В связи с медленным восстановлением экономики ожидается увеличение числа стратегических сделок по слиянию или приобретению компаний. Для руководителей ИТ-подразделений это означает необходимость разработать самые передовые методы интеграции компаний, говорится в опубликованном 7 июля докладе Gartner.
Доклад под названием “Mergers and Acquisitions: Integration Without Tears” был подготовлен аналитиками из группы Gartner Executive Programs, в которую входят 3800 руководителей ИТ-подразделений со всего мира.
По словам вице-президента Gartner Дэйва Арона, интеграция компаний после M&A представляет одну из наиболее сложных и рискованных задач, с которой приходится сталкиваться CIO и их подчиненным. Однако, считает Арон, одновременно это и отличная возможность продемонстрировать свои способности и ценность ИТ для бизнеса, а также повысить производительность труда в ИТ-подразделениях.
Gartner выделила пять ключевых направлений, где ИТ играют важнейшую роль (наряду с другими компонентами бизнеса).
Фаза 1: добросовестное исполнение обязанностей/планирование
На данном этапе намечается общий план действий. Для достижения наибольшего успеха планирование интеграции осуществляется параллельно со сбором данных. По мере накопления информации первоначальные представления подвергаются уточнению. Говорят, будто интеграция должна осуществляться быстро, но это неверно. Однако планирование и обмен информацией следует наладить как можно скорее. А сроки интеграции определяются контекстом и целями.
Фаза 2: радушный прием/подача сигналов
Необходимо произвести некоторые легко заметные перемены, чтобы обозначить новую реальность, появляющуюся в результате слияния. Например, по единому образцу выделить всем сотрудникам адреса электронной почты, телефонные номера и баджи, перевести занимающих ключевые должности работников в другие помещения. Конечный результат интеграции будет в значительной мере зависеть от сформировавшихся у персонала ожиданий, устранения неопределенности и создания стимулов для наиболее ценных сотрудников.
Фаза 3: первоначальная/коммерческая
На данном этапе осуществляются наиболее срочные практические перемены. Это первая фаза собственно интеграции, во время которой принимаются остро необходимые меры. Характер этих мер определяется природой и целями интеграции. Обычно необходимо решить проблемы, связанные с законодательством и требованиями регулирующих органов, а также обеспечить прозрачность компании, интегрировав финансовую и управленческую информацию. Могут быть и такие цели как представить клиентам компанию с новым лицом или устранить перекосы в управлении человеческим капиталом. На этом этапе наиболее велики риски, связанные с выполнением решений. К проблемам управления компанией и проектами в переходный период добавляются трудности, связанные с царящей среди персонала неопределенностью.
Фаза 4: основной этап интеграции
Осуществляются крупные перемены в процессах и системах. Это основная фаза интеграции, когда все фрагменты со временем в несколько приемов собираются в единое целое. В тех случаях, когда интеграция носит характер поглощения, все ИТ переносятся на платформу основной компании. Для успешного осуществления такой интеграции необходимо заранее разработать соответствующую архитектуру.
Фаза 5: пожинайте плоды
Теперь можно воспользоваться прочими преимуществами интеграции, такими как снижение затрат или увеличение рыночной доли, и вести мониторинг соответствующих показателей. Кроме того, на данном этапе можно сформулировать выводы, которые пригодятся при последующих M&A и других крупных преобразованиях.
“Практика позволяет сформулировать такое правило: обычно при интеграции в результате M&A 25% затрат приходится на ИТ-подразделение, но сколько времени и усилий потребует от него каждая фаза, может варьироваться в широких пределах”, — говорит Мэри Месаглио, руководитель научно-исследовательских работ в Gartner.
Разделение потоков работ
На каждой фазе интеграции производится разделение потоков работ. Один из них связан с ИТ, другие — с функциональными областями и бизнес-подразделениями. ИТ-подразделение обычно играет определенную роль в других потоках работ, вскрывая существующие между ними зависимости и выполняя функции координатора.
Поток, связанный с ИТ, как правило, дополнительно разделяется на более мелкие, такие как конверсия данных и сквозное тестирование результатов интеграции. Эта деятельность носит сложный характер и предъявляет высокие требования к координации, управлению проектами и общему управлению как внутри ИТ-подразделения, так и с участием других потоков работ.
На тех предприятиях, где ИТ-подразделения традиционно имеют большой опыт управления проектами и сервисами, они способны играть более активную роль в процессе интеграции.
Согласно Gartner, каждая фаза интеграции может состоять из нескольких этапов или волн. Например, фаза 3 может предусматривать пилотный этап для проверки работоспособности избранного способа интеграции при минимальном риске. Точно так же для уменьшения затрат и рисков через фазы 4 и 5 можно поочередно проводить подразделения, расположенные в разных местах или относящиеся к различным направлениям бизнеса. При этом непрерывный процесс обучения персонала позволит извлечь из интеграции максимум выгод. Фазы могут и перекрываться, особенно это касается первой, которая может продолжаться параллельно со второй и третьей.