У CIO и других ИТ-работников есть причины для оптимизма в нынешнем году: таковы данные недавнего исследования, которое консалтинговая фирма Janco Assocaites, специализирующаяся в области информационных систем управления, провела совместно со своим подразделением eJobDescription.com. Исследование IT Salary Survey ’2011, охватившее свыше 980 организаций в США и Канаде, показало, что на рынке труда начинают проявляться положительные тенденции, главный вывод из чего таков: плохие времена для ИТ-специалистов закончились.

Об этом в первую очередь свидетельствует тот факт, что размеры выплат ИТ-работникам начиная с 2009 г. находятся в состоянии роста, а заработная плата возвращается к докризисному уровню. Так, ожидается, что в 2011-м средний объем всех выплат всем категориям ИТ-профессионалов по сравнению с 2010-м увеличится, хотя и на скромную величину в 0,35%: с 77 604 до 77 873 долл. При этом средние выплаты CIO возрастут наиболее существенным образом — на 1,73%, достигнув в 2011 г. 184 681 долл. по сравнению со 181 240 долл. в 2008-м.

Следует отметить также, что будет наблюдаться разница в изменении уровня зарплаты ИТ-работникам в крупном и среднем бизнесе. В частности, предполагается, что в 2011 г. средний объем всех выплат (включая премии) для всех ИТ-руководителей на крупных предприятиях составит 140 960 долл. (то есть увеличится на 0,49% по сравнению с 2010-м, когда было 140 267 долл.), а на средних предприятиях этот показатель составит 123 378 долл. (увеличение на 0,06% по сравнению со 123 301 долл. в 2010-м).

А вот зарплата менеджеров среднего звена, по прогнозам аналитиков из Janco Assocaites и eJobDescription.com, по-прежнему останется на низком уровне. В 2011 г. средний объем всех выплат для всех менеджеров среднего звена на крупных предприятиях составит 79 646 долл. (увеличение на 0,42% по сравнению с 79 315 долл. в 2010-м), а на средних предприятиях этот показатель даже уменьшится на 0,19% и составит 72 438 долл. (в 2010-м — 72 577 долл.).

Другой обнадеживающий признак, о котором идёт речь в исследовании IT Salary Survey ’2011, заключается в том, что количество сотрудников, занятых неполное рабочее время или работающих по контракту и нанятых для участия в критически важных проектах, постепенно увеличивается. Из этого делается вывод, что набор сотрудников в сфере ИТ и их зарплаты будут и дальше расти.

Однако несмотря на это утверждается, что организации будут, как и в кризисные годы, проявлять осторожность при формировании ИТ-бюджетов. “Всё ещё существует ряд компаний, которые считают, что выздоровление экономики будет недостаточным, чтобы компенсировать увеличивающиеся затраты на ИТ, — говорится в исследовании. — Снижение затрат по-прежнему остается главной задачей сегодняшнего времени”.

Еще одной важной тенденцией аналитики считают тот факт, что теперь ИТ-профессионалы начинают получать бонусы за свой вклад в развитие бизнеса компании, а не за повышение производительности собственного труда. Такое изменение, по их мнению, служит мощным средством мотивации сотрудников, превосходящим все остальные стимулы.

Среди других интересных выводов исследования стоит упомянуть, что в настоящее время средний бизнес приступает к активному найму сотрудников, благодаря чему зарплаты в данном сегменте растут наиболее высокими темпами. Для сравнения: предполагается, что в 2011 г. средний объем выплат для всех ИТ-специалистов на предприятиях среднего размера возрастет на 0,43%, а на крупных предприятиях — всего на 0,27%. При этом гибкий рабочий график получает всё большее распространение по мере восстановления экономики и рассматривается работодателями как один из недорогих способов достижения наилучших результатов. А вот интерес к аутсорсингу постепенно угасает, компании намерены вернуть обратно контроль за ИТ-операциями и тем самым снизить свои операционные расходы.

Ситуация на российском рынке ИТ-специалистов

Как обычно, нам было любопытно узнать, как выводы, полученные в рамках исследования Janco Assocaites и eJobDescription.com соотносятся с нашей российской действительностью. Для этого PC Week/RE обратился за комментариями к руководителям ряда компаний, действующих в нашей стране.

Вывод 1. Плохие времена для CIO и других ИТ-работников закончились

Как отмечает директор по развитию бизнеса офиса компании “Микротест” в Екатеринбурге Евгения Леденева, плохих времен в России не было, так же как не было эффективности в работе ИТ-руководителей: “Был период самоформирования и самоопределения CIO, который, по моим оценкам, сейчас входит в завершающую стадию. И этот период, когда CIO позиционировали себя (что смогли сделать не все), осложнялся некоторой стагнацией в экономическом росте страны”.

