Отмечая 15-летие PC Week/RE, уместно будет напомнить, что нынешний год является юбилейным и для аббревиатуры ERP. Согласно англоязычной Википедии, термин этот впервые был введен в обращение Gartner Group в 1990 г. и призван был объединить в себе ряд существовавших к тому времени концепций корпоративного планирования и управления: MRP (Material Requirements Planning и Manufacturing Resource Planning), CIM (Computer Integrated Manufacturing) и ряд других. В русской редакции Википедии корни прослеживаются в еще более далеком прошлом: «Предшественницей современных ERP-систем можно считать кипу (quipu) — узелковую письменность инков. Для передачи экономико-статистических данных кипу использовали двойную запись, а при передаче сведений о производстве тех или иных продуктов труда учитывали не только фактическую, но и наличную и потенциальную производительность труда». Концепция ERP неоднократно подвергалась критике, у нее есть множество сторонников и противников, но нужно признать, что сам термин оказался чрезвычайно устойчивым и, несмотря на многочисленные попытки найти ему ту или иную замену (начиная от приснопамятной quipu и кончая ИСУП), с годами никуда не делся и завоевывает все большую популярность.

«После выхода на российский рынок ведущих мировых игроков в области корпоративных систем управления важнейшим этапом в развитии этого сегмента я бы назвал начало 2000-х гг., когда он стал настолько заметен, что пресса и аналитические агентства принялись его измерять и рейтинговать. К середине десятилетия существенно выросла конкуренция во многих отраслях экономики, компании начали серьезно задумываться о проблемах эффективности и прозрачности бизнеса. Как результат, 2005–2007 гг. были отмечены небывалым ростом российского рынка систем управления. А в 2008 г. вследствие известных событий к бизнесу пришло окончательное понимание: либо вы управляете своей эффективностью в реальном масштабе времени, либо ваша компания закрывается.

В ближайшей перспективе бизнес и государство потребуют от вендоров возможности работы с системами не только на своих ресурсах, но и в так называемом „облаке“ с использованием в том числе и мобильных устройств».

Влад Мартынов, генеральный директор SAP СНГ

Впрочем, мы, общаясь в привычной нам ИТ-среде, нередко приписываем отдельным терминам абсолютный характер, не придавая значения тому, чтó под ними понимают в других сферах человеческой деятельности. Характерный пример — программный продукт. Спросите у телевизионщиков, что это такое, и вы узнаете, что он не имеет никакого отношения к компьютерным программам, а вот к телевизионным — самое непосредственное. Та же история и с ERP. Посмотрите в словарь сокращений, и вы узнаете, что ERP — это и эффективная мощность излучения в радиотехнике (Effective Radiated Power), и европейский консорциум радиовещателей (European Radio Project), и экономический доклад президента США (Economic Report of the President), и фактическая защитная ставка по импортным тарифам (Effective Rate of Protection), и справедливая премия за риск (Equity Risk Premium), и эффективный период невосприимчивости в электрофизиологии (Effective Refractory Period), и электронная оплата за пользование автомобильной дорогой (Electronic Road Pricing), и официальное название плана Маршалла по послевоенному восстановлению Европы (European Recovery Program), и политическая партия (Estonian Reform Party), и, да простит меня издатель, эротические ролевые игры (Erotic Role-Playing).

С учетом вышесказанного постоянное использование в PC Week/RE указанной аббревиатуры без ее полной расшифровки выглядит несколько самонадеянно. И если кто-то любопытства ради попробует проверить, насколько изменился бы смысл наших публикаций, если бы сокращению ERP придавалось одно из приведенных выше значений, думаю, его ждет немало веселых минут. Мы же вернемся к своим корням и, сведя вместе два юбилея, посмотрим, когда в PC Week/RE впервые была упомянута концепция Enterprise Resource Planning, или ERP. Как оказалось, произошло это в апреле 1996 г. Тогда у нас существовал формат новостей в одну строку, и вот эта замечательная строка: «Компания Baan и корпорация IBM будут совместно поддерживать клиентов IBM, устанавливающих ПО ERP фирмы Baan». В следующем году началась серия публикаций Елены Монаховой и Игоря Альтшулера на данную тему, и эти статьи сыграли большую роль в развитии российского рынка систем корпоративного управления.

«За минувшие годы концепция ERP эволюционировала в ERP-II, а в последние годы некоторые говорят уже об ERP-III. Увеличивается функциональность систем, развиваются веб-сервисы, растет бизнес и объем операций компаний, что влияет на рост необходимых для стабильной работы систем инфраструктурных решений. Вместе с тем системы становятся значительно более удобными и функциональными, производители ориентируются в первую очередь на задачи пользователей, а не просто на архитектуру и технологическое развитие решений.

