В наших прошлых выпусках мы знакомили читателей с ИТ-руководителями, представляющими разные сферы бизнеса — банковское, финансовое и страховое дело, промышленность, торговлю и медиа. Сегодня у нас в гостях человек, работающий в области, которая до недавнего времени являлась одной из самых закрытых, —в авиационной промышленности. Об особенностях автоматизации проектирования самолетов, а также о том, какие задачи при этом приходится решать руководителю ИТ-службы, в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой рассказал директор по информационным технологиям ОАО “Туполев” Андрей Самсонов.

PC Week: По сложившейся у нас традиции расскажите, пожалуйста, сначала о своем опыте работы в сфере ИТ.

Андрей Самсонов: Прежде всего надо сказать, что я закончил технический вуз. Причем интересно, что поступил я в Московский электротехнический институт связи, учился в Московском институте связи, а диплом защищал уже в Московском техническом университете связи и информатики. И хотя факультет, на котором я обучался, назывался “Радио и телевидение”, образование я получил именно в области ИТ. Всё это очень близко.

А работать в сфере информационных технологий я начал в 1989 г., и с тех пор сменил несколько организаций. Последним местом моей деятельности до прихода полтора года назад в фирму “Туполев” была компания, которая выполняла задачи информационной аналитики для одного большого холдинга. В этих целях мы разрабатывали и применяли свои собственные технологии.

PC Week: Придя в государственную организацию из коммерческой области, вы наверняка почувствовали разницу в подходах к использованию ИТ. В чем она, на ваш взгляд, заключается?

А. С.: Разница очень значительна, и причиной тому служит то, что авиастроение — уникальная область деятельности. Здесь очень существенно влияние советских времен. Исторически сложилось так, что в авиастроении применяются только “старые добрые” технологии, проверенные и отлаживаемые много десятилетий и показавшие хорошие результаты. То же относится и к коллективу: у нас есть люди, которые пришли сюда сразу после вузов и работают по сорок, пятьдесят и даже шестьдесят лет.

С одной стороны, это хорошо. Но, к сожалению, это имеет и отрицательную сторону, которая заключается в закрытости нашей области от каких бы то ни было новаций. Налаженный механизм не терпит каких-то изменений. Тем более что эти изменения не диктуются бизнесом, к сожалению. Наш заказчик базируется на ГОСТах и разных военных приказах, у нас реализуется военная приемка нашей продукции, не предполагающая вообще никаких нововведений. Есть просто “нельзя” — и всё. И это накладывает серьезные ограничения на внедрение технологий, получивших широкое распространение в бизнесе.

Кстати, не надо думать, что в отличие от нас на Западе авиапромышленность открыта, как обычная организация. Нет, мы очень похожи, и у всех нас близкая ситуация и схожие проблемы.

PC Week: А как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в российской авиационной промышленности?

А. С.: Сегодня можно часто слышать, что трудные кризисные времена остались позади, но я так не считаю. У меня нет ощущения, что это действительно произошло. Да, крупные компании остались, выжили — правда, при этом сократившись и снизив свои обороты. Но ведь новые мелкие и средние компании не появляются, как это бывает в эпоху стабильности. Мне кажется, это верный признак того, что не всё так благополучно.

Проявлением кризиса также является продолжающееся сегодня снижение зарплат, что может почувствовать каждый. Кроме того, когда всё хорошо, идет активный набор персонала, а этого сейчас тоже ведь нет.

Так что можно считать, что мы вышли на пологий склон с отвесного, а что будет дальше — время покажет.

PC Week: Однако, несмотря на кризис, современные компании не могут развиваться без внедрения новых технологий. Как вы решаете эту задачу? У вас существует ИТ-стратегия, как в коммерческих структурах?

А. С.: Да, мы обозначили свою стратегию в области ИТ, но здесь, к сожалению, очень многое приходится делать на свой страх и риск с учетом опыта, имеющегося на предприятии. Основываясь на предугадывании и рассчитывая как на свой кругозор, так и на кругозор вышестоящих организаций, в частности Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

У нас имеется утвержденный руководством финансовый план, в котором прописано практически всё, что было заявлено. В любом случае рассчитываем на ту или иную сумму, а там уже исходим из реальности. Если реальность покажет, что выделенной суммы недостаточно, то она будет увеличена. Примерно так эта проблема решается в большинстве организаций.

Можно, конечно, в данном вопросе идти от необходимости выполнения тех или иных работ, но для этого требуется соответствующая квалификация руководителей, которые должны понимать смысл каждой отдельно взятой строки. Причем здесь речь идет о квалификации в сфере ИТ — как именно применение конкретной технологии позволяет чего-то добиться. Однако в силу сложности используемых процессов мы практически не имеем возможности рассчитать объем получаемой экономии и, соответственно, обосновать свою точку зрения. Поэтому такой подход, к сожалению, не для нас.

