На страницах нашего еженедельника мы неоднократно рассказывали о проблемах информатизации российского здравоохранения . И хотя уровень применения ИТ в этой сфере остается по-прежнему низким, существуют организации, эффективность деятельности которых в значительной степени обусловлена внедрением современных технологий. Сегодня мы представляем менеджера по проектам отдела информационных систем и технологий фармацевтической компании “Никомед Россия” (подразделения международной корпорации “Никомед групп”) Георгия Самодумова и финансового директора холдинга “Юнидент” Леонида Зиченкова, которые в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой поделились своим опытом автоматизации управления бизнесом, а также решения других ИТ-задач.

PC Week: Какие основные задачи, стоящие перед вашими компаниями, требуют автоматизации?

Георгий Самодумов: Сегодня в России наша деятельность связана с дистрибуцией лекарственных препаратов. Кроме того, компания планирует развивать производство в России, и уже начат проект по строительству завода.

Именно дистрибуция определяет специфику использования ИТ в нашей компании. Основной корпоративной информационной системой на настоящий момент является ERP-система MS Dynamics NAV, на базе которой автоматизированы финансовый и бухгалтерский учет, управление основными средствами, учет товаров, взаимоотношения с поставщиками и клиентами, зарплата и кадры, а также другие бизнес-задачи. Другой ключевой системой компании является CRM-система, которая позволяет отслеживать и улучшать работу медицинских представителей, непосредственно занимающихся продвижением товаров на рынке. Все медицинские представители имеют доступ к CRM-системе, используют ее в своей повседневной работе, а их менеджеры контролируют график посещения врачей, аптек и пр.

Интересная ситуация сформировалась в настоящий момент. В связи с предстоящим вступлением в силу нового Закона о защите персональных данных нашей компании, как и остальным участникам фармрынка , а также представителям других отраслей, необходимо учесть все требования этого закона, перестроить работу с персональными данными в системах класса ERP и CRM, регламентировать доступ сотрудников к такой информации, соответствующим образом усовершенствовать механизмы защиты этих систем. Всё это вносит серьезные коррективы в текущие планы развития информационных систем, накладывает дополнительную нагрузку на департаменты информационных систем и информационных технологий, юридический отдел и другие заинтересованные подразделения компании. Наиболее остро этот вопрос стоит для нашей CRM-системы, но сейчас он также актуален и для системы ERP. Однако здесь решение будет проще, поскольку в ERP-системе хранятся в основном персональные данные о сотрудниках компании. А в рамках трудового договора можно получить разрешение персонала на работу с этими данными.

Леонид Зиченков: На сегодняшний день деятельность нашего холдинга развивается по четырем направлениям. Первое — поставка стоматологического оборудования и расходных материалов на российский рынок; второе — сеть стоматологических клиник под брендом “Юнидент Стоматология”, а также клиника премиум-класса на Старом Арбате Dental Spa; третье — производство и реализация средств по уходу за полостью рта и прежде всего зубных паст под брендом R.O.C.S; четвертое — информационная и просветительская деятельность, включая медицинский интернет-портал Медикус, издательство стоматологической литературы “СТ-Бук”, фонд “Ю-Арт” и многое другое.

Первое направление, заложившее основу развития всего холдинга, является для нас ключевым и сегодня. Прежде всего перед нами стояла задача обеспечения качественно нового уровня контроля и управляемости компанией на базе внедрения ERP-системы в рамках данного направления. При этом специфика функционирования предприятия обуславливала определенные требования как к функционалу выбранной системы, так и к набору необходимых доработок. Например, наличие широкого спектра поставщиков — из Европы, Америки и Азии — требовало использования мультивалютного учета себестоимости и построенного на его основе мультивалютного процесса ценообразования. Вместе с тем для внедрения современной ERP-системы некоторые текущие процессы требовали значимых изменений.

