Федеральная целевая программа (ФЦП) “Глобальная навигационная система”, утвержденная в августе 2001 г. и рассчитанная на десять лет, будет продолжена в рамках новой ФЦП до 2020-го. При этом система ГЛОНАСС, получив дальнейшее развитие и поддержку государства, может стать одним из действенных факторов модернизации экономики страны.

Нынешняя ФЦП обеспечила развитие ГЛОНАСС как составной части особо важной государственной инфраструктуры и создала основы для ее широкомасштабного использования в интересах обороны и безопасности страны, а также в различных отраслях экономики и программах международного сотрудничества. Таково мнение Юрия Урличича, главного конструктора ГЛОНАСС.

В нынешнем году орбитальная группировка (ОГ) системы выйдет на штатную численность космических аппаратов (КА). В настоящее время уже завершено обновление ОГ, из ее состава выведены КА первого поколения с трехлетним гарантированным сроком активного существования, и им на смену пришли спутники второго поколения “ГЛОНАСС-М” с семилетним ресурсом.

На международном форуме по спутниковой навигации, прошедшем в начале июня в Москве, неоднократно затрагивались вопросы последующего развития отечественной навигационной системы. “Современный период развития спутниковой навигации характеризуется переходом от использования автономных средств к их комплексированию и созданию навигационно-информационных систем, — отметил Валерий Бабаков, главный конструктор навигационной аппаратуры потребителей. — Возможность реализации системного подхода к развитию спутниковых навигационных технологий является результатом целого комплекса мероприятий, проводимых в рамках ФЦП “Глобальная навигационная система”, завершающейся в 2011 г.”.

Системный уровень координатно-временного и навигационного обеспечения, считает он, открывает широкие перспективы для внедрения унифицированных рядов аппаратуры спутниковой навигации отечественной разработки, реализации качественно нового подхода к решению проблемы надежности навигационного сервиса, расширения сферы услуг, предоставляемых потребителям системы ГЛОНАСС.

В 2007 г. Президент РФ поручил правительству утвердить в 2011 г. новую ФЦП “Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012—2020 годы”. Ее цель — массовое внедрение отечественных навигационных технологий и гарантированное предоставление потребителям всех категорий навигационных услуг за счет поддержания и “раскрутки” ГЛОНАСС, улучшения ее характеристик, условий и сфер использования, сбалансированного развития составных частей системы.

За период действия новой программы существенно вырастет рынок навигационно-телекоммуникационного оборудования и услуг. В 2012 г., по прогнозу г-на Урличича, его объем может составить от 8,6 до 14,1 млрд. руб. Структура этого рынка выглядит следующим образом: электронная компонентная база для технологий навигации и координатно-временного обеспечения с использованием ГЛОНАСС оценивается в сумму 2,7—4,5 млрд. руб., навигационно-телекоммуникационное оборудование — в 2,2—3,6 млрд. руб., навигационно-информационные услуги — в 3,7—6,0 млрд. руб.

К 2020 г. объем российского рынка транспортной телематики может составить около 235 млрд. руб. При этом структура рынка по сравнению с 2012 г. существенно не изменится. Причем данный прогноз был составлен без учета рынка персональных спутниковых навигационных устройств (в том числе мобильных телефонов) на основе ГЛОНАСС.

Для достижения целей будущей ФЦП надо обеспечить соответствие темпов развития технологий ГЛОНАСС росту выдвигаемых специальными и гражданскими потребителями требований, связанных с повышением точности, доступности, оперативности и надежности навигационных услуг. По сведениям Анатолия Перминова, руководителя Федерального космического агентства, сейчас точность определения координат составляет порядка 6 м. Для некоторых потребителей этого даже сейчас недостаточно.

“Когда мне несколько лет назад сказали, что железнодорожникам нужна точность в 1 м, я был очень удивлен, — признается Юрий Урличич. — Оказывается, для управления движением им важно знать, прошел ли локомотив или состав ту или иную стрелку”. Впрочем, возможность улучшения точностных характеристик есть уже сейчас.

В своем выступлении Сергей Гурин, начальник управления комплексных разработок МКБ “Компас”, заявил, что в системе “Красная стрела”, работающей в рамках ГЛОНАСС на Красноярском транспортном узле, подтверждена точность построения цифровых моделей путевого развития с СКО 30 см, а точность определения местоположения локомотива ТЭМ-2 составляет 1 м.

Показатели эффективности применения навигационных технологий очень высоки. По сведениям Александра Гурко, генерального директора компании “Навигационно-информационные системы”, использование функциональных дополнений к системе ГЛОНАСС (средств высокоточного позиционирования) позволяет при геодезических съемках сократить сроки выполнения работ максимум в три раза, а их себестоимость — максимум в 10 раз; обеспечить двукратное уменьшение сроков выполнения работ при создании дорожной инфраструктуры и снизить их себестоимость на 35%.

Системы контроля и мониторинга на основе ГЛОНАСС позволяют уменьшить потери от хищений транспорта и грузов, нецелевого использования транспорта до 50%, сэкономить до 15% топлива и ГСМ за счет снижения пробега, увеличить срок эксплуатации транспортных средств на 10%. Таким образом, реализация новой ФЦП ГЛОНАСС может стать одним из реальных катализаторов научно-технического прогресса в экономике страны на ближайшие годы.