PC Week: Как широко используются ИТ в вашей сегодняшней деятельности?

А. С.: К настоящему времени у нас автоматизирован бухгалтерский учет, однако он не доведен до того уровня, когда при вводе одного набора данных можно получать отчеты всех видов. Причина всё та же — очень сложный механизм расчетов, хотя автоматизацией бухгалтерии у нас занимаются много лет.

Еще одним фактором, тормозящим широкое использование ИТ, является то, что наш заказчик — организация военная, которая очень жестко регламентирована в своих действиях. Если в ГОСТе сказано, что чертежи принимаются в бумажном виде, то только так они и принимаются. А если вы хотите, например, с помощью 3D-моделирования сделать их в электронном виде, — это ваши проблемы: “Распечатайте и мы примем у вас работу”.

Так и электронный документооборот может иметь место только в тех случаях, которые являются безальтернативными, и поддерживается на бумаге. Пожалуйста, можно внедрить электронную систему, распечатывать создаваемые в ней документы, ставить на них подписи и считать, что это внедрение электронного документооборота.

К тому же сегодня существуют очень сложные механизмы работы с электронной подписью, они практически не отлажены. В принципе, наверное, мы могли бы заняться данным вопросом, но наш заказчик вряд ли охотно пойдет на это.

У нас также используются разные PLM/PDM-системы — правда, надо признать, не столь активно, как в других организациях. Это связано с тем, что эффект от внедрения данных технологий может быть получен лишь в том случае, если рассматривать весь жизненный цикл изделия, который заключается в его проектировании, производстве и эксплуатации. Наше же участие в нем завершается на этапе проектирования и передачи документации на завод. Но если бы наша оплачиваемая деятельность распространялась до этапа выпуска самолета, то тогда уже можно было бы говорить о снижении, причем существенном. Так что в силу своих особенностей мы не только не получаем никакого выигрыша, но даже наоборот — ухудшаем свои показатели. Однако мне представляется, что это вопрос к нашим заказчикам, к Министерству промышленности и торговли РФ в частности.

PC Week: Что входит в ваши основные обязанности как ИТ-директора?

А. С.: Моя главная задача — обеспечение функционирования всей ИТ-инфраструктуры. В настоящее время мы активно занимаемся расширением и обустройством нашей корпоративной сети. Так, в 2009—2010 гг. мы провели совместные работы с компанией IBS, а в 2010-м — с Luxoft, в результате чего был создан ряд корпоративных ресурсов, предназначенных для обязательного использования всеми сотрудниками. Их внедрение поддерживается соответствующими приказами, а также проведением необходимого обучения.

Так, в октябре 2010-го силами специалистов Luxoft у нас был запущен внутренний портал, реализованный на базе решения MS SharePoint. Нельзя сказать, что он особо уникален, но главная его изюминка — реализация связки с другими корпоративными системами. Благодаря этому все сведения, публикуемые на портале, имеют одну точку наполнения, что позволяет избежать проблем, связанных с дублированием информации и необходимостью проведения синхронизации.

Вообще мы рассматриваем портал как некое публичное место для сведения всех корпоративных данных — будь то отчеты или что-нибудь иное, там также предусмотрена возможность проведения разных форумов для сотрудников. Правда, к сожалению, процесс освоения всех этих технологий идет у нас слишком медленно.

PC Week: В чем вы видите причину такой инерционности?

А. С.: Как я уже говорил, у нас очень интересный состав персонала. Есть сотрудники, условно говоря, солидного возраста, которым уже хорошо за пятьдесят. Есть те, кому шестьдесят и больше, даже восьмидесятилетние есть. И в то же время есть молодежь, пришедшая сразу после вузов. А вот между ними разрыв — среднего звена практически нет. И в этом заключается главная проблема. У одних слишком много опыта, но они не умеют работать с новыми технологиями, тогда как у других слишком мало опыта, но только с новым они и умеют работать. Однако такая ситуация, как известно, типична для всех постсоветских предприятий.

PC Week: Тем не менее можно предположить, что с вашим приходом процессы внедрения новых технологий активизировались?

А. С.: Это действительно так. Во всяком случае, кругозор сотрудников ИТ-дирекции теперь намного шире, чем раньше. В дирекции по ИТ в запасе есть много интересного, что мы как команда можем предложить.

Вместе с тем следует отметить, что теоретические дискуссии здесь не проходят. Можно потратить массу времени, рассказывая о достоинствах той или иной новой технологии, но до тех пор, пока она не будет показана в действии на конкретном рабочем месте, никто не станет этот вопрос даже рассматривать. А для этого нужно пройти всю цепочку — купить, установить и настроить продукт.

