Этой осенью компания Avaya вывела на рынок линейку решений и услуг следующего поколения для бизнес-коммуникаций в реальном времени с использованием видео. Более того, с помощью специального интерфейса они поддерживают быстрый и простой доступ к функциям голосовой связи, мгновенных сообщений, социальных сетей, индикации присутствия, организации аудио-, видео-, Web-конференций, просмотра директорий, ознакомления с историей взаимодействия и ряду других сервисов. О том, как такие решения обеспечивают дополнительные возможности для эффективной совместной работы, о современных тенденциях в области унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC) и о последних достижениях компании в интервью обозревателю PC Week/RE Петру Чачину рассказал президент Avaya в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) Михаэль Байер.

PC Week: Год назад мы обсуждали достоинства унифицированных коммуникаций. Какие изменения произошли на рынке Unified Communications за истекший период?

Михаэль Байер: За прошедший год актуальность данного направления только возросла. На рынке появился целый ряд продуктов и услуг, позволяющих вывести эффективность бизнес-коммуникаций в режиме реального времени на качественно новый уровень. В октябре мы опросили около пятисот бизнес-партнеров Avaya, работающих в регионе ЕМЕА. Опрос показал, что почти 43% из них ожидают увеличения объемов продаж в 2011-м именно за счет роста спроса на UC-решения.

Что касается изменений в этом сегменте рынка, то наиболее заметные из них связаны с поглощением компанией Avaya подразделения Nortel Enterprise Solutions (NES) фирмы Nortel (об этом см. www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=121789. — П. Ч.). Avaya и Nortel — это были два лидера на рынке. Сейчас мы объединились, благодаря чему наш потенциал и наши позиции очень сильно укрепились. Достаточно проследить динамику нашего рейтинга в магическом квадранте компании Gartner. Способность Avaya к новаторству сегодня признана всеми аналитиками.

PC Week: Avaya объявила о создании нового пакета решений с использованием видео. В чем причины такого интереса к видеокоммуникациям?

М. Б.: Совершенно очевидны две основные причины. Первая — стремление к уменьшению издержек, таких как расходы на командировки. Ее усугубило неожиданное извержение вулкана в Исландии, поскольку облако пепла, вызванное природной аномалией, сильно затруднило авиационное сообщение по всей Европе. Вы даже не представляете себе, какой это создало спрос на средства видеосвязи!

Вторая, и, пожалуй, более важная причина, носит стратегический характер, — это потребность в эффективном взаимодействии сотрудников внутри предприятий и между ними. Организации расширяют свои штаты. Работающие в них сотрудники образуют различные проектные группы, формируют виртуальные коллективы; они находятся в разных местах, порой их разделяют большие расстояния, при этом им нужно обмениваться информацией и увеличивать производительность своего труда. Требуются новые средства для поддержания таких контактов. Поэтому для Avaya видео — одна из составляющих делового взаимодействия наряду с передачей речи, обменом мгновенными сообщениями или проведением аудиоконференций.

Я не стал бы отделять причины, стоящие за всплеском интереса к средствам видеосвязи, от тех, что стоят за популярностью унифицированных коммуникаций. Скажу лишь, что представители молодого поколения, которым сейчас 25—30 лет, хотят от работодателей большей гибкости, чем мы могли иметь в прошлом, и теперь концепция UC дает нам такую возможность. Для частного общения вы обращаетесь к тем же средствам, какие привыкли использовать на работе. Пришло время повсеместного применения видеосвязи.

PC Week: Хотелось бы вернуться к теме объединения Avaya и NES компании Nortel. Как осуществляется слияние двух структур? Удается ли совместить разработки Nortel со своей линейкой продукции?

М. Б.: Да, процесс консолидации протекает хорошо. Наши компании традиционно конкурировали и уважительно относились друг к другу. По абсолютно объективным причинам мы шли практически одним и тем же путем, например, в последние годы обе фирмы в своих разработках делали упор на применении протокола SIP. Поэтому объединение разработок двух предприятий не представляло особого труда. На данном пути мы прошли три этапа: в январе анонсировали общую концепцию будущей продуктовой линейки, в мае эту концепцию конкретизировали, а в сентябре — начале октября уже увидели объединенный ассортимент продукции.

