечатляющих проектов можно привести пример глобальной системы Visa, которая обрабатывает десятки миллионов транзакций в день. Подчеркну, что все это можно использовать не только в банках, но и в страховом бизнесе, в телекоммуникационной отрасли, в розничной торговле. Скажем, именно с использованием средств SAS RTDM работает с пользователями один из глобальных онлайновых цветочных магазинов.

В нашей стране также есть примеры внедрения, в основном в области оценки кредитных рисков в режиме реального времени. Такая система внедрена, в частности, в банке “Открытие”.

PC Week: Спасибо за беседу.