Так было, например, с каналами связи, которые мы запустили в октябре 2010-го. Когда мы установили прямую телефонную связь с нашими тремя филиалами, организовали видеоконференции между руководителями, это сразу было хорошо воспринято и стало активно применяться, хотя до того считалось, что каналы — не для нас.

Интересно, что до моего прихода такой должности, как ИТ-директор, в фирме “Туполев” не существовало. Эта идея созревала в течение нескольких лет. Тогда было много нареканий на ИТ, поскольку данные вопросы решались непрофессионально: ответственные за ИТ сотрудники занимались как своей основной работой, так и попутно ИТ. Кроме того, руководство не уделяло должного внимания этому вопросу.

Наш новый президент достаточно продвинутый в плане ИТ — до этого он несколько лет проработал в аппарате Правительства РФ, где имел дело со многими современными технологиями. От него многое и пошло, хотя ИТ-дирекция появилась еще до его прихода.

Однако, с моей точки зрения, создание ИТ-подразделения — это полдела. Другая половина — это финансирование. Я считаю, что без надлежащего финансирования этим не стоит заниматься вообще. К сожалению, долгое время проблема заключалась именно в том, что ИТ-бюджет был практически близок к нулю. Техника приобреталась только по мере выхода ее из строя, и никаких планов на будущее не строилось.

PC Week: Какие задачи стоят перед вашей дирекцией на ближайшее время?

А. С.: Прежде всего надо отметить, что ИТ-бюджет на 2011 г. увеличился, и это хороший признак. Но и задач, стоящих перед нами, стало больше.

Отчасти это связано с тем, что ОАК стала продвигать идею создания новой бизнес-единицы, в которой мы должны будем играть роль головной организации. Особенностью фирмы “Туполев” всегда являлось то, что в ней параллельно существовало два направления: гражданское и военное. Серьезные достижения есть и там, и там. По плану же ОАК мы должны быть соответственно разделены — причем физически — на две части. Однако это очень сложно, поскольку так уж исторически сложилось, что одни и те же люди у нас занимаются и тем и другим направлением. И если такого человека “распилить” пополам, то мы обязательно чего-либо лишимся.

Я убежден, что ни к чему хорошему подобная реорганизация не приведет. Тем более что у нас создан уникальный механизм, позволяющий воспользоваться, скажем, какими-то закрытыми ноу-хау, которые есть в военной области, в гражданской, или наоборот. К тому же сейчас можно наблюдать увеличивающееся, на мой взгляд, движение в обратную сторону. В военную область надо вкладывать большие деньги, чтобы экспериментировать с новыми материалами, технологиями. А этого у нас в стране нет, к сожалению. Вместе с тем у наших западных коллег довольно много достижений в области авиа- или космостроения, которые опубликованы в открытой печати и доступны для изучения.

Несмотря на эту неопределенность ситуации, сегодня мы занимаемся активным развитием корпоративной сети: внедряем безопасные технологии работы с Интернетом, вовлекаем филиалы в нашу структуру. Запускаем новые сервисы, в частности, расширяющие возможности корпоративной электронной почты (с помощью Microsoft Exchange). Рассматриваем также и другие продукты этого вендора — например, Microsoft Lync Server, решение для объединенных коммуникаций.

Важно отметить, что за последние два года мы приобрели много нового современного оборудования, и это большой плюс. Если нас сейчас начать активно финансировать, то мы можем сразу и с минимальными затратами выйти на самый высокий уровень, поскольку у нас нет балласта в виде закупленной старой техники и технологий.

PC Week: Несмотря на специфику вашей работы, у вас есть, наверное, какие-то проблемы, которые носят общий характер. Вы испытываете потребность в обсуждении их со своими коллегами из других отраслей?

А. С.: Сложно сказать. Если бы у меня было больше времени, то я, скорее всего, сказал бы “да”. Но тем не менее у нас есть свой определенный круг общения. В частности, между нашими структурами, находящимися в ведении ОАК, а также с “Гражданскими самолетами Сухого” и корпорацией “Иркут”, неплохо развивается взаимодействие с ТАВИА.

Мы также проводим общие конференции, семинары, а при необходимости ездим друг к другу для обмена опытом. Это общение весьма своеобразно по своему размаху и имеет очень мало точек соприкосновения с “классическим” ИТ. То, что в обычной области считается нормальным путем решения, здесь порой вообще не принимается. Что, казалось бы, может быть сложного в использовании электронной почты? Но нет, у нас здесь есть определенные сложности и с этим.

Но я, несмотря на такие особенности, считаю, что польза от нашего общения, несомненно, существует. Есть вопросы, когда нужно просто понять, как их решают другие, и сконцентрироваться сразу на их совершенствовании, а не пытаться сделать что-то свое.

PC Week: Спасибо за беседу.