Модернизация высшего профессионального образования набирает обороты. Этот процесс был инициирован государством несколько лет назад, когда была запущена Национальная программа “Образование” и начат проект создания федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. В прошлом году был принят ряд постановлений, направленных на развитие взаимодействия между вузами и НИИ, с одной стороны, и бизнесом — с другой, а в нынешнем году усилено внимание к сотрудничеству госкорпораций с вузами. Все эти программы сопровождаются серьезным финансированием из федерального бюджета, средств субъектов РФ и внебюджетных источников.

Недавно утверждена концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., предусматривающая финансирование в объеме около 137 млрд. руб. Продолжается формирование новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые, в частности, предоставляют преподавателям и студентам вузов больше свободы в плане подготовки учебного плана.

Такую масштабную модернизацию, направленную на удовлетворение требований инновационного развития страны, невозможно реализовать без высоких технологий. Чтобы узнать, как эти события и действия государства повлияли на развитие и применение ИТ в высших учебных заведениях, мы обратились к участникам рынка ИТ и представителям вузов.

Взаимодействие образования с бизнесом — катализатор модернизации экономики

Все эксперты высоко оценили роль ИТ в модернизации высшего образования. “Сегодня уже очевидно, что российская экономика исчерпала потенциал экстенсивного, неинновационного развития. Но поступательное движение каждой из базовых отраслей невозможно без решения кадрового вопроса и реализации передовых технологий, базирующихся на новых знаниях. Именно поэтому модернизация системы образования и научно-технической сферы становится исключительно важной в условиях коренной перестройки промышленности и перехода к инновационной экономике. При этом речь идет обо всех уровнях образования и о научно-техническом секторе”, — отмечает Игорь Баландин.

Однако главными ограничителями роста экономики продолжают оставаться недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов, слабая заинтересованность бизнеса в поддержке и реализации отечественных инноваций и недостаточная координация предпринимаемых действий.

Ключ к решению этих вопросов лежит в более тесной интеграции науки, образования, реального сектора экономики и бизнеса. Но эту задачу невозможно решить без применения ИТ в образовательных учреждениях. Только так можно будет повысить эффективность их деятельности за счет роста производительности труда, качества управления, информационного обмена и коммуникаций, считает Игорь Баландин.

Это мнение разделяет Николай Лучинин: “Сейчас закладываются основы взаимодействия вузов с предприятиями и компаниями, выстраиваются научные, производственные и учебные связи, при этом в качестве своеобразного “клея” выступают именно ИТ”.

Процесс стимулирования кооперации вузов с бизнесом был запущен в 2010 г., когда государство стало предоставлять субсидии тем промышленным компаниям, которые заказывают часть исследовательских работ в институтах и университетах. И хотя еще не прошло и года с момента принятия соответствующего пакета постановлений, уже стартовало более сотни таких проектов. Видимо, обе стороны заинтересованы в таком сотрудничестве.

Ведь раньше учебные заведения в принципе не имели права вести какую-либо хозяйственную деятельность, кроме обучения, а теперь через малые инновационные предприятия они получили возможность коммерциализировать результаты своей научной работы и направить полученные деньги на нужды вуза, развитие учебного процесса и финансовую поддержку своих кадров. “Мы сейчас создаем такое предприятие — “ПА10”. В дальнейшем планируем проводит совместные научно-исследовательские работы с Санкт-Петербургским государственным университетом в интересах Объединенной авиастроительной корпорации”, — рассказал Владимир Маничев. Такая деятельность стимулирует внедрение ИТ в вузах. “Если наши разработки признают перспективными, то нам понадобятся большие вычислительные ресурсы, вплоть до универсальных и персональных суперкомпьютеров”, — пояснил г-н Маничев.

Для предприятий это постановление тоже имеет большое значение, потому что позволяет получить доступ к инновационным проектам вузов и НИИ, которые они раньше не могли применять. Например, компания “АйТи” уже воспользовалась такой возможностью. “Мы победили в конкурсе по двум проектам, направленным на создание высокотехнологичного производства, первый — с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики, а второй — с Высшей школой экономики. Тематика совместных работ напрямую связана с использованием ИТ в вузах, а результаты проектов будут направлены в том числе и на применение в научно-исследовательской деятельности этих учебных заведений”, — сообщил Сергей Сухоруков.

