Мы продолжаем нашу рубрику, которую можно условно назвать “Кто он, современный ИТ-руководитель”, и сегодня у нас впервые в гостях представитель регионов — директор по информационным технологиям Уральского филиала ОАО “МегаФон” Анна Белошейкина. Нам было интересно узнать, какие наиболее актуальные задачи стоят сегодня перед руководителями ИТ-служб на местах и как они решаются. Об этом и многом другом Анна Белошейкина рассказала в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой.

PC Week: Как обычно, давайте начнем с небольшой биографической справки. Расскажите, как вы пришли на место ИТ-директора в компанию “МегаФон”.

Анна Белошейкина: Свой первый опыт в качестве директора ИТ-службы я получила в региональном банке. Это был очень интересный период в моей жизни, потому что у меня на тот момент не было ни опыта практического руководства, ни знаний в менеджменте, ни полного представления, как должен работать банк. Было только громадное желание сделать ИТ-службу в компании такой, чтобы бизнес был полностью удовлетворен необходимым ИТ-инструментарием для своего развития. И еще была сильная команда профессионалов. За три года мы решили большое количество задач, связанных с интеграцией различных приложений, внедрением новых информационных систем, и навели порядок в собственной организации работы. Для меня это был удачный старт в качестве руководителя ИТ-службы.

В Уральском филиале компании “МегаФон” я работаю уже более пяти лет. Телекоммуникации — очень интересная отрасль с точки зрения роли информационных технологий, и, на мой взгляд, только эта отрасль сегодня на 100% использует возможности ИТ.

PC Week: В чём вы видите особенности использования ИТ в компании “МегаФон”?

А. Б.: Развитие ИТ в нашей компании — одно из ключевых направлений, успешная работа которого влияет не только на обеспечение деятельности офиса, корпоративных приложений, но и напрямую на результаты бизнеса в целом. Здесь требуется внедрение современных отраслевых решений, которые в ряде случаев являются уникальными и единичными для российского рынка.

Если сравнивать применение информационных технологий в телекоммуникациях и финансовой сфере, то в последней важна стабильность и продажа предложений, которые уже сформированы и в условиях конкуренции просто корректируются отдельными ценовыми акциями. Перечень банковских услуг сложился, предлагаемые схемы уже опробованы и имеют под собой многократный опыт реализации и автоматизации.

В телекоммуникациях же сегодня, по сути, происходит переломный момент. Компании, если не сейчас, то в самом ближайшем будущем, будут продавать не просто голосовые услуги или доступ в Интернет, фиксированную телефонию, а начнут предлагать конвергентные продукты, связанные с продажей контента. Более того, на стыке фиксированной и мобильной телефонии возникает множество услуг, которые начинают развиваться на базе уже действующих транспортных сетей. Это и виртуальные АТС для корпоративных клиентов, и мобильное телевидение, и предложения из сферы М2М, и комплекс специализированных услуг для различных отраслей. Подобные продукты от универсального оператора становятся нишевыми и сфокусированы на клиенте и его потребностях, что существенно двигает развитие как самих телекоммуникаций, так и ИТ в этой сфере.

Таким образом, с учётом того что сегодня активно идет процесс конвергенции технологий сотовой и фиксированной связи, ИТ становятся особенно важными для телекоммуникационной компании. И это не просто ставит перед директором по ИТ интересные задачи, но и превращает его в генератора новых бизнес-услуг, приложений и направлений.

PC Week: А каков сегодня круг ваших основных обязанностей как ИТ-директора?

А. Б.: По словам одного из ИТ-директоров, в сфере информационных технологий работают не волшебники, но, несомненно, фокусники. В моей работе большое количество времени уделяется важным и традиционным для ИТ-директора задачам, связанным с управлением существующей ИТ-средой. Среди них я бы выделила управление эксплуатацией ИТ-ресурсов, автоматизацию новых для компании процессов, управление бюджетом и персоналом. Но есть деятельность, направленная на стимулирование инноваций в компании. Она включает в себя организацию планов инновационного развития, внедрение новых технологий и даже решение бизнес-задач, не связанных напрямую с информационными технологиями.

Хочется отметить, что сегодня арсенал “МегаФона” включает ряд ключевых приложений, в том числе корпоративную информационную систему SAP, систему электронного документооборота, CRM-систему, информационно-биллинговую систему, систему аналитической отчетности. В филиале заключено порядка 140 соглашений SLA, что дает представление о том, какое количество сервисов поддерживает ИТ-служба. И по всем этим сервисам требуется гарантированное предоставление качества.

PC Week: Какие технологии вы считаете сейчас наиболее актуальными для обеспечения конкурентоспособности компании?

А. Б.: Несомненно, это аналитика и системы накопления информации о клиенте и основных объектах, на которых строится бизнес, т. е. системы технического учета и мониторинга. Телекоммуникационные компании растут быстрыми темпами, и инвестиции в основные системы и сети, на базе которых строится бизнес, — колоссальны. Соответственно информация об этих системах, эксплуатационных решениях, крупных или мелких элементах сети является активом компании, его нужно уметь эффективно использовать.

PC Week: Как вы отметили в начале беседы, от успешности применения информационных технологий в вашей компании во многом зависят результаты бизнеса. Как при этом у вас выстраиваются отношения с самим бизнесом?