Что касается оптимизации цепочки поставок и совмещения партнерских каналов, то и здесь имело место очень удачное совпадение. Ранее наша компания, совершенно независимо от подразделения NES, намечала создать новую партнерскую программу Avaya Connect. Когда произошло объединение, то обе стороны оказались вовлечены в формирование программы, в рамках которой были приняты дополнительные стратегии взаимодействия с партнерами, обеспечения доступа к новым функциям и возможностям в системах передачи данных и видео, проводятся сертификация и обучение по продукции объединенной компании и обеспечивается её поддержка. К концу этого года все партнеры должны подтвердить соответствие требованиям программы.

Если говорить о результатах слияния с подразделением канадской фирмы, то мы, естественно, увеличили долю рынка. Сегодняшние финансовые показатели на 30% выше тех, что были до поглощения подразделения Nortel. Глобальное лидерство на рынке корпоративной телефонной связи было бы невозможно без продукции Nortel. Мы уже начинаем пожинать плоды интеграции, открывая для себя преимущества консолидации в цепочке поставок, выгоды от больших объемов продажи, которые мы имеем теперь на глобальном уровне.

PC Week: Появились ли российские заказчики оборудования на платформе Aura?

М. Б.: Avaya Aura была выпущена на рынок в марте 2009 г. Она стала первой платформой, целиком основанной на унифицированных коммуникациях. Нынешним летом мы расширили данную концепцию, включив в нее контакт-центры. У нас есть заказчики Avaya Aura в России, которые используют UC-функционал. В частности, я могу упомянуть проекты с такими компаниями, как ГК “ВымпелКом”, “Русгидро” и X5 Retail Group.

PC Week: На московской конференции Call Center World Forum '2010 представители вашей фирмы утверждали, что будущее принадлежит Context Call Centers. Когда “контекстные” продукты появятся в России?

М. Б.: Мы начали продвижение линии Avaya Aura Context Center в июле, и недавно вышла вторая версия этого продукта. С российскими коллегами этот вопрос уже обсуждался. В настоящее время данное решение развертывается в России в рамках опытных зон на площадках некоторых наших наиболее крупных заказчиков. Мы рассчитываем на более масштабную программу стратегических инвестиций. Дело в том, что отдачу от контекстных контакт-центров и многоканальности можно получить только в том случае, если на предприятиях будут должным образом настроены основные производственные процессы.

PC Week: Как вы оцениваете результаты работы Avaya на российском рынке? Какие наиболее крупные проекты реализованы в нынешнем году в нашей стране?

М. Б.: Результатами, которых мы добились в России, мы удовлетворены. Объем бизнеса вырос на 30%. По сути дела наш коллектив сумел вернуться к докризисным показателям, то есть восстановление прошло для нас быстрее, чем мы ожидали. В 2010 г. у нас появилось более сорока новых сертифицированных партнеров.

С большим для себя удовольствием должен сказать, что мы продолжили активное сотрудничество с “МегаФоном” и Сбербанком России. Среди крупных проектов 2010 г. можно отметить “Росводоканал”, ”Саяно-Шушенская ГЭС”, ”КЭС Холдинг”, ВТБ24, Teleperformance и ”Ростелеком”. Подчеркну еще один важный момент, который стал для нас реальностью вследствие поглощения подразделения корпоративных решений Nortel: это активное развитие направления Data (систем передачи данных), и здесь в качестве примера можно привести сотрудничество с ГК “ВымпелКом” в области систем коммутации данных.

PC Week: Какие тенденции российского ИКТ-рынка вы могли бы отметить и какие изменения бизнеса Avaya в России ожидаются в 2011 г.?

М. Б.: Одна из тенденций — адаптация продукции и решений к требованиям заказчиков, объединение коммуникационных решений с различными прикладными программами. Я уверен также, что мы будем наблюдать увеличение интереса к возможностям коллективного взаимодействия и сотрудничества в реальном масштабе времени. Особенно это актуально для России.

Здесь мы намерены наращивать свое присутствие в регионе и будем продолжать инвестировать средства в подразделение, которое занимается развитием профессиональных услуг.

PC Week: Спасибо за беседу.