Организация Corporate Executive Board считает, что на протяжении ближайших 12 месяцев ИТ-подразделениям придется решать следующие три основные проблемы:

  • усиление контроля за бизнес-партнерами;
  • совершенствование управления информацией;
  • реализация сквозных бизнес-сервисов.

Инициаторами обращения к этим трем пунктам выступят CIO, стремящиеся сделать свои ИТ-подразделения как можно более гибкими, направляя при этом ресурсы на обеспечение роста и не отказываясь от давшихся с таким трудом завоеваний в области интеграции данных и контроля расходов.

Контроль над ИТ: установление подлинно партнерских отношений с бизнесом

Благодаря тому, что ИТ-сервисы становятся все доступнее, а услуги типа “ПО как сервис” (software as a service, SaaS) все более зрелыми, бизнес-лидеры получают возможность самостоятельно принимать решения по техническим вопросам. Конечные пользователи требуют предоставить им небывало широкий выбор. С разрешения ИТ-подразделения или без него они приносят на работу новые устройства и ожидают тщательного их обслуживания.

CIO необходимо приспособиться к происходящим изменениям, помогая тем, кто не является техническими специалистами, принимать правильные решения в области технологий. С этой целью мы рекомендуем CIO предпринять следующие шаги.

1. Добейтесь единого понимания важнейших функций бизнеса. Выработайте четкую позицию в отношении разнообразных требований различных бизнес-руководителей на основе общего языка, оперирующего функциями бизнеса. ИТ-подразделения должны стремиться оснастить бизнес-партнеров всем необходимым для определения требуемых функций и настаивать, чтобы специалисты по архитектуре, выделению ресурсов и безопасности учитывали эти функции в процессе планирования и расстановки приоритетов.

2. Возьмите на себя роль наставника при выборе решения SaaS. Руководители ИТ-подразделений и ответственные за группы приложений должны согласовывать свои действия в отношении производителей и бизнес-партнеров. Например, некоторые ответственные за группы приложений выполняют функции ассистента, наставника и интегратора. Это позволяет им проявлять гибкость в работе с теми коллегами из бизнес-подразделений, которые наиболее настойчиво требуют удовлетворения технических потребностей своих подразделений.

3. Поэкспериментируйте с различными способами безопасного использования растущего числа различных устройств на предприятии. Те, кто занимается инфраструктурой, должны разрешить сотрудникам приносить на работу собственные устройства. Им потребуется привести средства управления и обеспечения безопасности в соответствие с этим разнообразием. Там, где удастся успешно справиться с этим проблемами, можно допустить существование групп или микроколоний конечных пользователей, для которых следует создать различные структуры управления доступом и обеспечения безопасности в зависимости от используемых ими устройств. Соглашаясь с растущим разнообразием устройств, CIO захотят использовать гибкие, не зависящие от типа устройства и платформы решения для управления доступом вроде виртуальных рабочих столов, а также системы второго поколения для фильтрации контента типа инструментов предотвращения потери данных (data loss prevention, DLP).

Ключ к получению конкурентного преимущества с помощью ИТ

Центральным пунктом многих предъявляемых к ИТ требований будет управление информацией. В условиях макроэкономической неопределенности бизнес-лидерам необходима более совершенная аналитика, позволяющая выделять микросегменты в клиентской базе. Мы наблюдаем растущий спрос на бизнес-аналитику в рамках новых проектов, особенно тех инициатив, в центре которых находится информация, т. е. связанных с бизнес-интеллектом и коллективной работой. По мере сужения возможностей для дальнейшей автоматизации процессов и роста ожиданий пользователей управление информацией начинает играть ключевую роль при получении конкурентного преимущества, которое могут обеспечить ИТ.

К сожалению, возможности ИТ в области управления информацией оцениваются невысоко. Мы полагаем, что в 2011 г. руководители ИТ-подразделений продолжат осуществлять инициативы, связанные с управлением информацией, и будут стремиться обучить или нанять сотрудников, имеющих опыт сложной аналитики и управления неструктурированной информацией.

Пользователи нуждаются в развитой аналитике и простом доступе к самым различным данным — структурированным и неструктурированным, внутренним и внешним. Однако ИТ все еще бьются над решением элементарных вопросов архитектуры и управления. Мы ожидаем, что корпоративные архитекторы будут использовать новые методы предоставления доступа к информации. Такие подходы могут включать современные способы поиска, выборку данных и карты активности для выяснения, какие из связанных с получением информации задач вызывают наибольшие трудности и почему.

Чтобы помочь ИТ-специалистам понять проблемы и приоритеты в области управления информацией, мы ожидаем, что организации будут создавать профили работников индустрии знаний, иллюстрирующие такие потребности. Это позволит более точно определить необходимость в социальных медиа, понять, как расставлены приоритеты при использовании информации (а не просто доступе к ней), и гибко интегрировать информацию.

Сквозные сервисы: от инфраструктуры к инициативе CIO

Создание инфраструктуры традиционно являлось для CIO отправной точкой при разработке ИТ-среды для обслуживания бизнеса. Мы полагаем, что в течение ближайшего года разработка сквозных бизнес-сервисов перестанет быть проблемой инфраструктуры и превратится в стратегическую задачу CIO.

Многие организации стремятся создать набор сквозных бизнес-сервисов, для которых ИТ станут одним из компонентов. Такие сервисы понятны бизнес-партнерам и потому облегчают принятие решений, где и как следует улучшить обслуживание для достижения целей бизнеса. Активное участие CIO необходимо для привязки сервисов к архитектуре, финансам и безопасности, а также для преодоления замкнутости подразделений и сопротивления скептически настроенных специалистов.

Такая эволюция модели сквозных бизнес-сервисов окажет существенное влияние на структуру самих ИТ-подразделений. Их руководителям необходимо будет пересмотреть свои ресурсы и функции подчиненных, внести изменения в требования к квалификации сотрудников и распределение обязанностей между ними, разъяснить бизнес-партнерам преимущества сквозных сервисов. В результате ИТ-подразделение будет выглядеть по-новому, и руководитель сможет превратить его в центр предоставления многофункциональных совместно используемых сервисов.

В будущем потребуется такая среда, в которой ИТ-руководители, топ-менеджеры и специалисты в области бизнеса будут сотрудничать с целью упрощения процессов и повышения производительности. Компании, не сумевшие этого понять, могут оказаться в роли догоняющих по мере того, как их более прогрессивные конкуренты будут все шире применять основанный на сотрудничестве подход, чтобы вести свои компании вперед.