“КОРУС Консалтинг” провел опрос среди руководителей высшего и среднего звена крупных российских компаний, чтобы выяснить, пользуется ли российский бизнес научными разработками и как топ-менеджеры относятся к идее наукограда Сколково.
В исследовании приняло участие более 100 топ-менеджеров — руководители компаний, начальники департаментов, финансовые менеджеры, работающие в таких отраслях, как добыча и транспортировка полезных ископаемых/энергоресурсов, оптовая и розничная торговля, транспорт, промышленность, телеком, ИТ, финансы (различные регионы РФ).
По результатам проведенного опроса выяснилось, что в большинстве компаний, особенно в промышленности, пищевой индустрии и сфере ИТ, научные разработки применяются и востребованы — утвердительно ответили на этот вопрос 70% респондентов.
Как правило, результаты НИР используются на предприятиях в таких областях как анализ, data mining и прогнозирование, расчеты и математическое моделирование ситуаций, безопасность, автоматизация управления и ключевых бизнес-процессов, реинжиниринг административных процессов, промышленные технологии, переработка пищевых продуктов, медицина, проектирование и строительство. Большинство НИР, указали участники опроса, ведется в области высоких технологий, программирования и электроники.
Респонденты из 30% компаний, в которых НИР не применяются, отметили две главные причины: в отрасли их деятельности НИР не требуется либо компании не в курсе существования в России необходимых им научных разработок. Среди других причин — отсутствие средств на внедрение результатов НИР и невозможность выстроить работу с профильными научными институтами. Небольшая часть респондентов отметила, что не считает применение НИР конкурентным преимуществом.
При этом на тех предприятиях, которые применяют НИР, исследовательская работа ведется по большей части внутри самого предприятия — количество таких организаций составило 50%. Лишь для 5% компаний НИР ведут сторонние организации.
Практически все опрошенные специалисты (88%) согласились с тем, что применение научных разработок повышает конкурентоспособность и является серьезным преимуществом в бизнесе. Лишь небольшая группа респондентов считает, что в России можно вести бизнес без применения научных разработок (9%)
Любопытно отношение опрошенных представителей бизнеса к политике государства по поддержке и развитию инноваций. Отвечая на вопрос относительно потенциального главного “драйвера” российских инновационных проектов — иннограда Сколково, около половины респондентов соглашается с необходимостью таких проектов, но не верит в возможность реализации их в России. Основной тезис — “даже если хотят как лучше, получится как всегда”.
Отрицательно на вопрос “поможет ли создание технопарков и высокотехнологичных кластеров развитию науки в России, модернизации и переориентации сырьевой экономики на высокие технологии” ответили 23%, а 48% считает идею правильной, но сомневается в том, что она будет реализована.
“Использование административных рычагов в России дает гораздо больший эффект, чем новые технологии”, — комментирует один из участников исследования. — При отсутствии возможности воспользоваться этими рычагами никакие высокие технологии не помогают. Сколково создается не для бизнеса”. “Создание одного технопарка не решит проблемы, хотя это и первый шаг. Таких технопарков должно быть минимум по одному в каждом федеральном округе, лучше в привязке к лучшим учебным заведениям”, — согласен другой участник.
Еще одной важной проблемой участники опроса считают вопрос собственности на результаты интеллектуального труда в наукограде. Если в Сколково появятся новые изобретения с высоким рыночным потенциалом, необходимо предусмотреть эффективные препятствия для утечки этого интеллектуального капитала за рубеж. Одно из предложений респондентов — минимизировать долю иностранного капитала в Сколково, не допускать его доли выше 49%.
Подводя итог, в “КОРУС Консалтинге” делают вывод: российские предприниматели согласны с тем, что бизнесу нужны российские научные достижения, в том числе в области ИТ; без них невозможно обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и международных рынках. Но при этом бизнес не верит в инициативы государства (такие как технопарк Сколково) и предпочитает удовлетворять потребность в научно-исследовательских работах и новых технологиях собственными ресурсами.