Представление информации о дорожной обстановке в крупных городах планеты — вечный бизнес, поучаствовать в котором интересно как операторам связи, обеспечивающим транспорт для передачи подобных данных, так и поставщикам специализированных решений. После активации в середине нынешнего октября компанией Google сервиса “Пробки” для Google Maps на российском рынке образовалось два крупных игрока для частных пользователей — “Яндекс” с соответствующим проектом “Яндекс.Пробки” и собственно Google.

Разумеется, такой сервис имеет смысл только в мегаполисах и крупных городах с развитой дорожной сетью; если в городе всего два-три места с постоянными затруднениями (как, например, мосты в Твери или Нижнем Новгороде), то эффективность подобной системы, конечно, будет невысокой.

К сожалению, в компании Google с нами не захотели говорить о том, какие источники используются для получения оперативных данных о дорожной ситуации; сотрудники “Яндекса” были более откровенны. Информация во всех подобных проектах собирается из трех источников. Первый и основной — это “данные в обмен на треки”: каждый смартфон с GPS-приемником и включенной услугой по передаче данных, а также специальный навигатор с обратным каналом связи могут передавать информацию о движении частных автомобилей. Кстати, мобильный вариант доступа (через ПО для мобильных терминалов) всегда самый первый, именно с него начинается освоение того или иного региона для полноценного запуска сервиса дорожных пробок. Дело в том, что подобные программы-клиенты позволяют абонентам отдавать в “Яндекс.Пробки” информацию о своих передвижениях, которая и является основой системы информирования о дорожных затруднениях. Для формирования же глобальной статистики необходимо время. Фактически “Яндекс.Пробки” работают по принципу взаимообмена: данные от своего GPS-трекера абоненты меняют на общую картинку по городу. С учетом того, что у системы нет никакой абонентской платы и копия ПО раздается бесплатно, а платить надо только за трафик, это вполне равноценный обмен.

Второй способ извлечения данных — установка GPS-трекеров у профессиональной аудитории. К примеру, водитель-профессионал, который находится в постоянном движении, для “Яндекс.Пробок” гораздо важнее, чем абонент, чьи поездки состоят главным образом из движения на работу и обратно с заездом в торговые центры. В связи с этим поставщики сервисов развивают партнерские программы с логистическими компаниями, службами такси, фирмами по доставке продуктов на дом, автопарки которых выполняют разнообразные и постоянные задачи по транспортировке людей и грузов в крупных городах страны. Ценность треков состоит в том, что маршруты у водителей обычно разнообразные и на линии каждый день находится как минимум несколько десятков машин.

И третье направление работы — независимые средства контроля. К примеру, видеодетекторы, установленные на МКАД и некоторых участках Третьего транспортного кольца еще при его строительстве (часть из них с передачей видеоизображения, часть — без такового). На вид это небольшие коробочки, которые производят подсчет автомобилей, проследовавших между ними, с учетом скорости и времени суток. Данные передаются в автоматическом режиме по беспроводным сетям в центр управления услугой — обычно зоны движения для видеодетектеров “перекрывают” все полосы ТТК или МКАД, включая обочины (по которым при затрудненном движении водители норовят порой обогнать плотный поток машин) и позволяют считать трафик весьма оперативно даже при плотной загрузке во время пробок. В настоящий момент Москву перекрывает 116 таких детекторов, и число их особенно не увеличивается: все ключевые точки уже “пристреляны”. Кроме того, для оценки ситуации используются сотни камер видеонаблюдения — это уже для визуальной оценки дорожной ситуации с помощью диспетчеров.

Без сомнения, все подобные сервисы изначально “затачиваются” для мобильных пользователей. И даже если картографические сервисы для частных клиентов формально бесплатны (с недавних пор такая опция есть, к примеру, у “Яндекса”), то поставщику услуги за такой трафик платят операторы связи. Кроме того, в связи с публичными оценками дорожной ситуации со ссылкой на конкретный сервис (к примеру, по радио) повышается упоминаемость бренда. Но далеко не все компании могут предоставлять информацию в профессиональном режиме не для обычных пользователей, а для корпоративных заказчиков, где была бы не просто констатация фактов, а прогноз ситуации на ближайшее время. Только такой подход дает возможность интегрировать поступающие данные в те или иные геоинформационные системы, с помощью которых прогнозируется доставка товаров, составляется график движения специального или общественного транспорта, ведётся контроль корпоративного автотранспорта и т. д.

Здесь стоит отметить сервис “Пробковорот”, который, правда, еще не запущен в коммерческую эксплуатацию. Данные для его наполнения поставляет информационное агентство “Пробкоинформ” -- они получаются от спутниковых комплектов навигации “Echelon Geolife”. В настоящий момент на территории столицы находится более 50 тыс. автомобилей с комплектами спутниковой навигации — их координаты и скорость (в обезличенном режиме) постоянно учитываются в системе, а операторы постоянно описывают окружающую обстановку группами тегов. Кроме времени суток, даты, типа дня (рабочий, выходной, праздничный) учитываются погодные и дорожные условия, что дает возможность увеличивать точность прогнозирования. По официальным данным за последние восемь лет накоплено и проанализировано более 1,3 млрд. измерений скорости и координат, при этом суммарная длина “привязанных” треков “Пробковорота” превысила 10 млн. км. В среднем учитываются данные с 5 тыс. автомобилей, двигающихся одновременно по территории города. Причем для каждого типа дня созданы отдельные профили с выборками различных типов автотранспорта: частные водители, службы доставки почты, такси и т. д. Следовательно, точность прогнозирования сервиса зависит от временнóго диапазона, на который делается прогноз: на час вперед точность составляет около 90—92%, на сутки вперед примерно 70—79%.

После запуска в коммерческую эксплуатацию сервис будет работать только в столичном регионе — он “обкатан” достаточно хорошо. Система базируется на картографической основе, включающей граф дорожного движения, и на интерактивном веб-сервисе.

Кроме прогнозирования пробок и прокладки маршрута “в лоб” система может моделировать маршрут с учетом развития дорожной ситуации (рассчитывать время движения, выбирать оптимальный путь), а также отображать информацию о пробках в городе в реальном времени.

К сожалению, российские и зарубежные сервисы не очень-то сопрягаются: в той же Европе используется TMC (Traffic Message Center), где данные о дорожных затруднениях собираются централизованно с помощью муниципальных властей и затем в FM-диапазоне передаются всем участникам движения, оснащенным специальным оборудованием. В нашей стране сервисы оперативного информирования о дорожной ситуации находятся в самом начале своего развития — их считают бесплатным дополнением к современному навигатору как для частных, так и для корпоративных клиентов. Кроме того, из-за сложности создания систем сбора данных есть только локальные проекты на уровне отдельных городов.