В последнее время в нашей стране все активнее реализуются программы поддержки системы высшего образования. О том, как эти действия правительства повлияют на вузы и ИТ-отрасль, научному редактору PC Week Елене Гореткиной рассказывает Дмитрий Смирнов, руководитель дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании “АйТи”.

PC Week: Какие государственные программы поддержки вузов сейчас реализуются? В каком объёме предусмотрено финансирование, сколько вузов участвует в этих программах?

Дмитрий Смирнов: Сейчас развиваются две основные программы. Первая, предусматривающая создание федеральных университетов, направлена на объединение вузов и повышение эффективности их деятельности. Вторая называется “Национальный исследовательский университет” (НИУ) и предполагает развитие научной работы в вузах. Кроме того, реализуется ряд проектов в рамках федеральной целевой программы “Образование”, которая началась несколько лет назад.

Для каждого федерального вуза предусмотрено ежегодное финансирование порядка 1 млрд. руб. Первыми такой статус получили Сибирский и Южный университеты. Затем появилось еще пять, и теперь федеральными являются семь университетов. Происходит объединение ряда вузов в единую структуру. С двумя первыми университетами у нас уже есть некоторые проекты, а с остальными ведем диалог — предлагаем-демонстрируем наши решения, но в будущем выбор все равно будет делаться на конкурсной основе. В настоящее время они еще проходят стадию оформления и реструктуризации, а это — непростой процесс. Ведь создается большая территориально-распределенная структура, напоминающая крупный холдинг, и под единым управлением оказывается большое количество учебных заведений.

Что касается НИУ, то в прошлом году было выбрано двенадцать вузов, а в этом — еще пятнадцать. Каждому из них планируется выделить на развитие до 1,8 млрд. руб. на пять лет.

PC Week: Как эти программы влияют на внедрение ИТ в вузах — в хозяйственной деятельности и в учебном процессе?

Д. С.: Статус национального исследовательского университета предусматривает ведение научной деятельности, которая, очевидно, немыслима без использования ИТ, например, для расчетов, моделирования, хранения, структурирования и обработки массивов данных, создания алгоритмов и т. д. Поэтому программа создания НИУ безусловно должна стимулировать внедрение ИТ в вузах для научных исследований. Но в прошлом году первые двенадцать вузов получили деньги с сильным запозданием и мало что успели реализовать из области ИТ. Сейчас они и дополнительные пятнадцать вузов готовятся к претворению новых планов и, я надеюсь, скоро приступят к более активной фазе.

В федеральных университетах деньги выделяются на становление новой организационной структуры, включая модернизацию существующей ИТ-инфраструктуры, систем управления вузом и средств поддержки учебного процесса.

Надо сказать, что первый толчок к повышению качества ИТ в системе высшего образования дала программа поддержки инновационных вузов. До этого ИТ развивались там по остаточному принципу. Благодаря поддержке государства в процессе внедрения ИТ происходят не только количественные, но и качественные изменения: он становится более системным, начинается переход от “лоскутной” автоматизации к комплексным решениям.

Мне кажется, в действиях нашего правительства заметна довольно стройная логика: в первую очередь началось финансирование университетов, т. е. учебного процесса, сейчас реализуется программа по научным исследованиям, а потом было бы логично сделать следующий шаг и оказать поддержку научно-исследовательским институтам. Такого рода программа под названием “Инновационный научно-исследовательский институт” уже обсуждалась ранее, но была отложена.

PC Week: Прошлым летом был принят закон, разрешающий государственным научным и образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для практического применения результатов своей интеллектуальной деятельности. Какое, по вашему мнению, значение этот закон имеет для ИТ-отрасли, вузов и научных институтов?

Д. С.: Преуменьшить значение этого события невозможно. Раньше вузы в принципе не имели права вести какую-либо хозяйственную деятельность кроме основной — обучения. А теперь через малые инновационные предприятия они получили возможность коммерциализировать результаты своей научной работы, а полученные деньги направить на нужды вуза, развитие учебного процесса и финансовую поддержку своих кадров. Кроме того, благодаря этому закону вузы получат стимул для проведения исследований, востребованных на рынке, и смогут давать студентам такие навыки, которые пригодятся в реальной жизни. Не секрет, что зачастую выпускники имеют обширные теоретические знания, но у них мало практического опыта.

Для ИТ-рынка это постановление тоже имеет очень важное значение, потому что позволит компаниям получить доступ к инновационным проектам вузов и НИИ, которые они раньше не могли использовать. Возможно, в результате мы сократим зависимость от зарубежных технологий. Для этого, конечно, должно пройти много времени, но если не начать уже сейчас, то отставание от развитых стран будет только нарастать.

PC Week: С момента принятия этого закона прошло уже много времени. Есть ли какие-нибудь результаты?

Д. С.: Процесс затрудняется тем, что в нашей стране нет хорошей традиции взаимодействия бизнеса с наукой. Хотя в советские времена такой опыт был, но потом методы применения наработок в хозяйстве изменились. До последнего времени вузы и НИИ развивались своим путем, мало ориентируясь на потребности рынка. Кое-где есть исключения, например, в нефтегазовой отрасли, на железнодорожном транспорте, где еще остались отраслевые институты, но в области ИТ традиция применения научных разработок отсутствует. Поэтому необходимо, чтобы пути развития бизнеса и научных исследований сошлись. А для этого нужны общие интересы. К сожалению, еще не появились механизмы, с помощью которых информацию о проводимых научных исследованиях можно было бы довести до сведений бизнеса.