Но для налаживания взаимодействия образования с бизнесом нужно создать систему открытого информационного обмена университетов с внешней средой. Как считает Игорь Баландин, для этого надо строить в университетах коммуникационные площадки для представителей государственной власти, бизнеса, научно-образовательного, экспертного и гражданского сообщества посредством проведения регулярных конференций и семинаров, налаживать механизмы систематического взаимодействия с выпускниками университетов, разрабатывать и реализовывать программы социологических и мониторинговых исследований в области науки и образования, создавать открытые электронные библиотеки научных трудов сотрудников, материалов конференций и семинаров, проведенных в университетах.

Без ИТ — как без рук

Но взаимодействие с бизнесом не является для вузов самоцелью. Ведь для них главной задачей является обучение. При этом им приходится решать три задачи: организация учебного процесса, хозяйственной деятельности и научной работы. По мнению экспертов, информационные технологии необходимы для всех этих направлений.

Внедряя ИТ, вузы не только используют готовый софт, но также сами его разрабатывают. “Считаю, что технические вузы не должны являться лишь потребителями ПО, они должны его создавать, — выразил свое мнение Александр Митрошин. — Кое-что мы покупаем, а что-то пишем сами”.

Многие вузы используют в учебной деятельности бесплатные программы и ПО с открытым исходным кодом. “Наш вуз применяет OpenOffice для обучения офисным пакетам, MS Visual Studio Express и Eclipse для обучения программированию и GIMP для графики”, — сообщил Юрий Страшнов. А Владимир Моровиков считает, что вузам пригодятся дистрибутивы Linux, такие как Debian, Red Hat, CentOS, SuSE.

Кроме того, нужны системы для учета успеваемости, ресурсов, абитуриентов, студентов, а также системы, аналогичные BPM (Business Process Management), для реализации перехода абитуриента к статусу студента, с курса на курс, с программы на программу. Необходимость в таких инструментах возрастает в связи с грядущим переходом вузов на новые образовательные стандарты, которые предоставляют учащимся больше свободы в формировании учебной программы и предусматривают расширение использования дистанционного обучения (ДО). Следовательно, вузам потребуются не только сами системы ДО, но и решения для проведения удаленного тестирования, контроля знаний, основанные на методиках моделирования деятельности и сетевых процессов.

Для хозяйственной деятельности нужны системы бухгалтерского и кадрового учета, производственно-финансового управления, управления материально-техническими ресурсами, т. е. продукты, необходимые для любой крупной организации.

В научной работе применяются специализированные решения. Например, в РГУ используются математические, химические и статистические пакеты, предназначенные для обработки экспериментальных данных и результатов математического моделирования, в МГТУ им. Н. Э. Баумана — системы САПР/PLM.

Михаил Петров считает, что в учебной деятельности сверхнеобходимой является аудиовизуальная среда: “Невозможно без соответствующих средств визуализации объяснить учащимся пространственно-временные связи, быстро и емко преподнести эти проекции. Как показать студентам в большой аудитории медицинский или химический опыт, проводимый с помощью микроскопа? Или как “на пальцах” объяснить физические законы? Аудиовизуальная среда позволяет вести обучение в новых условиях: можно установить камеры на микроскоп и показывать опыт на большом экране, использовать интерактивные средства обучения”.

По его мнению, применение таких наглядных средств пригодится вузу и в хозяйственной, и в научной деятельности. Ведь с их помощью совет директоров сможет проводить рабочие заседания с представлением отчетов, докладов, презентаций. Что касается научной работы, которая по определению является коллективной, то аудиовизуальные технологии помогут везде, где требуется взаимодействие более чем двух человек.

При использовании ИТ важны не только сами продукты, но и то, как они внедряются. По мнению Игоря Баландина, сегодня вузы заинтересованы в целостном подходе к информатизации. “Лоскутная” информатизация, при которой в отрыве друг от друга автоматизируются отдельные внутривузовские процессы, уже доказала свою неэффективность. Особенность же целостного подхода состоит в том, что он позволяет учитывать и связывать в единую электронную систему все основные виды деятельности современного учебного заведения: и в организации учебного процесса, и в научной работе, и в области управления хозяйством”.

Важным стимулом освоения ИТ является повышение конкурентоспособности вуза. Ведь сейчас положение высшей школы затрудняет сложная демографическая ситуация. Так, по прогнозам, в 2013-м студентов будет более чем на 40% меньше, чем в 2009-м. В результате конкурсы падают, а между вузами растет конкуренция. По словам Михаила Петрова, сейчас у студентов и абитуриентов появилось много возможностей выбирать между вузами не только в пределах места проживания или интересующей специальности, но и с точки зрения предлагаемой учебной программы. Учебное заведение, которое предложит студентам более качественное образование, будет охотнее востребовано студентами. Вуз, имеющий более инновационную технологическую базу, новейшие программы обучения, имеет больше возможностей привлечь коммерческих партнеров и, соответственно, больше студентов, ведь финансирование их обучения зачастую берет на себя предприятие.

