В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил развиваться, однако краеугольные камни эффективного рабочего …
Где сэкономить?
Максим Андрианов | 24.01.2011
Если раньше ставка делалась на автоматизацию производственных процессов, то на сегодняшний день повышение производительности сотрудника, “работающего головой”, а не руками, чуть ли не первостепенная задача.
За последнее столетие производительность физического труда увеличилась в десятки раз, тогда как думать человек быстрее не стал, и показатели производительности такого рода сотрудников не перестают расстраивать специалистов по оптимизации процессов.
Возьмем, к примеру, подразделение бухгалтерии, отвечающее за обработку счетов на оплату, проанализируем, на что тратит сотрудник рабочее время, и попытаемся создать идеальный процесс.
Ниже приведен анализ трудозатрат бухгалтера, работающего с документами на оплату, а именно со счетами, накладными, актами, счетами-фактурами, при типичном “бумажном” ведении дел.
Номер п/п
Действие
Затрачено, мин
% от общих трудозатрат
Идеальный процесс: затрачено, мин
1
Получение
1,7
9,29
0,68
2
Ввод
1,7
9,29
3
Проверка
6,7
36,61
2,68
4
Выяснение причин ошибки
2,9
15,85
3,48
5
Урегулирование ошибки
2,9
15,85
6
Архивирование
2,4
13,11
1,68
ИТОГО ЗАТРАЧЕНО НА СЧЕТ-ФАКТУРУ
18,3
8,58
Если пристальнее посмотреть на каждую из позиций, которые приведены в таблице, получается следующее.
Получение документов — работа, мягко говоря, не бухгалтера, а секретаря.
Ввод данных в учетные и управленческие системы — также сомнительное занятие для бухгалтера: разве за этим он каждый год ходит на курсы по повышению квалификации и следит за изменением налогового законодательства?
Проверка — вот, наверное, первый из пунктов, который относится к обязанностям бухгалтера.
Выяснение причин ошибки — коллективная задача, ответственность за решение которой лежит на плечах бухгалтера.
Урегулирование ошибки — коммуникации с подразделениями и контрагентами, которые не всегда заинтересованы в своевременном анализе и быстром ответе, что приводит к увеличению времени обработки документа.
Архивирование — формально данная задача должна выполняться архивной службой, но на практике, так как к этим документам в будущем возвращаются именно бухгалтеры, этот этап выполняет та же бухгалтерия.
В результате анализа можно сделать вывод, что из статистических 18,3 мин на обработку документа бухгалтер почти половину тратит на перекладывание бумажек, а оставшееся время уходит на коммуникации с бизнесом и контрагентами. По оценкам экспертов, совокупная стоимость обработки подобного пакета документов в России доходит до 200 руб.
На основании немногих цифр, приведенных в таблице, можно рассчитать потенциальную экономию после автоматизации процесса.
Если применить существующие на рынке технологии по автоматизации ввода данных с бумажных носителей к пунктам 1 и 2 таблицы, то можно получить до 80% экономии времени и возможность освободить бухгалтера от ввода или корректировки уже преобразованных в электронный вид документов и распознанных компьютером данных, переложив эти функции на операторов, не обладающих специальными знаниями.
Так как на 1-м и 2-м этапе документы уже преобразованы в электронный вид, то на 3-м этапе было бы логичным осуществлять сопоставление извлеченных данных с данными в учетных системах и предоставлять бухгалтеру лишь те документы, которые содержат ошибки или несоответствия. По оценкам экспертов, до 60% счетов на оплату контрагенты оформляют без ошибок. Эти документы нуждаются лишь в формальном подтверждении, за счет чего и происходит снижение трудозатрат бухгалтера.
Выяснение и урегулирование причин ошибок в документах предусматривают переговорный процесс бухгалтеров с бизнес-подразделениями, что отнимает очень много времени. Если переговоры ведутся вербально, то история и результат, как правило, нигде, кроме как в памяти сотрудников, не сохраняются.
Автоматизация процесса согласования документов на оплату позволит освободить до 40% времени бухгалтеров на данных этапах; помимо этого сократятся и трудозатраты сотрудников, участвующих в процессе согласования, а это, как правило, высокооплачиваемый управленческий персонал.
Сократить издержки на архивирование и транспортировку бумажных документов позволит их перевод в электронный вид в начале процесса обработки. По самым скромным оценкам экономия может составлять до 30% от трудозатрат бухгалтера на размещение в архиве оригиналов и последующий их поиск.