Аналогичное мнение разделяет начальник управления автоматизации Объединенного резервного банка (ЗАО ОРБАНК) Олег Белов, который считает, что для хороших специалистов и плохие времена хороши. По его словам, кризис обнажил много слабых мест ИТ-сектора: “Неэффективность, чрезмерные затраты, несовременные решения — всё это поднялось наружу и требует кардинального изменения подхода к автоматизации. Экономика, вскормленная нефтедолларами, со временем неизбежно становится неэффективной. Богатые ИТ-бюджеты предполагали большого участия в проектах интеграционных фирм, развивались технически необоснованные сложные решения типа “ИТ-гламур”. Резкое сокращение финансирования всё расставило по своим местам — выжили профессиональные, высококачественные системы, сократился объём задач за счет новых приоритетов развития бизнеса”.

Об этом же говорит и ИТ-директор компании DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Геннадий Столяров: “Не секрет, что в 2008—2009 гг. существенное количество новых и действующих ИТ-проектов было приостановлено или даже отменено в связи с необходимостью оптимизировать расходы бизнеса. Сегодня инвестиции в такую важную составляющую бизнес-процессов компаний, как информационные технологии, вновь выносятся в ранг приоритетов, а следовательно, требуют привлечения квалифицированных специалистов для разработки и внедрения новых систем. Поэтому, думаю, будет справедливо говорить о восстановлении спроса на ИТ-специалистов”.

Вывод 2. В целом размеры выплат ИТ-работникам находятся в состоянии роста

Олег Белов полагает, что хотя динамика изменения зарплат специалистам ИТ-сектора в 2010 г. в России была положительной, по его опыту работы в банковском секторе рост был скорее вынужденным. “Этот рост по большей части представлял собой не бонусы за результат или вложение в перспективу, а являлся реакцией на инфляционные процессы и размораживание рынка труда в ИТ-сфере. Существенного изменения в дифференциации зарплаты специалистов различных уровней не наблюдается, докризисные пропорции остаются неизменными”, — подчеркнул он.

Более жесткой точки зрения придерживается Евгения Леденева, которая говорит, что у CIO не должно быть зарплаты в привычном “доперестроечном” понимании: “Руководитель ИТ-подразделения должен приносить прибыль предприятию (пусть за счет экономии или повышения эффективности бизнес-процессов) и за это получать бонусы. Но другие ИТ-работники — это люди, мотивируемые ИТ-руководителем, поэтому их зарплата и бонусы должны быть на 100% заслугой его деятельности. При любой экономической ситуации грамотный CIO может обосновать необходимость своей службы и собственной роли и выстроить высококачественную систему мотивации”.

Вывод 3. Количество сотрудников, занятых неполное рабочее время или работающих по контракту, постепенно увеличивается, что говорит о росте набора персонала и повышении зарплат в сфере ИТ

По мнению Олега Белова, увеличение количества сотрудников, занятых неполное рабочее время, само по себе не предвещает роста постоянного штата сотрудников в ИТ-сфере. “Скорее всего здесь работает общий закон вывода за штат части персонала и его привлечения на контрактной основе в период финансовой нестабильности. Набор сотрудников и повышение их зарплат неизбежно увеличивает ИТ-издержки в общем бюджете фирмы. И вот тут-то мы снова упираемся в экономические показатели страны в целом: рост ВВП за 2010 г. составил 3,1%. Это цифра положительная, но она не предполагает пиковых изменений бюджетов тех или иных секторов экономики”, — пояснил он.

Точно так же считает и Евгения Леденева, которая убеждена, что увеличение количества работников в проектах, ранее выполнявшихся меньшими силами и с меньшими бюджетами, позволяет лишь судить о том, что люди в период кризиса стали работать эффективнее: “Увеличение штата работников ИТ-служб — это не показатель. Мое мнение, что данные службы надо делать более качественными с точки зрения менеджмента (в том числе и самоменеджмента сотрудников) и применяемых технологий и за счет этого сокращать их численность”.

В отличие от них директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Елена Петрова полагает, что отмеченная тенденция скорее всего действительно возможна в силу общего подъема потребительского спроса и активации различных проектов в области ИТ, необходимых для развития и поддержки бизнеса, хотя для её компании практика привлечения сотрудников на неполное рабочее время не является стандартной и применяется по большей части к работе операционного отдела в случае острой необходимости, например в пиковый сезон.

Вывод 4. Сегодня средний бизнес начинает активный наём сотрудников, благодаря чему зарплаты в данном сегменте растут наиболее высокими темпами

По словам Елены Петровой, данное утверждение до определенной степени справедливо, но вместе с тем такая тенденция скорее всего будет в равной степени наблюдаться как в среднем, так и в крупном бизнесе: “Рост потребностей клиентов, который в конечном итоге и определяет необходимость привлечения дополнительных ресурсов, сегодня наблюдается во всех индустриях и характерен для компаний любого размера”.

Ту же мысль поддерживает и Геннадий Столяров: “Сегодня требования клиентов к оперативности информации очень высоки для всех игроков — как крупных, так и более мелких. Внедрение новых информационных систем — это компетенция ИТ-департамента, а любой новый проект или решение требуют новых ресурсов — времени, средств, профессиональных сотрудников”.