Хотелось бы отметить существенный момент. В нашем случае значительным преимуществом было то, что инициатором внедрения ERP-системы выступал собственник, понимавший, что без улучшения контроля за деятельностью компании и повышения управляемости ею невозможно дальнейшее развитие бизнеса. И несмотря на все связанные с внедрением такой системы сложности в результате выиграют и компания, и пользователи. С другой стороны, некоторые сотрудники были не всегда согласны с необходимостью предлагаемых изменений. Иногда проблемы возникали с отдельными пользователями, воспринимавшими что-либо мало-мальски отличное от их опыта как нечто заведомо неправильное. Например, при обсуждении дизайна будущего решения один из пользователей предложил разработчикам: “Вы изучите нашу действующую систему и сделайте всё максимально близко к тому, что мы имеем”. В принципе его можно понять: весь предыдущий опыт успешного развития компании говорил в пользу используемых в тот момент процессов. Необходимо признать, что ERP-системы внедряются прежде всего в целях повышения управляемости и контроля компании в целом, а не в интересах отдельных пользователей, для многих из которых на начальных этапах эти изменения лишь усложняют текущую работу.

PC Week: Как вы оцениваете имеющиеся на рынке программные продукты с точки зрения возможности решать ваши специфические задачи?

Л. З.: Наиболее значимыми для нас критериями наряду с экономическими параметрами являлись уровень поддержки выбранной системы в России, ее гибкость и масштабируемость, возможность эффективно поддерживать запросы растущего бизнеса.

В итоге мы выбрали Microsoft Dynamics NAV с хорошей локализацией и высоким уровнем поддержки в России. Microsoft имеет налаженную систему сертифицированных партнеров, а нам, как растущей компании, постоянно требуется дальнейшее развитие функционала. Выбранная нами система дает возможность вести доработки в рамках лицензии и с помощью программирования решать дополнительно возникающие задачи.

Мы конечно рассматривали и конкурирующие варианты, в частности лидера отечественного рынка — “1С:Предприятие” версии 8. Однако на момент выбора системы, а это было в 2006 г., имелись нарекания к устойчивости работы системы при числе пользователей свыше 20 человек. Для нас же была абсолютно неприемлема ситуация, если в момент оформления клиентского заказа при непосредственной работе с клиентом или заказа, состоящего из сотни позиций, существовал риск сбоя в работе системы.

Дополнительно мы рассматривали варианты Microsoft Axapta и SAP, также широко представленные на российском рынке. Однако данные варианты были нами отвергнуты ввиду более жестких требований к организации бизнес-процессов, а также по экономическим соображениям.

Выбранная нами методология внедрения подразумевала приобретение базового решения нашего партнера — Navicon Trade, уже имевшего в своем арсенале основные типовые решения для дистрибуции с минимумом доработок на начальном этапе внедрения.

Г. С.: Компания “Никомед Россия” принимала решение о внедрении ERP-системы еще раньше — в 2002 г. На тот момент выбор был еще уже, а текущей платформы “1С” вообще не существовало (версия 7.7 была практически неработоспособна для крупной компании, имеющей большие объемы информации).

Сегодня ситуация иная, и “1С:Предприятие 8”, с моей точки зрения, вполне может конкурировать с Microsoft Dynamics NAV. Причем оба эти решения сближаются с двух направлений. Microsoft выпускает версии Dynamics NAV, которые по сути являются коробочными, т. е. их можно установить и начать пользоваться, чего раньше не было. С другой стороны, “1С” наращивает возможности своей системы с точки зрения многопользовательской и сетевой работы, обслуживания больших баз данных и пр.

Здесь мне также хотелось бы обратить внимание на то, что при выборе той или иной системы очень важную роль играет и выбор команды, которая будет осуществлять внедрение. И то качество отношений, которые выстраиваются с партнером, в общем-то и определяет успех внедрения и дальнейшего взаимодействия. Наша компания имеет очень большой опыт внедрения, и, к сожалению, у нас бывали ситуации, когда приходилось отказываться от работы с партнером, потому что убеждались либо в его некомпетентности, либо в необоснованно завышенных требованиях к финансированию проекта.

