В начале июня на сайте Финам.ru прошла онлайн-конференция “Российская навигация: перспективы ГЛОНАСС”. “Странное дело! ГЛОНАСС существует с 1995 г., а все говорят только о перспективах”, — отметил Евгений Белянко, главный конструктор компании “М2М телематика”. К сожалению, в данном случае слово не слишком расходится с делом: пока в каждом магазине электроники не будет лежать на витрине ГЛОНАСС-навигатор, все мы будем обсуждать “будущее ГЛОНАСС” и “перспективы ГЛОНАСС”, и постараемся не потерять надежду на то, что это будущее таки будет светлым, а перспективы обернутся реальностью.

Один из вопросов, заданных в ходе онлайн-конференции, звучал так: “Какой эффект окажет внедрение ГЛОНАСС на ВВП РФ?”. Тибор Бокор, аналитик ФК “Открытие”, высказал мнение, что если исходить из предпосылки, что не менее 5 млн. транспортных средств в России будут оборудованы системами спутникового мониторинга и, учесть, что экономия от внедрения системы составляет до 30% от общих операционных издержек по управлению транспортом, тогда общая экономия средств в масштабах страны составит около 4—5% ВВП.

Отвечая на вопрос, какое количество ТС будет оборудовано навигационной системой на базе ГЛОНАСС, коммерческий директор компании “М2М телематика” Алексей Смятских сообщил, что в рамках проекта “ЭРА ГЛОНАСС” планируется оснастить навигационным оборудованием 100% транспортных средств в РФ, а это более 40 млн. единиц. Тибор Бокор уточнил, что согласно данным Росстата на конец 2009 г. емкость рынка оценивается в 39,1 млн. ТС, из которых 8,1 млн. составлял коммерческий транспорт. К слову, парк государственного транспорта составляет не менее четверти от общего парка коммерческого транспорта в России, а согласно постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 г., с 1 января 2011 г. весь российский транспорт, который находится в государственной собственности, должны быть оборудован ГЛОНАСС-навигаторами. Как сообщил Алексей Смятских, комплект навигационного оборудования для государственного транспорта, соответствующего рекомендациям Минтранса РФ, стоит порядка 20—27 тыс. руб. Интересно, что на сегодняшний день уровень проникновения систем спутникового мониторинга транспорта в России составляет порядка 3%. При этом ожидается, что к 2014 г. эта цифра будет составлять уже 17%.

Необходимо заметить, что в ходе мероприятия один из посетителей онлайн-конференции посетовал, что какие бы навигационные системы каких стран не развивались, все равно в итоге все навигаторы будут собираться в Китае, стимулируя китайскую экономику, которая выиграет в результате больше всех.