Компания Polymedia, образованная в канун кризиса 1998 г., принадлежит к числу старожилов рынка аудиовизуальных продуктов и систем. Начав с продажи и дистрибуции отдельных устройств, компания затем стала активно развивать интеграционное направление, и теперь на ее счету сотни выполненных проектов различной сложности, в том числе на базе полиэкранных систем разного типа, обычно выполняющих роль основного средства отображения информации в диспетчерских пунктах и ситуационных центрах. О том, что примечательного сегодня происходит на рынке полиэкранных систем и на ключевых направлениях его развития, генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова рассказала в беседе с первым заместителем главного редактора PC Week/RE Игорем Лапинским.

PC Week: При нынешнем уровне изношенности инфраструктуры в ряде отраслей и при той сложности задач, которые стоят перед властными и коммерческими структурами, казалось бы, комплексные решения на базе аудиовизуальных технологий, позволяющие мониторить ситуацию и снизить управленческие риски, должны быть востребованы как никогда. Почему мы этого не наблюдаем?

Елена Новикова: К сожалению, спрос на такие решения определяется не состоянием инфраструктуры и сложностью управленческих задач, а объемом финансовых средств, выделяемых под такие проекты. А он сейчас не очень велик. Видимо, есть более приоритетные задачи, поэтому проекты по оснащению или переоснащению центров управления, диспетчерских, ситуационных центров (СЦ) финансируются отнюдь не в первую очередь. Но деньги все же выделяются. В частности, для создания региональных центров по управлению кризисными ситуациями, а также центров УВД по программе “Безопасный город”. Денег не много, поэтому приходится внедрять бюджетные решения на основе тонкошовных ЖК-панелей. Хотя, например, в дальневосточном регионе нашли вполне разумную сумму, и в результате мы оснастили очень хороший региональный центр МЧС в Хабаровске.

Надо сказать, что нехватка средств сейчас ощущается и в энергетике, где раньше выполнялось немало проектов по оснащению диспетчерских залов, благодаря чему это был один из наиболее привлекательных для интеграторов отраслевой рынок. Промышленные предприятия тоже чувствуют себя неважно, поэтому проекты по созданию аудиовизуальных комплексов управления предприятием сегодня довольно редки.

Пожалуй, наиболее активно развивающееся направление — это ситуационные центры губернаторов. И оно интересно для нас с точки зрения бизнеса, поскольку развивается не в рамках вертикальной программы, а за счет регионального финансирования. И это уже рынок, на котором мы можем быть конкурентоспособными и можем побороться за более выгодные проекты. В частности, мы делаем сейчас очень интересный комплексный проект в Южно-Сахалинске.

PC Week: Какую долю в вашем бизнесе сегодня занимают проекты, связанные с инсталляцией видеостен и сопутствующего оборудования? Как эта доля менялась в последние годы?

Е. Н.: В докризисный период интеграционное направление в нашем бизнесе обеспечивало порядка 25% оборота. Оно быстро росло, но некоторые другие направления росли еще быстрее. Например, активные продажи у нас шли по национальному проекту “Образование”. Однако в прошлом году из-за существенного сокращения продаж отдельных продуктов доля интеграционных проектов в общем обороте компании заметно повысилась — примерно до 30-35%. В условиях кризиса это направление оказалось более устойчивым.

PC Week: Кризис заставил всех по-новому взглянуть на свой бизнес. Как вы адаптировались к создавшимся условиям?

E. Н.: Несмотря на то, что в прошлом году денег на рынке стало меньше, работы существенно прибавилось. У нас все заняты с утра до ночи. Заказчики стали более требовательны к качеству проектов и обслуживанию объектов. Они внимательно выбирают исполнителя проекта и производят массу итераций при выборе технического решения. Соответственно, атмосфера на рынке стала гораздо более конкурентной, а прибыльность проектов заметно уменьшилась. В этой ситуации многие компании стали сокращать свой персонал, а то и вообще уходить с рынка. Мы же, наоборот, набрали в штат новых толковых сотрудников не только из нашей, но и из других областей рынка. В этом смысле я считаю, что для нас все сложилось удачно. И сейчас мы пытаемся изменить структуру своей прибыли, сделать акцент на услугах, в частности на разработке программного обеспечения и контента. Мы создали собственное ПО ВИРД для управления выводом информации на полиэкранные системы и обеспечения поддержки проведения совещаний и конференций в центрах управления, ситуационных центрах и т. д. Кроме того, при выполнении проектов берем на себя разработку необходимого заказчику ПО, привлекая, если нужно, для этого субподрядчиков. Это позволяет нам привнести в проект дополнительную ценность и претендовать на роль генерального подрядчика.

PC Week: Но на российском рынке немало системных интеграторов, специализирующихся именно на внедрении информационных систем и разработке ПО и имеющих большой опыт в качестве генподрядчиков по крупным проектам. Вы полагаете, что можете конкурировать на их поле?

Е. Н.: В бизнесе каждый старается, особенно в кризисное время, взять на себя как можно больше и сделать весь проект комплексно. В этом смысле мы уже серьезно конкурируем с ИТ-интеграторами, которые тоже иногда берут на себя нашу часть, если она не слишком сложна. И мы все больше будем двигаться в сторону ИТ. В условиях конвергенции технологий и реально происходящего сейчас стирания принципиальных различий между АВ- и ИТ-рынками это естественно.