А вот Олег Белов не согласен с данным выводом. “Может быть, он и справедлив для зарубежных фирм, обследованных Janco Assocaites. В нашей стране ситуация иная, хотя темпы роста зарплаты в банковском секторе и выросли в среднем на 8%, как показывает анализ крупного рекрутингового портала”, — сказал он.

Вывод 5. Гибкий рабочий график получает всё более широкое распространение и рассматривается как один из недорогих способов достижения наилучших результатов

Геннадий Столяров уверен, что для бизнеса, где удаленная работа сотрудников возможна без ущерба для операционных процессов, такой подход конечно же возможен. Однако в компании DHL гибкий график работы на данный момент не практикуется, поскольку зачастую он в принципе невозможен для большинства категорий персонала.

Говорит Олег Белов: “ИТ-специалистов испокон времен рассматривают как особых людей. При упоминании о программистах можно слышать разные эпитеты — от творцов и художников до неуправляемых и “вещи в себе”. И если раньше программист мог позиционировать себя как всемогущий и незаменимый, то современные технологии чаще всего ставят его в один технологический процесс вместе со специалистами других направлений. Главный девиз этого процесса -- меньше эксклюзива, больше ремесла. Но с другой стороны объем задач и их номенклатура растут непрерывно, что приводит к неравномерной рабочей нагрузке. Учитывая эти тенденции, гибкий график ИТ-специалистов теперь рассматривается скорее как норма, чем исключение”.

Вывод 6. Сегодня ИТ-профессионалы начинают получать бонусы за свой вклад в развитие бизнеса, а не за повышение производительности собственного труда

Геннадий Столяров считает данное утверждение абсолютно справедливым для компании DHL Express с момента её основания и до сегодняшнего дня. “Все инновационные решения, в том числе и в области ИТ, в нашей организации внедрялись для того, чтобы удовлетворять и даже превосходить потребности клиентов. Поэтому оценка работы любого сотрудника тесно привязана к достижению целей бизнеса, и эта связь четко прослеживается в индивидуальных задачах специалистов, их ключевых показателях эффективности (KPI), профессиональных компетенциях и в конечном итоге в бонусной составляющей их компенсационного пакета”, — сказал он.

А вот Олег Белов, напротив, полагает, что бонусы за общий финансовый результат весьма призрачны и аморфны и поэтому для ИТ лучшим стимулом являются премии по реализованным и прошедшим экономическую аттестацию проектам. “Иcходя из собственной практики я рассматриваю ИТ-службу все же в качестве обслуживающего подразделения, — подчеркнул он. — И хотя создание ИТ-платформы во многом определяет развитие бизнеса, это наша работа, за которую мы получаем заработную плату. Грамотно привязать реализованный проект к бизнесу банка, обосновать повышение эффективности или снижение рисков — это и есть задача для ИТ-руководителя. Именно такой подход стимулирует развитие”.

Зато Евгения Леденева убеждена, что один подход без другого практически не работает. По её мнению, непроизводительный и неэффективный работник не в состоянии внести вклад в бизнес компании.

Вывод 7. Компании будут по-прежнему проявлять осторожность при формировании ИТ-бюджетов

В целом разделяя этот вывод, Олег Белов отмечает, что на фоне общего снижения доли ИТ в бюджетах компаний происходит перераспределение финансов на другие направления. Так, с его точки зрения, наиболее востребованными являются бюджетирование и финансовая отчетность, оценка финансовой эффективности, учет управления затратами.

Геннадий Столяров также считает, что любой бюджет подразумевает взвешенность и осторожность. Задача ИТ-службы — способствовать развитию бизнеса и в полной мере удовлетворять его потребности. Соответственно затраты на ИТ продиктованы интересами бизнеса и поэтому, как и любые другие инвестиции, должны в конечном итоге приносить прибыль.

При этом Евгения Леденева подчеркивает, что формирование ИТ-бюджета полностью зависит от компетенций и профессиональных возможностей CIO: “Сможет ли он доказать эффективность вложений в новые технологии для собственников бизнеса? Защитит ли бюджет на внедрение? Будет ли “пиарить” ход самого проекта и его результатов и тем самым формировать и общественное мнение, и мнение собственников? От ответов на все эти вопросы и от многих других показателей зависит, будет ли выделен ИТ-бюджет. Ведь по большому счету собственник любого предприятия хочет одного — денег! И если CIO сумеет показать в эффектах от своих проектов реальные живые деньги, у него всегда будут бюджеты на интересные сложные и выгодные для бизнеса задачи!”.

Итак, мы видим, что наши российские руководители весьма расходятся во мнениях, которые к тому же во многом не совпадают с результатами опроса их американских коллег. Причиной тому, по всей вероятности, может служить общая неразвитость отечественного рынка труда в сфере ИТ в целом и происходящих на нём процессов. Однако только время покажет, кто был прав и чьи прогнозы оправдались.