А. Б.: У нас полное взаимопонимание. Иногда мне кажется, что ИТ-директор — это единственный человек, который чётко представляет, как работает компания, какие процессы у нее запущены, где их можно оптимизировать или автоматизировать с тем, чтобы принести максимальный эффект бизнесу. Ведь для ИТ-службы внутренними заказчиками являются практически все подразделения компании, что связано и с функционалом, и с региональными особенностями. Поэтому наша главная задача — полностью удовлетворить требования бизнеса, услышать и сделать то, что необходимо и даже немного больше.

В бизнесе при внедрении инноваций ИТ-служба должна быть на переднем плане, а роль ИТ-директора в качестве лидера, продвигающего технологические программы, позволит получать прибыль от внедренных инициатив. Бизнесу нужно повышение окупаемости вложений в ИТ, следовательно при принятии решений необходимо руководствоваться пониманием, что создание большей ценности для бизнеса с помощью ИТ является важным фактором наряду с уменьшением затрат и повышением эффективности. Если к инновационности и эффективности ИТ-директора прибавить желание его команды внести максимальный вклад в развитие компании, то мы получим идеальные взаимоотношения ИТ с бизнесом.

PC Week: Какие крупные задачи стоят сегодня перед вашим департаментом? И с какими сложностями приходится при этом сталкиваться?

А. Б.: В “МегаФоне” сейчас идет активный процесс объединения с “Синтеррой”, и роль ИТ-департамента в этом процессе значительна. Когда сливаются два разных бизнеса, необходимо не только сохранить клиентов объединенной компании, но и получить новые возможности для развития конвергентных услуг.

И “МегаФон”, и “Синтерра” имеют оптимально выстроенные процессы технологии продаж, обслуживания клиентов. Для нас очень важно сохранить этот опыт, и с точки зрения автоматизации данная задача наиболее трудоемкая, поскольку требует существенных доработок биллинговой системы, автоматизации процессов, которых ранее в компании не было. Все эти задачи нужно решить и быстро, и качественно, так как в конечном итоге от этого зависит синергетический эффект объединения компаний. Это действительно серьезное испытание и одновременно очень интересная задача для ИТ-службы.

Что же касается проблем, то я считаю, что все они лежат в области возможностей. Когда умеешь слышать и слушать бизнес, всегда можно подсказать те или иные технологические вещи, которые помогут двигаться дальше. Любая задача может быть решена с помощью автоматизации. Этот подход мы транслируем в компании, в ИТ-службе, что приносит свои плоды. Еще одна трудность, с которой сегодня сталкивается большинство компаний, — это подбор квалифицированных кадров. Мы в “МегаФоне” решаем эту задачу двумя путями. Конечно, если есть возможность, мы стараемся вырастить специалиста внутри компании. Но бывает так, что профессионал необходим здесь и сейчас, и тогда, естественно, ищем на рынке. И в том, и в другом случае очень важным аспектом является понимание того, как мы относимся к своей работе. Можно быть замечательным специалистом, но при этом не думать о том, что будет завтра, не пересматривать свои текущие задачи в связи с увеличением рисков, что в результате может привести к отрицательным результатам для бизнеса.

Поэтому в первую очередь мы подбираем людей, готовых расти и развиваться, которым близки ценности компании, ее корпоративная культура. Благодаря этим принципам у нас сложилась отличная команда, реализующая масштабные проекты и ориентированная на конечный результат.

PC Week: Сегодня никто не отрицает важности обмена опытом со своими коллегами. Как вы считаете, нужны ли для этого объединения ИТ-директоров типа клубов или ассоциаций? Или вы сторонник неформального общения?

А. Б.: Обмен опытом происходит постоянно, и эта необходимость обусловлена годами работы в ИТ. Технологические решения можно проверить лишь тогда, когда в вашем распоряжении имеется практика внедрений. Поэтому на данном этапе очень важно учесть мнение коллег, которые уже используют это решение в своей работе. Так что моё мнение: обмен опытом обязателен для ИТ-директора, а ИТ-клубы — это полезная площадка для общения, где мы помогаем решать вопросы друг друга.

Я, к примеру, участвую в работе и мероприятиях Клуба профессионалов АСУ Урала, объединяющего ИТ-специалистов и руководителей предприятий самых разных отраслей Уральского региона. Клуб существует с 1998 г., и за эти годы он стал важным центром, который содействует формированию в регионе современного, цивилизованного ИТ-рынка, а также личностному и карьерному росту членов Клуба, повышению престижа ИТ-специалистов.

PC Week: Как вы считаете, необходимо ли расширение влияния государства в сфере ИТ?

А. Б.: Мне представляется, что правильно было бы в целом по России формировать понимание, что мы должны приходить к единому информационному обществу. Многие привычные для нас бумаги или документы становятся предметом автоматизированных систем персональных данных. Имея подобную информацию, государство может решать вопросы, связанные с идентификацией граждан в тех или иных социальных сферах. По сути, запускаемые сейчас программы должны существенно стимулировать рост различных услуг, которые являются неотъемлемой частью информационного общества. И здесь есть перспектива как для телекоммуникаций, так и для ИТ.

PC Week: Спасибо за беседу.