Но я хотела бы обратить внимание на другое. Побывав во многих российских регионах, я смогла оценить реальную ситуацию: это иллюзия, что в регионах есть специальные информационные системы (ИС) для визуализации информации. Даже там, где они все же разработаны, ими практически не пользуются. Потому что они сложные, неудобные для обеспечения их информационного наполнения, к тому же не предусмотрены средства для генерирования каких-либо аналитических данных, моделей, графиков и т. п.. Практически повсеместно информацию хранят в текстовых файлах, электронных таблицах или каких-то очень простых системах. Но чтобы эту информацию можно было анализировать и использовать для принятия решений, нужны инструменты, позволяющие представить руководителю картину в полном объеме и с разных сторон . Знаю это по себе. На обычном компьютерном экране в силу его небольших размеров и невысокого разрешения информация плохо воспринимается всеми участниками совещания. Для этого нужна видеостена и средства, позволяющие убрать лишнюю, служебную информацию, а значимую представить в удобном для восприятия виде. И это как раз то, что мы уже хорошо умеем делать и для чего, в частности, разработали наш программный пакет ВИРД, который позволяет вывести информацию с любых источников, включая программные. Кроме того, он учитывает размеры зала, место расположения первого лица и другие условия, чтобы автоматически выбрать масштаб изображения и размер шрифтов. К тому же ВИРД предоставляет руководителю инструмент управления совещанием. Я думаю, это наш первый шаг на пути к развитию и внедрению качественных ИС. При этом создается основа для развития в сфере ИТ на будущее, поскольку на этой основе уже можно строить серьезные ИС и решать довольно непростые задачи.

Второй важный момент заключается в том, что для руководителей регионов ситуационный центр — это еще и инструмент связи с центральными органами и президентом РФ через защищенную видеоконференцсвязь, а также с местными муниципальными образованиями. Такое решение на базе ВИРД мы реализовали недавно в Пензе. У нас есть соответствующие лицензии для организации такой связи, мы понимаем, как объединить на видеостене информацию из различных сетей (защищенных, ДСП, открытых), как организовать такое решение. Мы уже несколько раз прошли через это и знаем, какие здесь существуют правила и проблемы.

PC Week: В прошлом году вы стали членом сообщества InfoComm International Top 100, объединяющей руководителей разных компаний, действующих на АВ-рынке. Дает ли это вам какое-то преимущество в борьбе за рынок?

Е. Н.: Смысл создания этого сообщества внутри ассоциации Infocomm International состоял в том, чтобы собрать людей, которые могут рассказать об аудиовизуальном рынке своей страны и с которыми можно обсудить рыночные тенденции. Дает ли это какое-либо конкурентное преимущество членам сообщества ? На мой взгляд, дает, хотя и не напрямую. Появляется возможность обмена информацией с ведущими зарубежными компаниями и понимание того, как у них развивается бизнес. Они тоже очень озабочены созданием контента и программного обеспечения, и для меня было важно убедиться, что мы движемся с ними в одном направлении. Заказчику нужен результат. А для этого нужны и железо, и софт, и контент. Интеграторы, которые смогут предложить все это, будут в числе первых на своем рынке. В InfoComm действует своя социальная сеть, где члены ассоциации постоянно обмениваются мнениями, где из первых уст можно узнать, что будет представлено на предстоящих выставках, и получить экспертное мнение о новинках. Мне это сильно экономит время, потому что на выставках я сразу иду по ключевым точкам. И я вижу, что АВ-индустрия сделала очень большой рывок в минувшем году.

PC Week: Рывок в каком плане?

Е. Н.: Прежде всего в технологическом. В тех же полиэкранных системах. В частности, буквально в последние три-четыре месяца на рынке появились видеокубы со светодиодными источниками света. Срок жизни у них уже 60 тыс. ч, что очень важно для диспетчерских залов. Кроме того, разработаны принципиально новые лазерно-фосфорные дисплеи. Это очень интересная технология, обеспечивающая минимальное энергопотребление. У такого дисплея нет вентиляторов, его можно встраивать в любую нишу вплотную к стене. В таких дисплеях практически нечему ломаться, а источник света, лазер, имеет ресурс порядка 70 тыс. ч. Я считаю, что это технологический прорыв. Это направление будет быстро развиваться, и лазерно-фосфорные дисплеи будут очень востребованы через несколько лет. Сейчас решения на их основе стоят довольно дорого и потому доступны лишь компаниям, располагающим большими финансовыми ресурсами. Но со временем цены будут снижаться, поскольку сама по себе данная технология не очень дорогая.

PC Week: Это со временем. А сейчас приходится вписываться в имеющиеся бюджеты. С вашей точки зрения, кроме перехода на более дешевые технологии, о чем вы уже говорили, есть ли другие возможности для удешевления проектов СЦ, диспетчерских, центров управления?

Е. Н.: Я думаю, что запас для снижения стоимости проектов интеграторы уже практически исчерпали в прошлом году. Дальнейшее снижение может идти только за счет ухудшения качества самого проекта. Хороший проект требует привлечения квалифицированных специалистов, применения качественного оборудования и современных систем проектирования. Это все стоит денег. Мы регулярно считаем, во что нам обходится то или иное подразделение: проектный отдел, инсталляционный, монтажный. И понимаем, что на их содержание уходит до 30% оборота направления системной интеграции. Поэтому, с моей точки зрения, правильнее задуматься об экономии не на проекте, а на последующей эксплуатации внедренного решения. И тут ключевое значение имеют его надежность, ресурс отдельных компонентов, энергопотребление, стоимость и периодичность обслуживания. Кроме того, не нужно забывать, что дорогостоящие ситуационные центры и диспетчерские создаются для управления гораздо более дорогими и сложными объектами и системами и сами могут стать инструментом экономии за счет снижения рисков и более оптимального управления этими объектами и системами.

PC Week: Спасибо за беседу.