Таким образом, вузам не обойтись без ИТ. Но и сами ИТ не стоят на месте. В последнее время появился целый ряд революционных инноваций.

На подходе — новинки

Сегодня внимание мира ИТ приковано к передовым технологиям — социальным сетям, мобильным и облачным вычислениям, виртуализации. Вузы не должны оставаться в стороне от этой тенденции. Ведь эти новинки не только упрощают их деятельность, но и придают новое качество учебному процессу. “Университетам гуманитарной направленности пригодятся технологии на базе Web 2.0, которые позволяют пользователям самим создавать контент, а техническим вузам будут очень полезны сервисы, предоставляющие интернет-доступ к современному лабораторному оборудованию. Такие средства позволят проводить обучение удаленно, формировать проектные сообщества, включая в них коллег из других учебных заведений, научных учреждений и промышленных предприятий”, — считает Николай Лучинин.

Вузы уже осваивают новые ИТ. “Все эти технологии должны быть использованы в учебном заведении”, — уверен Владимир Моровиков. А Юрий Страшнов считает, что передовые технологии, если их грамотно использовать, а не внедрять “для галочки”, всегда оказываются полезны. Сейчас, судя по отзывам представителей вузов, наибольшей популярностью пользуются мобильные технологии и средства виртуализации. Так, МГТУ создает WiFi-сети отдельно для преподавателей и студентов, а Рязанский государственный радиотехнический университет (РГРУ) осваивает виртуализацию. “Пытаемся действовать в этом направлении. Делаем то, что можем и что позволяют средства”, — объяснил Александр Митрошин.

Облака еще не нашли широкого применения в вузах. Но Рязанский государственный университет (РГУ) уже использует сервисы облачного хранения данных. К социальным сетям вузы относятся по-разному. Некоторые не видят в них необходимости. “Социальные сети не актуальны для целей обучения, текущую информацию для студентов мы размещаем на личных страницах наших сайтов”, — сообщил Владимир Маничев. Другие их уже осваивают. “Наш вуз активно пользуется социальными сетями и публичными интернет-сервисами, — рассказал Юрий Страшнов. — Есть страницы на Facebook и “ВКонтакте”, канал на YouTube, Twitter и сообщество в “ЖЖ”. Вузовский портал снабжен кнопками и средствами связи с социальными сетями, а наши сотрудники с их помощью регулярно консультируют студентов и абитуриентов, проводят видеоконференции”.

Почувствовав интерес вузов к передовым технологиям, ИТ-компании собираются предлагать их учебным заведениям. Так, одна из компаний группы “АйТи” будет предоставлять вузам облачные услуги по доступу к приложениям.

Microsoft также считает, что отрасли образования пригодятся облачные вычисления. “Представьте себе, что вы — ректор и каждый год к вам обращаются факультеты с просьбами расширить парк техники. Выбор оптимального решения в такой ситуации не прост. Но если в университете реализована облачная инфраструктура и факультет получает необходимые ресурсы по запросу, то сразу видно, какие ресурсы и кем востребованы, так как автоматически ведется полная отчетность”, — пояснил Сергей Белов. Однако, по его мнению, в системе образования облачные технологии находятся только в начале пути. Их развитие потребует новых навыков и значительных усилий, но полученные возможности все окупят.

С ним согласен Сергей Сухоруков, который отметил, что передовые технологии уже находят применение в отдельных областях деятельности в вузах, но их конкретные реализации еще далеки от совершенства, в первую очередь с пользовательской точки зрения.

Проблемы и ….

Хотя за последние годы уровень информатизации российских вузов существенно вырос, еще остается большой простор для развития. К сожалению, этот процесс затрудняется рядом препятствий. Представители вузов считают основной проблемой недостаток финансов. “Внедрение ИТ сдерживают ограниченные финансовые возможности, — сообщил Борис Суховилов. — Для решения этой проблемы мы ищем льготные программы, например академические лицензии т. д.”.

А Юрий Страшнов отметил, что часто в вузах финансирование ИТ-проектов происходит на нерегулярной основе: “Это приводит к тому, что ИТ-подразделения не могут выработать четкого плана действий на перспективу и вынуждены заниматься латанием дыр вместо перехода на качественно новый уровень работы”.