Л. З.: Я совершенно согласен с тем, что в вопросе внедрения многое зависит от партнера. Очень важно в лице партнера найти, с одной стороны, консультанта, а с другой — разумного оппонента. То есть нужен конструктивный диалог. Дело в том, что при реализации крупномасштабного проекта у самого заказчика часто больше вопросов, чем ответов, как лучше организовать и реализовать в программной среде тот или иной процесс. Если ваши партнеры будут просто ждать, что вы скажете, как надо сделать, и на этом их функция будет исчерпываться, то в российской действительности, наверное, ничего не получится. Здесь, я считаю, интересно мнение партнера, который уже имеет некий шаблон решения, но всегда готов выйти за рамки этого шаблона и разумно вписать его в условия конкретной индустрии и конкретной компании. Я рад, что в выборе нашего партнера — компании Navicon Group — мы не ошиблись.

PC Week: А для решения еще каких задач у вас применяются ИТ? Есть ли какая-нибудь специфика?

Л. З.: В нашей сети клиник “Юнидент Стоматология” мы используем решение DMG на базе “1С”, адаптированное для ведения бизнеса в России. Эта конфигурация специализирована для обеспечения работы стоматологических учреждений, в том числе поддерживает и сетевую структуру.

Осенью прошлого года мы реализовали проект по внедрению мобильной торговли. В “Юниденте” дистрибуция организована как через посредников, так и напрямую, когда наши торговые представители выезжают непосредственно в клиники. Но очень тяжело работать с клиентом, не зная того, что на текущий момент есть на складе. У нас очень большая номенклатура товаров — порядка 20 тыс. единиц. Для того чтобы торговые представители могли доводить переговоры до реального заказа, мы снабдили их КПК с программой мобильной торговли OMOBUS, которая интегрирована с системой Microsoft Dynamics NAV. Через обменный сервер осуществляется согласование справочника, благодаря чему торговые представители могут видеть обновленные товарные остатки. Оформленный предварительный заказ транслируется в Microsoft Dynamics NAV, и только после получения оттуда подтверждения о резервировании затребованных позиций заказ окончательно согласуется с нашим клиентом.

Г. С.: У нас есть некоторые особенности использования ИТ, которые связаны именно с нашим бизнесом. Прежде всего, “Никомед Россия” — это не отдельно существующая на российском рынке компания, а подразделение крупной международной корпорации. В этой связи мы должны периодически отчитываться о своей деятельности перед управляющей компанией. Следовательно, в РФ финансовый учет ведется в соответствии с требованиями как российского законодательства, так и международных стандартов учета и финансовой отчетности. После выполнения первичного учета согласно локальным требованиям мы должны трансформировать результаты в соответствии с международными требованиями учета, и наша инсталляция ERP-системы позволяет вести учет подобным образом. Чтобы обеспечить такую параллельную работу, у нас применяются достаточно сложные механизмы трансформации данных из систем российского учета в системы, учитывающие западные стандарты.

Другая особенность связана с нашими поставками. В отличие от компании “Юнидент” у нас имеется централизованный канал поставок. Несмотря на то что мы занимаемся дистрибуцией не только собственных, но и партнерских продуктов, все поставки осуществляются через нашу головную компанию, находящуюся в Австрии. Благодаря этому перед нами не стоит проблема мультивалютности, более того, некоторое время назад мы перешли на поставки в рублях.

Есть также определенные особенности, связанные со складским хранением лекарств, имеющих ограниченный срок годности. Именно поэтому логический учет товарных запасов в ERP-системе ведется в разрезе сроков годности серийных номеров, которые однозначно идентифицируют происхождение товара. Аналогично оформляется отпуск нашим клиентам. То есть мы либо автоматически подбираем товары с наименьшим сроком годности, чтобы товар не портился на нашем складе, либо мы по договоренности с клиентом подбираем такой срок годности, который нужен ему в соответствии с его планами.

Помимо этого в “Никомед Россия” работает мощная CRM-система WebForce компании CegedimDenrite, а в прошлом году была внедрена система бюджетирования и планирования. И наконец, последнее, о чём я хотел бы упомянуть, — это корпоративный портал, являющейся единой точкой доступа ко всей корпоративной информации. Сегодня в России и СНГ им пользуются почти 1300 человек.

PC Week: Обычно все подобные внедрения осуществляются в рамках единой ИТ-стратегии компании. В чём она заключается у вас?