В итоге получается, что экономия трудозатрат может составить более половины тех, которые компания затрачивает на данный процесс сегодня. Разве это не тот процесс, который стоит оптимизировать?
На мировом рынке IMS-систем (Invoice Management System), а как раз о решениях этого класса мы говорим, много игроков.
Однако при выборе системы следует обратить внимание на российскую специфику процесса, связанную с необходимостью обрабатывать не только счет на оплату, но и сопроводительные документы. Реализованные проекты в организациях, работающих в России, являются неоспоримым доказательством способности системы решать подобные задачи.
Возможность интеграции сразу с несколькими учетными и управленческими системами — одно из требований, предъявляемых к IMS в России. Продиктовано оно тем, что обычно в организациях для ведения бухгалтерского и управленческого учета используются различные решения; при этом данные, необходимые для обработки первичных документов, находятся в системах как бухгалтерского, так и управленческого учета.
Немаловажным фактором при выборе подобной системы является возможность обработки электронных счетов-фактур. Законодательные инициативы рано или поздно приведут к ожидаемому результату — переходу на полный электронный документооборот между контрагентами, и отсутствие такого функционала может привести к дополнительным затратам в будущем.
Быстрый старт — одно из главных требований, позволяющее получить результат в кратчайшие сроки, но это возможно только при наличии готовых интеграционных шаблонов, единого проектного подхода и завершенных успешных проектов.
Ну и в завершение нельзя не отметить стоимость решения, ведь, как мы знаем, экономия должна быть экономной.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=127859]Где сэкономить?[/URL]
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Бухгалтерские работы - это одна первых прикладных задач, которая была автоматизирована и вот уже более 30 лет совершенствуется. И к чему это все привело. Штат бухгалтерских работников увеличился в два раза, у каждого бухгалтера - свой компьютер. Так что экономии от автоматизации бухгалтерии не было, нет и, по видимому, не будет. И экономию надо искать не в операциях по обработке документов. Этот процесс занимает всего несколько процентов от всех трудозатрат бухгалтера. А вот. если ввод данных поручить оператору, то ошибок будет очень много и на их поиск удет намного больше времени. чем даст экономия на специализации работ. Главный выигрыш надо искать в возможностях, которые появляются после создания единой бухгалтерской базы - получение оперативной информации об экономической ситуации, экономический анализ работы предприятия за любой временной период, возможности получения различных справок и т.п. А вот автоматизации этих функций существующие бухгалтерские пакеты уделяют недостаточно внимания.
Евгений 25.01.2011 09:27:32
>>Ну и в завершение нельзя не отметить стоимость решения, ведь, как мы знаем, экономия должна быть экономной И где же стоимость? Экономия времени и ресурсов - это хорошо. И автоматизации бизнес-процессов на данном этапе очень не хватает российскому бизнесу. Проблема только в том, что нет централизованного стремления бизнеса и государства к инновациям, к технологичности. Новое - всех пугает! Этот страх настолько неискореним в наших людях и предпринимателях, что пожалуй для того чтобы все, описанное в статье стало массовым естественным явлением в нашей стране, пройдет очень и очень немало лет. И от этого грустно. Поправьте меня, если я ошибаюсь. Есть ли реально работающие системы в России?.
Анна 26.01.2011 10:03:51
Потребность автоматизировать и ускорить процесс обмена первичными документами между организациями есть у подавляющего большинства российских компаний. Передавая туда-сюда огромное количество пакетов документов компании тратят не только огромные деньги (в статье не указана стоимость отправки и печати), но и время (представьте, что документы отправлены почтой, а контрагент находится в другом городе). Сейчас законодательство уже позволяет компаниям обмениваться рядом электронных первичных документов (акт, счет, накладная, договор). Закон, разрешающий электронные счета-фактуры уже утвердили, сейчас фнс и минфин дорабатывают формат и порядок обмена. Неоднократно обещали, что во втором квартале 2011 года электронные счета-фактуры можно будет использовать. Что касается реально работающих систем - можно посмотреть нашу Диадок (www.diadoc.ru). Все документы, передаваемые через Диадок, юридически значимы.