Из-за недофинансирования вузам не всегда удается идти в ногу с современными технологиями. “В университетах работают талантливые люди, которые много умеют и многого хотят. Но часто у них нет возможности поехать на стажировку, опробовать новую аппаратуру и ПО. А это прямой путь оказаться в хвосте”, — посетовал Александр Митрошин.

ИТ-компании прекрасно понимают эту проблему. “Для вузов характерна общая специфика государственных учреждений: разрыв в финансировании, годичный бюджетный процесс, реализация любого проекта через конкурс или аукцион. К тому же сам учебный процесс имеет семестровую дискретность. Все это затягивает внедрение”, — констатирует Николай Лучинин.

В поисках выхода вузы привлекали студентов для реализации ИТ-проектов. Хотя это было быстро и дешево, но порождает новую проблему. По словам Николая Лучинина, последствия такого подхода являются минами замедленного действия: система как-то работает, но перенести ее на новый сервер или доработать невозможно, поскольку автора уже нет. Он видит выход в ориентации вузов на профессиональные услуги ИТ-компаний и считает, что такая тенденция уже наметилась.

Кроме того, представители компаний считают главным препятствием на пути использования ИТ в вузах отсутствие внятной стратегии внедрения. “Важная часть решения ИТ-проблем вуза — в наличии четкой концепции у руководства университета, понимание того, как информационные технологии могут быть успешно реализованы в учебной процессе, что нового они могут привнести в научную жизнь учебного заведения”, — отмечает Сергей Белов. По его мнению, ИТ-отдел вуза должен помогать руководству в выборе ИТ-стратегии. Однако сделать это непросто. “Внедрению ИТ в первую очередь мешает общая закостенелость старшего поколения: многие даже самые элементарные инновации приходится проводить в принудительном порядке, при поддержке высшего руководства, — делится Юрий Страшнов. — Но радует то, что год от года эта ситуация ощутимо меняется в лучшую сторону”.

Проблему поколений отметили и другие респонденты. По словам Михаила Петрова, по-прежнему существует проблема консервативности преподавателей. Людям старшего возраста трудно начать использовать информационные технологии и перестроить годами наработанные курсы. И хотя молодые преподаватели готовы работать с ИТ, они еще мало влияют на политику вузов.

Он также считает проблемой отсутствие в вузах глобальной информационной грамотности: “Глубокими знаниями ИТ обладает далеко не каждый преподаватель. Они понимают, что с помощью компьютера можно напечатать текст, зайти в Интернет и найти нужную информацию. Но этот уровень неравномерный. Его не хватает ни для внедрения современных технологий в образование, ни для глобальной информатизации страны в целом”.

Важную роль в информатизации вузов играет сотрудничество с профильными предприятиями. “По-другому и быть не может у технических вузов. Взаимодействие это осуществляется в самых разных формах: есть филиалы кафедр на предприятиях, создаются учебные центры”, — сказал Александр Митрошин. Но и здесь не обходится без проблем. По его словам, предприятия хотят, чтобы изучались нужные им программные продукты и технологии, но не очень хотят за них платить, а у вузов таких средств просто нет. В результате возникает противоречие интересов вуза и предприятия, и выхода из этого тупика пока не видно.

…способы их решения

Зная специфику вузов, компании стараются выстраивать с ними особые отношения. Ведь бизнес заинтересован в воспроизводстве кадров. Ведущие зарубежные поставщики реализуют специальные академические программы. “Наш приоритет в работе с вузами — построение долгосрочных взаимовыгодных отношений с целью развития профессиональных навыков студентов. Вузам это позволяет готовить специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Причем когда мы говорим о последующем найме профессионально подготовленных специалистов, мы имеем в виду не только IBM, но и наших бизнес-партнеров и ИТ-сектор в целом”, — сообщил Сергей Белов.

Вузы в целом положительно оценивают политику вендоров, хотя и с оговорками. “Мы участвуем в академических программах IBM и Microsoft. Но Microsoft за участие в программе просит деньги, а IBM — нет. Какую бы вы предпочли, помня о наших финансовых возможностях? Мы понимаем, что разработка ПО — очень сложное, дорогое и рискованное занятие и расходы надо окупать. Но компании, которые еще не поняли, что популярность их продуктов во многом определяется тем, что расскажут о них в вузах, рискуют потерять позиции на рынке. Поэтому мы считаем, что для учебных целей свободное ПО эффективнее коммерческого”, — поделился своим мнением Александр Митрошин.

Но Microsoft старается решить эту проблему. “Говоря о стоимости информационных технологий, следует отметить, что для высших учебных заведений корпорация установила специальные академические цены, которые в несколько раз ниже тех, что платят за аналогичное ПО бизнес-компании”, — пояснил Игорь Баландин.