Что касается конкретных результатов, то о них говорить еще рано. Ведь вузам нужно немало времени на то, чтобы провести инвентаризацию научных наработок, выбрать те проекты, которые можно коммерциализировать, и начать их продвигать. А это — очень серьезная работа. Поэтому, на мой взгляд, каждому учебному заведению следует найти подходящего партнера или партнеров для совместной деятельности по продвижению решений на рынок.

Мы уже начали создавать совместные предприятия с некоторыми вузами, так как считаем, что это будет полезно для нашего бизнеса. У нас есть опыт сотрудничества с высшими учебными заведениями, например, мы организовывали совместные кафедры для подготовки кадров для себя, занимались предпроектными испытаниями различного оборудования, чтобы узнать мнение ученых. Постановление дало новый толчок к развитию такого взаимодействия.

PC Week: Есть ли специфика у совместной работы с вузами? Какие возникают проблемы и как они решаются?

Д. С.: Поскольку о совместной научно-исследовательской деятельности говорить еще преждевременно, рассмотрим вопрос внедрения ИТ в вузах. Здесь, конечно, есть своя специфика, потому что каждый вуз имеет какие-то особенности, которые нужно учитывать. Унифицировать всю работу учебного заведения невозможно, так как в каждом существуют особые процессы, скажем, зоны ответственности руководителей. Кроме того, трудности могут быть связаны с тем, что большинство сотрудников вузов имеют довольно солидный возраст, порой неохотно меняют привычный стиль работы и с опаской смотрят на информационные новшества. Но у нас есть ряд методик, помогающих преодолеть сопротивление персонала. Например, мы вовлекаем в процесс внедрения активных пользователей, чтобы они участвовали и в постановке задач, и в развитии ИТ-продукта. А когда человек вовлечен в проект, он его воспринимает как свое “детище” и, значит, старается популяризировать новую систему среди коллег, сам ее охотно использует, помогает другим пользователям освоить ее.

Существует и другая проблема. Обычно в вузах имеется много “самописных” систем, и нам приходится с ними интегрироваться, поскольку они сильно завязаны на рабочие процессы и вуз не может от них отказаться, а мы на этом не настаиваем. Ведь наша задача — не ломать то, что уже есть, а сделать процесс перехода от старого к новому как можно более плавным.

PC Week: В апреле было принято постановление о выделении средств на развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях, в том числе бизнес-инкубаторов и центров трансферта технологий — ЦТТ. Что предусматривает это постановление, какие задачи будет решать и какое значение будет иметь для вузов?

Д. С.: Как мы говорили, необходимо создать точки соприкосновения вузов и НИИ с бизнесом. На это и направлено данное постановление Для каждого вуза предусмотрено финансирование в размере не более 50 млн. руб. в год на развитие взаимодействия с коммерческими компаниями — предоставление информации о разработках, ведение представительской деятельности и т. д. Кроме того, перечислены критерии оценки итогов совместной деятельности, например, эффективность доведения до бизнеса результатов научной работы, количество созданных совместных инновационных предприятий и т. д.

PC Week: В 2004—2005 гг. программу создания ЦТТ уже пытались реализовать, но без особого успеха. Какие перспективы появились теперь?

Д. С.: Действительно, о ЦТТ говорили и раньше, но тогда государство не обращало на них особого внимания и не выделяло адекватного финансирования. Здесь можно проследить аналогию с вузами. На них тоже долго не обращали внимания, но теперь средства стали выделяться, причём год от года все в больших объёмах. Это не может не радовать, потому что у вузов наконец появилась возможность применять современные технологии.

Кроме того, раньше ЦТТ не получили развития, потому что не была четко сформулирована их задача. Теперь появились предпосылки к тому, чтобы их деятельность началась, и мы считаем, что у таких центров есть перспективы.

Но, конечно, их путь будет корректироваться по мере развития. Ведь, скажем, у нас свое видение того, как они должны развиваться, у других — свое, и мы должны прийти к какому-то общему знаменателю. Мы уже участвуем в создании ЦТТ с некоторыми научными структурами, но о результатах говорить еще рано. Сначала нужно сделать так, чтобы такой центр был эффективным, а это, возможно, задача не одной компании, а целого сообщества, включающего различные вузы, НИИ и компании. В общем, ЦТТ еще предстоит найти свою нишу и занять правильную позицию между наукой и бизнесом. Сейчас такая позиция еще не видна.

PC Week: Как ИТ смогут помогать в деятельности ЦТТ?

Д. С.: У ЦТТ две основные задачи: во-первых, информирование бизнеса о научных результатах вузов и НИИ, а во-вторых, продвижение наработок на рынок. ИТ для этого послужат инструментом, который пригодится и для информирования, и для передачи технологий в бизнес. Кроме того, они пригодятся в качестве средства систематизации информации, поиска необходимых решений и т. д. Ведь бизнес спешит, поэтому очень важно как можно быстрее ознакомить рынок с научными результатами, иначе они потеряют актуальность.

К тому же сейчас исследования ведутся крупными коллективами, распределенными территориально. Для совместной работы им нужна система обмена информацией. В этом также помогут ИТ.

PC Week: Какое значение будут иметь центры трансферта технологий?

Д. С.: ЦТТ — это образование, которое с помощью информационных технологий может обеспечить взаимодействие науки и бизнеса. Они могут сыграть большую роль не только в масштабе страны, но и на международном уровне. Ведь наши ученые даже при нынешнем скромном финансировании получают выдающиеся результаты, которые могут быть интересны и на зарубежных рынках.

PC Week: Спасибо за беседу.