Диадок - электронный обмен первичными документами 26.01.2011 12:37:20
Евгений, готов рассказать о всех оврагах автоматизации российской бухгалтерии и операций с бумагой. Могу лишь констатировать, что мы говорим о комплексной автоматизации работы как раз с документами, с которыми сейчас бухгалтер работает вручную. Если Вы обратите внимание на таблицу, то все операции, которые производятся, производятся с документом. Анна реально работающие системы есть. Мы можем организовать демонстрацию на территории заказчиков в России, думаю это то самое, что может переломить нежелание принимать новое, но неотвратимое. Как говорил Макиавелли:Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому. как видно, все новое пугало людей задолго до автоматизации бухгалтерских процессов. Однако у нас есть велосипед, машины и другие блага, которые были неведомы нашим предкам. Более подробную информацию о системе Basware Invoice Management вы можете получить на сайте www.basware.com или направив запрос на адрес info.ru@basware.com
Андрианов Максим 26.01.2011 13:23:40
Максим, мне кажется автоматизация процессов не происходит в связи с тем, что сейчас гораздо дешевле посадить за работу еще 5 человек, чем реализовывать непростой интеграционный проект со всеми рисками и заплатить немалые лицензионные за софт.
Антон 26.01.2011 14:11:38
Антон, мне кажется первоначально надо считать, а потом думать, что выгодней. В любом случае, в данном процессе важна точность и правильность. Чем больше работников, тем меньше уверенности в результатах их труда. Помимо этого хочу отметить что речь идет, в большинстве случаев не о 5 сотрудниках а о десятках, а в некоторых случаях о сотнях и тут уже встает вопрос косвенных расходов на управление, неэффективное использование рабочего времени, риски потери документов и прочие факторы связанные с наколенной обработкой юридически значимых документов. Как я изложил в своей статье лицензионные отчисления, далеко не последний фактор при выборе решения, и гибкая ценовая политика компании Basware позволит найти оптимальное, а самое главное, выгодное предложение практически для любого заказчика.
Андрианов Максим 26.01.2011 14:20:20
Соглашусь с экспертом, что процессы работы бухгалтерии не оптимальны. Особенно это становится заметно, когда резко увеличиваются объемы документов и появляется необходимость обработать их к определенной дате закрытия периода. Надо отметить, что часто бухгалтерия не может самостоятельно создать оптимальный рабочий процесс. В этом может помочь внедрение аналогичной системы, т.к. в ней уже реализованы эталонные процессы, которые позволят качественно изменить ситуацию.
Олег 26.01.2011 16:51:35
Не могу согласиться с Евгением, который считает, что операции по обработке документов занимают всего несколько процентов от трудозатрат бухгалтера. На практике около 80% своего времени бухгалтер тратит, именно, на обработку документов: либо на непосредственный ввод информации, либо на проверку корректности ввода и оформления первичных документов. Несмотря на рутинность, подобные операции все равно требуют достаточно высокой квалификации, по крайней мере, бухгалтерского образования. Экстенсивное решение проблемы за счет расширения штата довольно затратно и, в конечном счете, не безгранично. Технологии, которые предлагает автор статьи, позволяют оставить бухгалтеру те участки, на которых он может наиболее полно реализовать себя профессионально, переложив «на автомат» или на неквалифицированный персонал рутину. Конечно, риски при внедрении новых технологий довольно велики, но, как показывает практика – в случае успеха - «игра стоит свеч». Собственные риски можно минимизировать, передав описанный автором «идеальный процесс» на аутсорсинг провайдеру, имеющему опыт подобных внедрений и способному гарантировать качественный результат
Ирина 27.01.2011 15:04:14
Ирина, вы абсолютно правы. Наверно я в своей статье не очень четко изложил возможности разделения ответственности за счет внедрения подобной системы, но Ваши комментарии как нельзя лучше дополняют сказанное. Спасибо.
Андрианов Максим 27.01.2011 15:45:04
коллеги, констатировать можно только то, что мы сами ничего нового не придумали и основные процессы и тем более программы по их автоматизации берем у коллег из более развитых стран . говорить можно только о окупаемости инвестиций, которые действительно надо считать и здесь основные показатели : количество входящих счетов,колчиство фин контролеров, количество сотрудников в цепочке согласования оплаты. существует порядка 30 - 40 отчет о различных аналитических компаний ( за последние лет 7 ) о эффективности применения систем IMS в цепочке procerement . можно например глянуть тут http://aberdeen.com/Research/Research-Library.aspx?search=invoice или тут http://www.theapchannel.com/accounts-payable/index.php? или тут мя статья http://www.cnews.ru/reviews/free/dms2010/articles/articles21.shtml . На текущий момент Максим и другие компании вынуждены больше информировать рынок о возможностях IMS систем , чем считать с конкретными компаниями конретные кейсы по ROI .
Михаил Самофалов 28.01.2011 15:36:44
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.