Другие поставщики тоже продвигают специальную ценовую политику для образования, хотя, конечно, не из чистой благотворительности. Ведь они кровно заинтересованы в продвижении своих продуктов и понимают, что если молодые специалисты их освоят, то постараются использовать и в профессиональной деятельности. Так, Владимир Маничев особенно отметил Siemens PLM Software: “Мы получили бесплатно 400 учебных лицензий на SolidEdge ST3 и ждем 80 учебных лицензий на NX 7.5. Но это понятно, поскольку выпускники технических специальностей нашего университета работают на предприятиях, которые используют решения этой компании”.

Помимо специальных образовательных программ распространенным методом работы компаний с вузами является создание общих кафедр. Так, по этому пути уже давно идет компания “АйТи”. “Мы организовали совместные кафедры для подготовки кадров для себя и занимаемся предпроектными испытаниями новых ИТ-решений, чтобы узнать мнение ученых”, — сообщил Сергей Сухоруков.

Вузы также заинтересованы во взаимодействии с ИТ-компаниями. “Мы сотрудничаем с IBM, Kraftway, D-Link, Unis Labs, но можно с уверенностью сказать, что наиболее комплексный и эффективный подход предлагают IBM и Unis Labs, которые организовали курсы для студентов в рамках учебной программы с последующей практикой и возможностью трудоустройства, — рассказал Юрий Страшнов. — Нашим сотрудникам они помогали в прохождении сертификации по Red Hat Enterprise Linux, а также предоставили скидку на аппаратное обеспечение. Результатом их деятельности стало весьма существенное расширение кругозора и повышение уровня квалификации преподавателей и сотрудников ИТ-подразделений вуза, что привело к массовому внедрению технологий виртуализации, использованию открытого ПО и модернизации учебных программ по информатике для улучшения качества преподавания”.

Как вузам ускорить внедрение ИТ

По единодушному мнению представителей вузов и компаний, обе стороны заинтересованы в реализации информационных технологий. Чтобы ускорить этот процесс, следует решить ряд вопросов, главным из которых остается финансирование. “Чтобы обеспечивать поддержку и развитие внедренных систем, зарплаты ИТ-специалистов в вузе должны быть на соответствующем уровне”,— считает Сергей Сухоруков. С ним согласен Юрий Страшнов, по чьему мнению нельзя забывать о финансировании высокотехнологичных начинаний. Однако он уверен, что само по себе “железо” без квалифицированных преподавателей не даст нужного результата.

Так что вторым вопросом остается повышением общего уровня компьютерной грамотности преподавателей и студентов. Новые технологии в обучении только тогда работают эффективно, когда для общей массы людей нет барьера вхождения или он невысок. “Для решения этой задачи к преподаванию ИТ нужно обязательно привлекать молодежь — аспирантов, молодых ученых”, — считает Сергей Белов. Подготовку специалистов надо начинать со школы. Для этого Владимир Моровиков советует убрать предмет “Информатика” и ввести “Программирование”, который должны преподавать специалисты, сертифицированные компьютерными фирмами.

Кроме того, нужна целенаправленная политика государства. “Изменение законодательства о госзакупках позволит более гибко планировать и внедрять ИТ в вузах”, — уверен Сергей Сухоруков. А Владимир Маничев считает необходимым разработку общероссийской стратегии развития ИТ (особенно в области САПР /PLM) в вузах совместно с ведущими предприятиями России с последующим адекватным финансированием такой программы.

В целом практически все вузы сталкиваются с одними и теми же проблемами. “Так почему бы не объединить их усилия? — задал риторический вопрос Николай Лучинин и сам на него ответил. — Современные информационные технологии позволяют это делать. Одним из примеров такой синергии является программа “Университетский кластер”, которая направлена на повышение уровня использования технологий параллельных и распределенных вычислений и предоставляет свободный доступ к базовым и прикладным сервисам для некоммерческого использования”.

Но главное, чтобы в результате информатизации вуз получал новые возможности для дальнейшего развития. Для одного вуза это организация дистанционного обучения на базе технологии веб-конференций, которая позволяет расширять комплекс предоставляемых учебных услуг и привлекать к обучению дополнительные аудитории — работающих, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями. Для другого учебного заведения важной задачей является непосредственное расширение учебной программы в части обучения навыкам использования ИТ, сертифицированное владение которыми предоставляет будущим выпускникам дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. А для третьего участие в программах информатизации дает возможность заявить о себе, подняться в рейтингах вузов, повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.