Несмотря на обострение конкуренции компания VMware, по общему мнению аналитиков, уверенно сохраняет лидирующие позиции на рынке средств виртуализации. Более того, выпустив год назад новую версию своей виртуализационной платформы vSphere 4.0, она стала расширять сферу своих интересов, сделав серьезные шаги в сторону облачных вычислений. О пути, пройденном компанией в мире и в России, с региональным менеджером VMware по России и СНГ Антоном Античем беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Создается впечатление, что при всех экономических неурядицах мирового масштаба VMware смогла усилить свое положение в качестве поставщика платформенного ПО. Как вы оцениваете сегодняшнее позиционирование компании на мировом ИТ-рынке?

Антон Антич: Прежде всего должен сказать, что средства виртуализации показали свою высокую востребованность со стороны заказчиков: несмотря на кризис этот сегмент по оценкам всех аналитиков растёт по всему миру и еще сильнее в России, хотя в нашей стране спад ИТ-рынка в целом был очень существенным. Устойчивый рост бизнеса продемонстрировала и VMware, а результаты начала года говорят о том, что динамика достигла докризисного уровня. Но самое главное — это качественные изменения как раз в позиционировании.

Если говорить в терминологии облачных вычислений, то компания перешла с базового статуса IaaS (инфраструктура как сервис) на более высокий уровень PaaS (платформа как сервис) с прицелом освоения и модели SaaS (ПО как сервис). В целом стратегия развития опирается на наше базовое ПО серверной виртуализации, управления виртуализированными датацентрами, обеспечения отказоустойчивых ИТ-решений, а также поддержки виртуальной инфраструктуры ПК. Этот комплекс средств уже позволяет заказчикам на практике реализовать облачную модель организации ИТ предприятия в варианте как частного, так и внешнего облака. Но при этом сама VMware выступала лишь в качестве технологического поставщика, делегируя функции провайдера услуг своим партнерам. Сейчас ситуация меняется, и тут важную роль сыграло приобретение в августе прошлого года компании SpringSource с ее технологической Java-платформой Spring Framework, представляющей собой высокоуровневую среду для создания приложений.

PC Week: Но ведь до этой сделки Spring Framework, кажется, не использовалась в облачной модели, она применялась только в традиционном варианте автономной установки у заказчика...

А. А.: В том то все и дело! Мы не просто механически расширили спектр своих предложений за счет покупки готового бизнеса, а на основе интеграции приобретенных средств с нашими виртуализационными технологиями смогли предложить качественно новый продукт, причем уже в модели услуг. Разумеется, это потребовало времени, причем речь идет о решении не только технических задач, но и организационных, связанных с новым статусом взаимоотношений с партнерами и клиентами. Предварительная версия нашего PaaS-продукта будет доступна уже осенью этого года в рамках стратегического проекта VMforce, который мы реализуем совместно с компанией Salesforce.com, признанным мировым лидером в области предоставления облачных технологий. Это принципиальный шаг в создании настоящего корпоративного Java-облака, использование которого позволит разработчикам ПО полностью сосредоточиться на разработке приложений, отбросив заботы о развертывании прикладных программ, о поддержке их масштабирования, надежной работы и т. д. То есть мы тут переходим к реализации модели “предоставление по требованию” не только на уровне серверных аппаратных средств, но и для программной платформы.

И вот в начале мая VMware сделала следующий шаг в этом направлении: было объявлено о приобретении компании JemStone. Ее технологии позволят пополнить портфель предложений SpingSource инструментами управления данных и, что, возможно, еще важнее, расширить спектр используемых для разработки приложений языков программирования, в том числе такого популярного, как Ruby, предназначенного для создания Web-приложений. Вполне вероятно, что все эти средства также войдут в состав сервиса VMforce в самое ближайшее время.

PC Week: Но это пока не уровнь SaaS. Что вы намерены делать в плане предоставления облачных приложений?

А. А.: Здесь мы пока во многом ориентируемся на сотрудничество с нашими партнерами, в том числе местными. Они смогут создавать в наших облачных средах свои приложения, которые заказчики могут использовать в режиме интернет-услуги. Но сама VMware вскоре будет предоставлять собственные прикладные сервисы. Тут нужно сказать еще об одном знаковом приобретении, сделанном в нынешнем январе: тогда у Yahoo! была куплена компания Zimbra, очень известный поставщик решений категории OpenSource для электронной почты и поддержки совместной работы. По-видимому, на основе этих технологий мы будем предоставлять и услуги на глобальном уровне, но уже сейчас наши партнеры, в том числе российские, начинают создавать собственные облачные решения корпоративного уровня как альтернативу Microsoft Exchange и IBM Lotus Notes. Как видите, мы уже фактически готовы к предоставлению полного стека облачных предложений — инфраструктурных, платформенных и прикладных.

PC Week: VMware быстро продвигается в сторону облаков, но успевают ли за вами заказчики?

А. А.: Во-первых, лидер всегда должен опережать существующий спрос со стороны клиентов. А во-вторых, ситуация на рынке развивается так быстро, что нужно действовать очень энергично, чтобы соответствовать растущим ИТ-требованиям потребителей.

PC Week: Все же VMware — это глобальная компания и потому ориентируется на интересы самых развитых ИТ-стран. А что происходит в России?

А. А.: Развитие ситуации в нашей стране не сильно отстает от передовых регионов, во всяком случае тут наблюдается заметный прогресс. Как раз в прошлом году российские предприятия завершили в целом важный этап решения задач консолидации ИТ-ресурсов на базе виртуализации и перешли к вопросам расширенного применения этих средств в рамках уже облачной концепции. Правда, на пути этого движения встал кризис, когда предприятия должны были думать в первую очередь о сокращении своих затрат, что, кстати, было отличным стимулом для более широкого применения виртуализации. Но сейчас заказчики уже вполне созрели — и технически, и организационно, и финансово — для дальнейшего продвижения в сторону оптимизации операционных затрат и извлечения стратегических выгод для бизнеса от применения облачной модели на разных ее уровнях.

PC Week: Из представленной еще раньше облачной стратегии VMware видно, что движение в сторону применения публичных сервисов должно пройти через этап частных, внутренних облаков. Это так?

А. А.: Не совсем; мне кажется, что процесс будет идти параллельно, с позитивным взаимным влиянием. С одной стороны, с технологической точки зрения компаниям действительно нужно сначала преобразовать их физическую инфраструктуру в виртуальный вид — упрощенно говоря, представить свои бизнес-приложения в формате виртуальных машин, которые можно будет легко перемещать из внутреннего облака во внешнее. Но с другой стороны, работа с внешними провайдерами позволит предприятиям понять достоинства сервисной модели взаимодействия с контрагентами, которую они смогут применять и у себя внутри на уровне общения бизнеса с ИТ-подразделениями. А это послужит основой для ускорения перевода традиционной ИТ-инфраструктуры в облачный формат.

PC Week: С теоретической точки зрения это понятно и выглядит весьма привлекательно. А когда можно будет увидеть практические результаты?

А. А.: Уже скоро. Собственно, если говорить о планах нашей работы в России на ближайший год, то одной из главных линий будет как раз не только расширенное использование различных средств виртуализации, в том числе серверных и для настольных ПК, но и переход на новые сервисные модели как внутри предприятия, так и во внешних отношениях с провайдерами. Такие проекты уже ведутся в нашей стране, и о первых результатах будет объявлено в ближайшем будущем.

PC Week: Спасибо за беседу.