Социальные сети сегодня не просто модное течение — они объединяют множество людей самых разных профессий и интересов, служат источником информации площадкой для обмена мнениями. Так, согласно статистике за январь 2011 г. число активных участников самой популярной на сегодняшний день социальной сети, Facebook, превысило 600 млн. пользователей. Объем вводимой там информации соразмерен тому, сколько поступает через Web-каналы Google или Microsoft.

Социальная сеть переросла свою идею, на которой зарождалась, — быть инструментом “легкого” общения школьников и студентов. Сегодня ею пользуются даже для решения корпоративных задач и на государственном уровне. Более того, создается впечатление, что название “твиттер” стало почти нарицательным. По некоторым сведениям, сеть Twitter стала “рекомендуемым” средством для общения российских государственных служащих, руководителей крупных компаний.

Феномен социальных сетей вряд ли стал бы таким ярким, если бы они не служили источником дохода. К примеру, сеть Facebook стала активно наращивать масштабы после того, как была “замечена” рекламодателями. Ее фактический старт обеспечил Питер Тиль, сооснователь платежной системы PayPal, а эксклюзивным партнером по баннерной рекламе сегодня является компания Microsoft. Хотя некоторые с опаской наблюдают за ростом “социальной активности”, усматривая в этом угрозу “раздувания нового пузыря в области ИТ”, будущее социальных сетей многими пока рассматривается как имеющее радужные перспективы.

Безопасность — проблема номер один

Тем не менее новые элементы “социализации” наделены рядом проблем. Прежде всего это касается безопасности персональной информации. Некоторые сегодня задают непростой вопрос: можно ли доверять существующим популярным социальным сетям? Имеются в виду прежде всего Facebook и Twitter. Ведь фактически они являются закрытыми системами: их код никогда не рецензировался ИТ-сообществом в полном объеме; отправляемые в социальную сеть данные оседают где-то в ее “кулуарах”, но вполне могут быть использованы посторонними (например, для продажи маркетинговым компаниям). Недавно прошедшая по Европе волна протестов против использования функции Street View в популярном сервисе Google Maps только подогрела выдвигаемые опасения.

Главная проблема нынешнего поколения популярных социальных сетей — это отсутствие полного контроля со стороны пользователей над контентом, который они создают. Нельзя сказать, что эти опасения полностью игнорируются: в той же Facebook реализован механизм деления на группы, благодаря которому можно ограничить видимость своих ремарок для “френдов”. Однако предлагаемые сегодня решения не устраняют главной проблемы: генерируемый контент оседает на серверах, находящихся в США. Гипотетически собранные данные могут быть использованы без всякого контроля со стороны тех, кто его создал.

Социальная сеть Diaspora (Open Source)

Все началось в апреле 2010 г., когда четверо студентов из Нью-Йорка — Макс Зальцберг (Max Salzberg), Дан Гриппи (Dan Grippi), Илья Житомирский (Ilya Zhitomirskiy) и Рафаэль Софаер (Raphael Sofaer) — решили построить собственную социальную сеть, взяв за идею принцип распространения файлов торрент-трекерами. Главное, за счет чего они рассчитывали добиться популярности: а) избавить пользователей от опасности неуправляемого распространения их персональной информации и б) заинтересовать бизнес возможностью применять социальные сети для организации внутрикорпоративных информационных потоков с предоставлением полной управляемости над тем, куда уходят данные.

Сбор финансовых средств для разработки и раскрутки стартапа было решено провести через Web-сайт Kickstarter — популярный онлайновый ресурс, где ищут финансовую поддержку творцы креативных идей. Разработку кода планировалось провести за три-четыре месяца при суммарном бюджете 10 тыс. долл.

Намеченная сумма была собрана за двенадцать дней. Более того, итоговый сбор на начальном этапе оказался более чем значительным: 739 человек решили стать спонсорами, что дало 23 676 долл. Примечательно, что среди спонсоров число знакомых составляло всего два или три процента, — остальные люди просто желали помочь и рискнуть. Забегая вперед, отметим, что общий сбор на этапе разработки и внедрения превысил 200 тыс. долл.