Г. С.: Как я уже сказал, мы подчиняемся управляющей компании, поэтому в основном стратегическое развитие Nycomed Group в целом и ИТ в частности — это её прерогатива.

При этом у нас существует очень четкое деление функций между двумя департаментами: информационных технологий и информационных систем. Сотрудники первого отвечают за инфраструктуру — сети, аппаратное обеспечение и пр. А в нашем ведении находятся задачи внедрения и сопровождения в регионе “Россия — СНГ”. Мы обладаем достаточной самостоятельностью в вопросах внедрения тех или иных информационных систем и решений, но при этом часто опираемся на корпоративный опыт и учитываем требования управляющей компании. Примером может служить большой и интересный проект создания корпоративного портала на базе технологии MS Office SharePoint.

И хотя внедрение портала выполнялось на корпоративной платформе, мы сделали это раньше наших коллег из глобальной компании. Так что у них теперь есть возможность воспользоваться нашим опытом. Правда, им придется столкнуться с проблемами несколько иного масштаба, поскольку объединить на одной платформе огромное количество филиалов, расположенных по всему свету, сложнее, чем это было сделано на территории бывшего Советского Союза, где все люди говорят на одном языке, а все подразделения в странах СНГ управляются из Москвы.

Л. З.: У нас дело с ИТ-стратегией обстоит немного по-другому. С одной стороны, интересней, а с другой — сложней, поскольку она вырабатывается в соответствии с нашим пониманием того, как мы будем развиваться в краткосрочной и в среднесрочной перспективе. Так, Microsoft Dynamics NAV, по нашим оценкам, даст нам еще потенциал определенного роста лет на пять-десять, а там уже нужно будет думать, с чем работать дальше. В настоящий момент основная стратегия развития нашей ERP-системы подразумевает максимальное использование имеющегося функционала плюс дальнейшую кастомизацию программы и внедрение дополнительных модулей, о необходимости которых мы не думали два года назад.

На повестке дня также стоит развитие поддержки системы “Мобильная торговля” с точки зрения логистики. Дело в том, что как только у нас начинают расти прямые продажи, то сразу же увеличивается нагрузка на логистику: это доставка товаров, что с учетом московских пробок является очень непростым делом. Поэтому мы думаем о приобретении логистической программы, которая будет оптимизировать загрузку автомобилей, намечать маршрут их движения, отслеживать текущее положение и график движения.

PC Week: Нужна ли в вашей работе поддержка со стороны государства? Или она, наоборот, была бы для вас помехой?

Л. З.: В такой сложной системе, как здравоохранение, безусловно, нужны некие регуляции. Мы это наблюдали на примере пресловутого “свиного гриппа”, когда избыточные запасы препаратов с истекающим сроком годности взлетели в цене в 3 4 раза и были проданы. Однако, на мой взгляд, необходимо регулировать не максимальную наценку, а предельный уровень розничных цен для жизненно важных препаратов. При ограничении наценки мы можем искусственно поставить барьеры распространения на российском рынке новых препаратов и оборудования.

Если говорить конкретно об ИТ-сфере, то приятно видеть, что на уровне нацпроекта “Здоровье” озвучена идея перевода здравоохранения на новый уровень информационной поддержки. Посмотрим, как это будет реализовано на практике. Понятно, что при этом возникнут некоторые проблемы, связанные с консерватизмом людей, работающих в поликлиниках и других учреждениях здравоохранения. Они привыкли работать по стандартам, установленным по единым государственным правилам. Вместе с тем здесь, на мой взгляд, есть очень большой потенциал для эффективного развития ИТ. И если сконцентрировать средства и хороших специалистов на типовых объектах здравоохранения, выстроенных по одним и тем же процедурам, то впоследствии реализованное там решение можно тиражировать не только в России, но и в СНГ. И при этом дать работу квалифицированным ИТ-специалистам, которые возможно уже уехали или думают о работе за рубежом.

И здесь, наверное, очень важно развитие контактов между всеми участниками рынка: производителями, поставщиками, медицинскими учреждениями различных форм собственности и государственными регулирующими органами. А возможности для прогресса, безусловно, есть.

PC Week: Спасибо за беседу.