По оценке аналитической фирмы Techaisle, в 2010-м предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ), в которых работает менее тысячи сотрудников, приобрели 120,1 млн. ПК — на 10,4% больше, чем годом ранее.

Основным двигателем спроса были развивающиеся регионы, где темп роста составил 16,5%. В развитых странах, таких как Германия и США, рост не превысил 4,4%. В результате развивающиеся страны впервые обогнали развитые рынки по объему продаж ПК в штучном исчислении. По прогнозу, в 2014-м СМБ-компании из развивающихся стран приобретут более 100 млн. ПК.

На конец 2010-го степень проникновения ПК в сегмент СМБ в общемировом масштабе достигла 59%. В развивающихся странах этот показатель составил 37%, но к 2014-му, по прогнозу, он вырастет до 50%. Проникновение ПК вычисляется путем деления количества предприятий, активно использующих хотя бы один компьютер, на общее число предприятий.

Что касается типов ПК, то в прошлом году СМБ-компании по-прежнему отдавали предпочтение декстопам: если настольных систем они купили 61,3 млн. штук (51% от общего объема закупок), то ноутбуков — 54,3 млн. (45%), а нетбуков — 4,5 млн. Однако в 2011-м, по прогнозу, предпочтение в сегменте СМБ будет отдано ноутбукам.

Аналитики отмечают также, что в развитых странах темп роста сдерживается нестабильностью деловой среды и сокращением найма. Однако ближайшие перспективы кажутся неплохими. Опрос, недавно проведенный компанией Techaisle, показал, что небольшие предприятия считают информационные технологии очень важными для роста бизнеса. Респонденты выразили желание обновлять ИТ, переходить на Windows 7 и готовиться к использованию облачных вычислений. Причиной роста в развивающихся странах станут увеличение числа ПК по отношению к количеству сотрудников и повышение степени проникновения ПК в сегмент СМБ.

Происходят изменения и в каналах сбыта. В развитых странах СМБ-компании все чаще предпочитают приобретать ПК не у реселлеров, а в розничных магазинах и через Интернет. Это вызвано тем, что покупатели стали более опытными в области ИТ и могут заменять свои системы небольшими партиями. В частности, в США в розничных магазинах покупают компьютеры около 30% небольших компаний. Однако в развивающихся странах (скажем, в Бразилии) примерно половина СМБ-предприятий приобретают ПК традиционным способом — через реселлеров.