Проект получил название Diaspora (“Диаспора”). С самого начала он позиционировался как свободно распространяемая (Open Source) альтернатива социальной сети Facebook (забавно отметить, что среди спонсоров “засветился” Марк Цукельберг, CEO Facebook). Таким названием разработчики стремились подчеркнуть идею, что ПО проекта будет распространяться абсолютно свободно, код будет открыт и любой желающий сможет вносить в него изменения, если посчитает нужным.

Парадигма Diaspora состоит в том, чтобы предоставить пользователям возможность применять собственные серверы, которые здесь называют seeds (“семена”). С их помощью создаются персональные узловые точки сети, а пользователи получают полный контроль над тем, как распространяются накапливающиеся данные. При выборе такой архитектуры отпадает необходимость в построении централизованных сетей, как это сделано для Facebook.

“В реальной жизни мы общаемся между собой не через центральный коммутатор, а напрямую, — рассказывает Рафаэль Софаер. — Для того чтобы другу отправить сообщение, его не требуется выкладывать на центральный сервер. Частные обсуждения при небольшом количестве участников не так уж редки в нашей повседневной жизни. Главное, сегодня уже имеются технологии, которые позволяют реализовать это эффективно”.

Новая социальная сеть была открыта для тестирования по приглашениям в сентябре 2010 г. Чтобы пользоваться Diaspora, вовсе не обязательно регистрироваться на ее портале (https://joindiaspora.com/), — сеть изначально спланирована как распределенная. Каждый пользователь может выбирать, на каком сервере будет размещаться его учетная запись и данные. Если он хочет иметь собственный сервер, ему предоставляются ссылки на свободно распространяемое ПО и инструкции по установке. При выборе этого решения вся конфиденциальная информация пользователя и его друзей размещается на собственном ПК (или сервере, если речь идет об организации). Однако если пользователь не желает обременять себя персональным хранилищем, он может воспользоваться как серверами друзей, так и центральным хранилищем всей социальной сети Diaspora. Тем самым создана платформа для устранения главной опасности нынешнего поколения социальных сетей — “spying for free” (“бесплатный инструмент для шпионажа”).

Будущее сети Diaspora

Исследователи уже отметили, что развитие сети Diaspora напоминает о возрождении (в США) “классического” пути развития стартапов, без гигантских объемов финансирования на начальном этапе, когда деньги начинают поступать еще до написания первых строк кода. Пицца, лапша, молодые люди, ночи напролет просиживающие над реализацией идеи, которая их увлекла и представляется заманчивой, — этот классический путь снова в моде, по нему идёт развитие свободно распространяемых проектов.

Как у любого проекта, старт Diaspora не был абсолютно гладким. Разработчики, получившие в публичное пользование код Diaspora в сентябре 2010 г., быстро отыскали ряд уязвимостей в отношении безопасности. Тем не менее это не остановило дальнейшее развитие проекта. Сегодня Diaspora обеспечивает персональный обмен фотографиями и сообщениями о текущем статусе пользователей, позволяет подключать друзей без выделения собственного seed-сервера, идентифицировать и шифровать проходящий трафик (за исключением фотографий).

Первоначально развитие кода Diaspora предполагалось вести по пути создания механизма подключения внешних модулей. Предполагалось, что это даст пользователям возможность вносить доработки в персональную часть кода. Позднее приоритеты были изменены, и сейчас уже не обсуждаются вопросы, касающиеся предоставления собственного API и plug-in framework. Развитие отражает постепенную эволюцию кода под реальные потребности сети.

Быстрый старт, который получила разработка Diaspora, отражает не просто стремление к децентрализации социальных сетей. Вовлечение большого количества людей, ставших спонсорами проекта, отражает обеспокоенность относительно защищенности персональной информации при использовании популярных ныне форм ее распространения. Пока нельзя сказать, что социальная сеть Diaspora по популярности может сравниться с известными брендами. Однако сам факт ее появления, базирование на принципах свободного распространения отражают значительный интерес к теме.

Решатся ли пользователи Facebook оставить “насиженное местечко” ради стартапа Diaspora? Сегодня для подавляющего большинства значимость “приватности” распространяемой информации пока не осознается (по крайней мере они не подозревают, с какими проблемами могут столкнуться из-за отсутствия контроля). Однако ситуацию, когда все может внезапно измениться, представить несложно. Зато теперь у пользователей появилась альтернатива.