Проведенное в конце 2009 г. при участии Microsoft, IDC и KPMG исследование уровня зрелости ERP-решений в России показало, что, по-прежнему, в большинстве компаний системы решают учетные задачи, такие как, автоматизация бухгалтерского, налогового учета, кадрового делопроизводства, расчета зарплат. В то же время существенное количество компаний планирует при помощи ERP-систем решать более стратегические задачи, такие как планирование, прогнозирование, управление сложными бизнес- и технологическими процессами, комплексная бизнес-аналитика».

Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России

Любопытно, что многое из сказанного тогда отечественными экспертами сохраняет свою актуальность и по сей день. Вот, к примеру, материалы круглого стола «Если бы я был директором завода, или Игры для взрослых», проведенного PC Week/RE в октябре 1996 г. в рамках выставки SofTool’96. На вопрос, какие функции жизненно необходимы для того, чтобы систему комплексной автоматизации крупных компаний считать пригодной для управления промышленным предприятием, начальник отдела корпорации LVS Владимир Иванов дает самый недвусмысленный ответ: «Системы, которые соответствуют классу ERP». Уже тогда было понятно, что просто купить ERP-систему невозможно: ее нужно настраивать под требования заказчика, или, как сейчас принято говорить, внедрять.

О том, что сама необходимость такой настройки для многих в то время была совершенно неочевидна, свидетельствуют слова ряда участников упомянутого круглого стола, которых было бы справедливо вспомнить сегодня, в дни нашего юбилея. Вот что сказал тогда недавно ушедший от нас Михаил Донской: «Хочу обратить ваше внимание на противоречие. Слова „программный продукт“ обозначают массовое производство. Слово „настройка“ означает адаптацию к конкретному производству. Неясна грань — какая степень настройки еще сохраняет понятие „программный продукт“, а какая уже нет? Если система требует слишком сложной и длительной настройки, я как пользователь скорее предпочту заказной продукт. А преимущества тиражируемого — в быстром и сравнительно дешевом внедрении». Сходная позиция была представлена и Евгением Веселовым: «Говорить о программном продукте в этой сфере можно с большой осторожностью. Он не может жить без сложной системы, поддерживающей его внедрение. Он в принципе не может быть куплен с полки (хотя в смысле „вылизанности“ должен быть „коробочным“). Поэтому важно не столько то, как устроен сам продукт, сколько то, как устроены бизнес-процедуры, с ним связанные, насколько опытны и хорошо подготовлены консультанты, осуществляющие внедрение». И наконец, не менее актуальная сегодня реплика Владимира Иванова: «Разработчики SAP говорят, что у них в депозитарии находится описание примерно 800 бизнес-процессов. Люди, имеющие большой опыт инсталляции R/3, считают, что эта система задает много очень интересных вопросов, единственное, что надо знать, — что же на них ответить?».

«В 1995 г. рынок ERP-систем начал только формироваться. В то время доминировали в основном отечественные компании, а из продуктов — автономные АРМы. Когда с 2000-го года началась активная экспансия на российский рынок международных компаний, многие отечественные не выдержали конкуренции и перестали существовать. В результате в настоящее время в пятерку лидеров рынка входят три международные компании и всего лишь две национальные. Тем не менее мы убеждены, что по качеству, функциональности, стоимости владения российские ERP-системы не только не уступают, но и превосходят западные аналоги и лучше всего адаптированы для отечественного рынка».

Геннадий Гацко, председатель совета директоров корпорации «Галактика»

Еще одна вечная тема, связанная с общением поставщиков ERP-систем и заказчиков, поднята нами в публикации 2000 г. Типичный сценарий такого общения оказался настолько живуч, что, полагаю, он достоин подробного цитирования: «Когда докладчики умолкают, участники презентации почти всегда задают одни и те же три вопроса (формулировки и порядок могут различаться): ·

  • чем данная система отличается от разработок фирм-конкурентов? ·
  • сколько стоит рабочее место, сколько стоит сопровождение и во что выливаются консалтинговые услуги? ·
  • что дало клиентам внедрение данной системы?

Первый вопрос почти всегда остается без ответа. Почему — понятно: в приличном обществе о фирмах-конкурентах принято говорить так же, как о покойниках, — либо хорошо, либо ничего. Сведения о ценах обычно тоже даются весьма общие и уклончивые: ведь, с одной стороны, есть риск запугать потенциального клиента, а с другой — продешевить (вдруг заказчик сможет выложить даже больше, чем ожидают внедренцы!).

В отношении экономического эффекта обычно отвечают вопросом на вопрос: а какой эффект дает использование телефона, факса, электронной почты и других чудес цивилизации?».

«Рынок переориентировался на гибкие системы платформенной архитектуры, в которых различные прикладные решения строятся на единой технологической платформе. Такой подход уже хорошо зарекомендовал себя на практике. Разработчикам он позволил быстро выпускать тиражные решения, нацеленные на различные бизнес-задачи. Для пользователей наличие готовых решений означает, что можно быстро запустить систему в работу и получить реальную отдачу от автоматизации. При этом критически важно, чтобы возможности платформы позволяли поэтапно развивать эти решения, интегрировать их с другими приложениями, оперативно и без больших затрат перестраивать работающую систему при изменении бизнес-процессов. Еще одним востребованным свойством современных технологических платформ является высокая масштабируемость, когда одни и те же технологии и продукты можно использовать как на локальных рабочих местах, так и для комплексной автоматизации крупных организаций и территориально-распределенных структур».

Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ, фирма «1С»

Втайне надеюсь, что в следующем пятнадцатилетии описанная выше модель общения не будет использована в качестве шпаргалки, а побудит поставщиков находить иные аргументы — может быть, не столь универсальные, но зато имеющие непосредственную связь с реальными проблемами конкретной компании.

Справедливости ради следует сказать, что у термина ERP есть и русскоязычные аналоги. Один из них — КИС (корпоративная информационная система) — появился на страницах PC Week/RE на полгода позже, чем ERP, и затем очень активно использовался в нашем издании: многие до сих пор вспоминают замечательный цикл статей под общим названием «КИС’кин дом». «Кошачий» подтекст удачно обыгрывался не только в названии данного цикла, но и во вполне серьезных дефинициях. В частности, пытаясь найти отличия от еще одного русскоязычного клона — ИСУП (интегрированная система управления предприятием), автор отмечал, что «...КИС, в отличие от ИСУП, нельзя выбирать, ее можно только возводить или заводить (в этом, пожалуй, ее единственное сходство с игривым и хитрым животным)».

Другое важное отличие ИСУП от всех остальных систем состоит в том, что именно ИСУП участвуют в единственном аналитическом исследовании рынка систем корпоративного управления, проводимого в нашей стране IDC. И вот что интересно: до 2004 г. IDC по далеко не очевидным формальным признакам не относила продукты компании «1С» к системам ИСУП. Вероятно, это совпадение, но именно вслед за публикацией в PC Week/RE статьи «Где „1С“ встретится с SAP?», завершавшейся словами: «То, что IDC продолжает не замечать „1С“ как игрока данного рынка, с каждым днем становится все более очевидной нелепостью», — «1С» появилась в рейтинге IDC и сегодня занимает вторую позицию на нашем рынке, уступая лишь мировому лидеру — SAP.

«Сегодня аббревиатура ERP настолько укрепилась в российском лексиконе, что ее расшифровка начинает забываться. Большинство руководителей уже четко понимает, чтó хочет получить от Enterprise Resource Planning, и не верит мифу, будто бы „ERP может всё“. Многие годы ERP-системы зачастую использовались в России как учетные и транзакционные, но сегодня основной фокус в потребностях предприятий сдвинулся к ключевому слову — Planning. И наиболее востребованными стали прогнозирование спроса (Demantra Demand Planning), оптимизация логистической сети (Strategic Network Optimization), управление перевозками (Transportation Management) и т. п. Кроме того, Web-интерфейс заменил клиент-серверную архитектуру, и необходимость иметь EPR на жестком диске отпала. Завтра нас ждут композитные системы, где ERP отводится только часть наряду с другими важнейшими направлениями: CRM, EPM/BI, Sales&Operations Planning, Master Data Management и др. В ответ на новые бизнес-задачи предприятий будут созданы новые инновационные приложения, а бизнес-функции будут все в большей степени востребованы в SaaS-модели».

Ольга Беловолова, директор департамента продаж бизнес-приложений, «Oracle СНГ»

На одном из прошлогодних московских ИТ-форумов старший вице-президент The Economist Group Дэниел Торнли предложил пять рекомендаций Президенту РФ, призванных помочь преодолеть кризисные явления в экономике и создать в России благоприятный инвестиционный климат. Первая такая рекомендация содержала призыв победить коррупцию. Задача эта сложная и комплексная, но и для ее решения может пригодиться ERP. А если точнее — то GRP (Government Resource Planning). Этот термин использовал в свое время глава компании «Форс» Алексей Голосов, предлагая формировать с помощью таких систем обязательные для госорганов административные регламенты, четко определяющие, какие действия, кем и в какие сроки должны быть выполнены. Чтобы обеспечить «неотвратимость» исполнения подобных правил и контролировать качество работы чиновников, подобные регламенты должны стать электронными. Тема эта, став довольно популярной в годы проведения административной реформы, сейчас обсуждается крайне редко. А жаль.

Как известно, мировой экономический кризис оказал весьма негативное влияние на российский ИТ-рынок. Бюджеты заказчиков, выделяемые на системы корпоративного управления, были повсеместно урезаны, а если отдельные проекты и инициировались, то целью их, как правило, становилось выявление непроизводительных затрат и снижение расходов. Долго ли продлится такая стагнация? «Как бы парадоксально это ни звучало, но чтобы сэкономить, сначала нужно что-то купить», — заявил в сердцах на прошлогодней конференции пользователей генеральный директор «Oracle СНГ» Борис Щербаков. И как не увидеть в этом призыве, столь свойственном мудрой философии кота Матроскина, истинно «КИС’кины» черты?