Исследование IBM CFO Study показало, что более 60% финансовых директоров планируют проведение важных изменений для адаптации к новому экономическому климату. Такой вывод был сделан в результате опроса свыше 1900 директоров и руководителей финансовых отделов компаний и организаций из 81 страны и 35 отраслей.
По словам респондентов, они уже сегодня ощущают давление по трем направлениям — сокращение расходов предприятия, принятие более оперативных и взвешенных решений и повышение степени прозрачности для внешних заинтересованных сторон. Участники опроса ожидают в течение следующих трех лет дальнейшего усиления этой тенденции.
Одной из приоритетных задач при проведении изменений респонденты назвали “ввод информационного ресурса в стратегию предприятия”. А сокращение расходов, как ни странно, не заняло первую позицию в списке приоритетов. В то же время, финансовые директора отметили большое расхождение в оценке организационной эффективности — лишь 50% из них сочли сегодня свои финансовые службы достаточно эффективными в предоставлении необходимой аналитической бизнес-информации и полезных деловых знаний для поддержки главных целей и задач своих предприятий.
Со времени проведения в 2003 году первого исследования IBM CFO Study, финансовые директора постоянно заявляли о своем стремления уделять больше внимания анализу и поддержке принятия решений, однако лишь немногие из них добились существенного прогресса. Среди проблем самой серьезной является управление интеграцией информации. Ответы респондентов подтверждают, что такая интеграция служит основой для формирования исчерпывающего представления о текущем состоянии и перспективах бизнеса, но, в то же время, эти ответы указывают на трудности ее реализации.
Тем не менее, часть финансовых директоров, названных в отчете Value Integrators, опережает своих коллег по всем ключевым финансовым показателям благодаря управлению двумя основными качественными характеристиками деятельности своих организаций:
- финансовой эффективностью как отражением уровня качества основных процессов и данных в организации;
- комплексом знаний о состоянии и перспективах бизнеса, которые отражают степень профессионализма кадров, а также развитость технологий и аналитических способностей, направленных на широкую информационную поддержку процессов оптимизации и планирования бизнеса, выработки и реализации стратегий роста.
Результаты исследования свидетельствуют, что строгое соблюдение стандартов в области процессов и данных, интеграция информации и применение бизнес-аналитики являются ключевыми факторами, позволяющими респондентам составить четкое представление о состоянии и перспективах бизнеса и успешно управлять рисками. Действительно, предприятия, которые эффективно интегрируют информацию, опережают своих коллег по каждому из оцениваемых финансовых показателей, включая прибыль на инвестированный капитал, рост доходов и прибыль до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений.
Результаты исследования также показывают, что, анализируя информацию о процессах, технологиях и кадрах, финансовое подразделение может преобразовывать финансовые и операционные данных в ценные знания о бизнесе, которые позволяют принимать решения, руководствуясь не интуицией, а фактами. Многие респонденты отметили, что такая аналитика помогает финансовому подразделению выявлять взаимосвязи между разрозненными и несогласованными “островками” информации, а также определять структуры и типовые модели. Во многих случаях, обоснованность деятельности финансового подразделения зависит от его способности получать ценные для бизнеса знания из имеющейся неструктурированной информации. Поэтому, чтобы справиться с растущей сложностью и неустойчивостью экономической ситуации частным и государственным организациям необходимо совершенствовать средства планирования сценариев и прогнозирования.