Технологии и мобильная работа — понятия, неразрывно связанные. Ноутбуки позволили нам покинуть офисы и обеспечили свободу передвижения по миру при сохранении доступа к файлам, хранящимся в корпоративных базах данных. Сотовые телефоны и смартфоны еще больше расширили границы свободы, предоставив возможность создавать виртуальные офисы практически из любой точки планеты. Технологии облачных вычислений потенциально способны дополнительно повысить нашу мобильность, обеспечив доступ к важнейшим файлам независимо от нашего местонахождения. Мы больше не ограничены файлами, которые хранятся в наших компьютерах, и не обязаны подключаться к корпоративной сети через VPN.

Технологии избавили мир от оков. Но вспомните слова Питера Паркера из “Человека-паука”, который цитировал своего дядю Бена: “Большие возможности означают большую ответственность”. Мы можем переиначить это высказывание следующим образом: “Большая свобода означает большую ответственность”. Или даже так: “Возросшая мобильность сотрудников ставит перед компаниями сложные задачи в области управления”.

Логично было бы включить в состав ИТ-подразделения менеджера мобильных операций для осуществления надзора за расширяющимся использованием виртуальных сотрудников и виртуальных групп, а также лежащих в основе этого мобильных технологий.

На практике все оказывается не столь просто. За последние 20 лет в результате эволюционного развития технологий, обеспечивающих мобильность, границы между работой, развлечениями и семейной жизнью утратили четкость. Мобильные технологии уже стали не только частью наших трудовых будней, они проникли в повседневную жизнь и превратились в элемент культуры. Поэтому руководителям ИТ-подразделений необходимо управлять мобильностью не только как технологией, но и как элементом корпоративной культуры.

На пересечении мобильности и культуры

Компании из списка Fortune 500 оказались в точке пересечения мобильности и культуры. Мобильность меняет порядок взаимодействия сотрудников друг с другом, с партнерами, поставщиками и клиентами. Если компании не управляют мобильностью или пытаются управлять ею в узком смысле, так же как ИТ или кадровой политикой, то наиболее вероятным результатом станет недовольство сотрудников, которое усугубит различия между возрастными группами.

Недавно руководитель ИТ-подразделения компании из списка Fortune 500 привел в беседе такой пример: “Работники, появившиеся на свет в период бума рождаемости, считают более молодых коллег ленивыми, поскольку те сидят на диванах с ноутбуками, а звонки в офис переадресуют на свои мобильные телефоны”.

Если не управлять такой ситуацией, руководствуясь широкими интересами бизнеса и культуры, возникнет разрыв между опытными и менее опытными работниками.

Кроме того, на работу в больших количествах поступают представители поколений X, Y и Z, уже выросшие на мобильной и беспроводной технологии. Они не просто используют технологию, но стремятся найти ей новые сферы применения.

Подводя итог, можно сказать, что мобильность уже не сводится к технологии. Однако велика вероятность, что отвечать за любые мобильные инициативы в компании будет ИТ-подразделение, а конкретно — его руководитель. Поэтому ему необходимо рассматривать мобильность в широком смысле и понимать последствия данной технологии для деятельности подразделений, занимающихся кадровой политикой, продажами, маркетингом, юридическими вопросами, безопасностью, оборудованием, а также ИТ.

Пять советов, которые помогут вам управлять мобильностью

  1. Применяйте ее! Используйте iPhone, смартфон с ОС Google Android, Blackberry и пр. Если ваша компания обращается к облаку salesforce.com, опробуйте мобильную версию этого приложения. Воспользуйтесь TripTracker или любым другим приложением для получения информации об авиаперелетах. Подключитесь к своим любимым каналам новостей. Вероятно, есть приложения, позволяющие следить за наиболее интересным для вас видом спорта, или соответствующие другим вашим интересам. Тогда вы поймете, что любят ваши сотрудники.
  2. Обеспечьте поддержку мобильных устройств. При появлении нового форм-фактора (например, iPad) создавайте процесс для поддержки различных смартфонов и мобильных устройств, используемых вашими коллегами. Поскольку картина меняется очень быстро, а число сотрудников, использующих свои мобильные устройства для работы и в личных целях, растет, компаниям следует пересмотреть порядок выдачи мобильных устройств персоналу. Предоставьте работникам возможность приобретать устройства по своему выбору и обеспечьте им минимально необходимый уровень безопасности. Взглянем фактам в лицо: прошло время, когда можно было поддерживать одну-две корпоративные платформы смартфонов.
  3. Создавайте мобильные группы из представителей различных подразделений для решения вопросов с оборудованием, кадровой политикой, юридическим обеспечением и безопасностью. Сформируйте группу из сотрудников, которые в любом случае будут общаться в кафетерии, на футбольных матчах и на рабочих местах и которые пользуются мобильными устройствами. Некоторые компании обнаруживают, что благодаря удаленной работе и совместному использованию рабочих мест не каждому сотруднику необходимо выделять личный стол в офисе. Предоставьте особые условия с точки зрения кадровой политики и юридических последствий тем сотрудникам, которые планируют использовать собственные устройства для доступа к корпоративным данным. Позиция “мы этого не поддерживаем” никого не может удовлетворить. Работники поколений X, Y и Z найдут способ получить доступ к корпоративным данным с помощью своих устройств. Гораздо лучше сработать на опережение и заготовить процессы и процедуры, позволяющие ввести их действия в определенные рамки.
  4. Дело не сводится к обеспечению безопасности. Постарайтесь не увязнуть в этой проблеме, что легко может случиться. Ваш директор по информационной безопасности, безусловно, захочет изолировать мобильные устройства, сделав их совершенно бесполезными. Но это нереально. Безопасность имеет и всегда будет иметь большое значение. Особенно в связи с тем, что с каждым годом устройства постоянно уменьшаются в размерах, теряются и их все чаще крадут. Однако обучение сотрудников в сочетании с некоторыми мерами безопасности (например, парольная защита и удаленное стирание информации на потерянном или украденном устройстве) вполне достаточны для большинства компаний. Предприятиям необходимо найти тщательно выверенный компромисс между риском, удобством использования и затратами.
  5. Переходите к мобильности. Поставьте перед разработчиками приложений задачу создания любых приложений для мобильной платформы. Это заставит их задуматься и учесть требования по обеспечению мобильности, что, в свою очередь, очень понравится тем сотрудникам, которые уже пользуются мобильными устройствами. Если ваша компания достаточно созрела для мобильности и осознала ее ценность для работников, смело двигайтесь вперед и создайте мобильное приложение для обеспечения обратной связи с сотрудниками, которая позволит оценить их опыт применения мобильных устройств для работы. Выясните, какие плюсы и минусы они видят в использовании мобильности на рабочем месте и вне его. Изучите, какие усовершенствования рекомендуют внести ваши мобильные сотрудники. Вы, наверное, удивитесь количеству и содержанию откликов.