20 октября в Москве прошел фестиваль СПО-решений — “ПингвинФест 2010: экосистема СПО сегодня и завтра”, организованный системным интегратором “АйТи” и компанией PingWin Software, занимающейся внедрением и поддержкой свободного программного обеспечения (СПО). Наиболее примечательным мероприятием оказалась панельная дискуссия, собравшая достаточно разных людей, которые давно и успешно работают на российском рынке ПО (не только свободного).

Объясняя свой интерес к теме СПО, генеральный директор “АйТи” Тагир Яппаров выразил уверенность, что мы сейчас являемся свидетелями смены некой парадигмы. Традиционная модель проприетарного ПО, которая развивалась в последние десятилетия прошлого века, с одной стороны, достигла своего пика, а с другой — стала не очень интересна потребителю, который фактически стал искать и инициировать новые модели решения стоящих перед ним задач.

Как утверждает г-н Яппаров, работая с крупными компаниями и создавая для них информационные системы, “АйТи” просто не могла избежать использования новых идей и концепций — это было вполне естественным шагом. (При этом идею проприетарного ПО г-н Яппаров также не отвергает, являясь приверженцем гетерогенного подхода.)

В концепции СПО, как он считает, происходит очищение отношений клиента и поставщика от наценок в виде лицензий и их поддержки. По его словам, в “АйТи” несколько лет назад ясно увидели, что эта концепция, с одной стороны, поддерживается клиентами, а с другой — “АйТи” как компания, создающая информационные системы, получает возможность больше зарабатывать.

Также г-н Яппаров обращает внимание на то, что бюджеты большинства проектов являются фиксированными, а лицензии на проприетарный софт могут съедать половину ресурсов. В результате в серьезных проектах просто не хватает денег на тот функционал, который нужен заказчику. И использование СПО — вполне логичный выход из ситуации. Г-н Яппаров видит в этом увеличение маржинальности бизнеса, возможность создания более качественных решений для заказчика, а также формирование прибыли в России, а не, скажем, в США.

Справедливость наблюдения о смене парадигмы поддерживает и генеральный директор компании PingWin Software Дмитрий Комиссаров. По его мнению, проприетарная модель ПО привела к монополизму и застою в отрасли. В качестве подтверждения своих слов он указывает на то, что в 1998 г. самый дешевый компьютер у российских сборщиков стоил порядка 1,5 тыс. долл., а ОС Microsoft Windows 98 — 99 долл. Сегодня компьютер стоит 400 долл., в то время как Windows 7 уже 199 долл.

Еще одним недостатком концепции проприетарного ПО г-н Яппаров считает общее снижение производительности труда. Люди, работая закрытыми командами, очень часто делают одно и то же, не умеют и не хотят пользоваться тем, что создают их коллеги. Производительность в России сегодня в разы меньше, чем она могла бы быть при использовании общего знания и выкладывания наработок в общее пользование.

Идея противопоставления СПО и проприетарного ПО в контексте ущербности последнего вызвала резкую критику управляющего партнера компании “Ашманов и партнеры” Игоря Ашманова. По его мнению, дискуссии подобного рода лишены всякого смысла, и он искренне не понимает, почему мы должны поддерживать на чьей-то стороне битву, происходящую в США между той или иной моделью производства ПО. Г-н Ашманов уверен, что глупо называть западные компании, производящие открытое ПО, “хорошими”, а корпорацию Microsoft “плохой” — это все не наши компании.

Основная проблема России в том, что ПО в нашей стране практически не разрабатывается, и говорить, по мнению г-на Ашманова, нужно об этом, а не гордиться тем, что мы нашли “модельку, как немножко у Запада украсть”.

Справедливость указанной проблемы признали практически все участники панельной дискуссии. При этом, по мнению председателя РАСПО академика РАН Виктора Иванникова, в России очень низка культура коллективной работы — у наших соотечественников в силу определенной индивидуалистичной ментальности нет понимания преимуществ, которые предоставляет концепция коммьюнити (сообщества разработчиков).

Впрочем, как оказалось, даже сегодня можно найти примеры индивидуальных проектов, в которых разработчикам-одиночкам удалось создать качественные продукты, не прибегая к помощи какого бы то ни было сообщества. Игорь Ашманов вспоминает, как приблизительно в 2000 г. в отдел сисадминов “Рамблера” был нанят Игорь Сысоев, который параллельно с основными обязанностями занимался собственным проектом — разработкой веб-сервера и почтового прокси-сервера nginx с открытым кодом. Руководство “Рамблера” не препятствовало этой работе, а г-н Сысоев постоянно совершенствовал свой продукт, писал и выкладывал в общий доступ документацию и т. д.

На сегодняшний день, по данным г-на Ашманова, уже порядка 70% веб-серверов в России (особенно высоконагрузочных) используют разработку г-на Сысоева и даже в мировой статистике доля серверов с nginx приближается к 10%.

По уверению г-на Ашманова, именно такую модель (могучее усилие гения-одиночки) в нашей стране и нужно воспроизводить, стимулируя подобные проекты на государственном уровне.

Эта мысль не вызвала в явном виде возражений, однако очевидным образом большая часть аудитории на панельной дискуссии все же являлась сторонницей коллективных проектов, что концептуально гораздо ближе к самой идее открытого кода.

Как можно было понять со слов организаторов, “ПингвинФест” теперь планируется проводить регулярно. Остается лишь надеяться, что в следующий раз несколько больше времени будет уделено актуальным вопросам рынка СПО, и участникам дискуссии не придется отвлекаться на надоевшее уже обсуждение вопроса о том, чем свободное ПО отличается от открытого.