Увеличение среднего возраста населения страны, а также постоянная нехватка медицинского персонала все с большей остротой ставят проблему качества медицинских услуг и эффективной организации труда медработников. Как и в других отраслях, значительную роль здесь могут сыграть информационные технологии, в частности унифицированные коммуникации (UC), которые стали предметом беседы 1-го заместителя главного редактора PC Week/RE Игоря Лапинского c ведущим менеджером по развитию компании Siemens Enterprise Communications в России и странах СНГ Сергеем Кустовым.

PC Week: Какое место в бизнесе вашей компании сегодня занимает сфера здравоохранения?

Сергей Кустов: Название компании Siemens давно и хорошо известно в сфере здравоохранения, и поставки решений для этой сферы традиционно занимают в обороте компании существенную долю. Siemens на протяжении многих лет производит томографы, рентгеновские аппараты и другую сложную дорогостоящую медтехнику. Наше подразделение компании занимается главным образом коммуникационными решениями. Часть из них, включая традиционную и IP-телефонию, универсальны и внедряются на предприятиях разного профиля, в том числе и в здравоохранении. Но у нас есть и специализированное решение для этого сектора, которое мы начали продвигать в России. Так что это направление у нас сейчас активно развивается.

PC Week: Как вы оцениваете оснащенность российских медучреждений современными средствами коммуникации?

С. К.: Мне есть с чем сравнивать, поскольку я видел, как оснащаются клиники за рубежом, а у нас посетил различные учреждения, начиная от обычных городских больниц, коммерческих стационаров и заканчивая ЦКБ и ведомственными клиниками. Разрыв в оснащении с точки зрения ИТ очень велик. Если говорить, например, о коммуникационном оснащении палат для пациентов, то в большинстве случаев оно минимально. Даже обычный телефон в палате —редкость. А медучреждения, где в палаты проведен Интернет, в общей статистике вообще теряются. То есть то, что у нас можно увидеть в некоторых телесериалах медицинской тематики, имеет мало общего с реальностью, а в развитых странах это уровень вполне заурядных клиник. IP-телефония там есть практически в каждой.

PC Week: А какой эффект дает внедрение унифицированных коммуникаций в больницах и клиниках?

С. К.: Согласно исследованию McKinsey, основное, что заботит пациентов в клиниках, — это информированность о том, что с ними происходит и какой назначен курс лечения, а также быстрая обратная связь с врачом и медперсоналом. На втором месте — возможность видеться с близкими и досуг. Если изолированный в инфекционном отделении или послеоперационной палате больной сможет по видеоконференцсвязи общаться с родными, это облегчит ему пребывание в больнице. Более того, положительный эмоциональный настрой способствует выздоровлению. Или другой пример — родильное отделение. Мама лежит в одной палате, ребенок в другой, и, конечно, ее волнует, что происходит с ребенком. Камера и монитор позволят ей постоянно наблюдать за ним.

А теперь представьте медсестру, которая получает сигнал вызова из палаты: прежде, чем что-либо предпринять, она должна сначала сходить в эту палату и выяснить, в чем дело. В среднем за смену она проходит до 60 км! Прямая голосовая связь позволила бы ей сразу начать решать проблему, а также значительно сократила бы время реакции. А врачу, имеющему в своем распоряжении терминал и через него доступ ко всей информации о пациенте, во время утреннего обхода не придется посылать кого-то за не донесенными вовремя рентгеновскими снимками или результатами анализов — все можно вывести на монитор.

Таким образом, появляется возможность облегчить работу медперсоналу и улучшить настроение и удовлетворенность пациентов. Если говорить о выгодах для медучреждений, то помимо экономии рабочего времени персонала и средств, унифицированные коммуникации предоставляют пути для увеличения доходов за счет предоставления пациентам дополнительных услуг: высокоскоростного доступа в Интернет, платных телеканалов, заказа и доставки пищи и т. д. А это в свою очередь способствует привлечению новых пациентов — тот, кто имеет ДМС, как правило, внимательно изучает перечень клиник, предусмотренных программой страхования. И при прочих равных выбирает те клиники, где больше перечень услуг.

PC Week: Как я понимаю, ваши потенциальные клиенты — это прежде всего коммерческая медицина.

С. К.: На сегодняшний день это так, но мы развиваем взаимодействие и с государственными учреждениями. К внедрению подобных решений сегодня готовы, например, госучреждения с серьезной государственной дотацией или финансированием сторонними фондами. Но таких пока в России немного. С коммерческими клиниками, которые, как правило, вырастают на базе бывших ведомственных, ситуация более перспективная, поскольку у них есть собственные средства и они заинтересованы в своем развитии, увеличении доходов и привлечении пациентов.

PC Week: Унифицированные коммуникации базируются на ИТ-инфраструктуре, что, видимо, тоже ограничивает перечень учреждений, где они могут быть внедрены.

С. К.: Любая ИТ-инфраструктура создается под какие-то задачи. Если сеть строилась только для того, чтобы объединить пять компьютеров, принтер и сканер для оцифровки документов, то, понятно, для построения UC она не подойдет. Но если изначально закладывались функции внутренней IP-телефонии, передачи данных УЗИ или рентгеновских снимков в электронном виде, то этого вполне достаточно, чтобы на эту основу нарастить унифицированные коммуникации.

PC Week: Унифицированные коммуникации используются во всех отраслях. В чем вы видите специфику их применения в здравоохранении?

С. К.: Прежде всего я бы отметил необходимость интеграции средств коммуникации со специализированными программными средствами и оборудованием для медучреждений, в том числе с электронными историями болезни, системами сбора диагностической информации и т. д. Определенные требования предъявляются и к терминальным устройствам — как минимум, они должны иметь специальное исполнение, допускающее бактерицидную обработку, а пользовательские интерфейсы должны быть интуитивно понятны даже для пациентов, малознакомых с ИТ. Кроме того, здесь особенно актуальны беспроводные технологии, благодаря которым медперсонал всегда остается на связи и имеет возможность получать необходимую информацию. И, конечно, надежность и отказоустойчивость всех средств коммуникации имеют важнейшее значение.

PC Week: ИКТ-решения, с одной стороны, призваны повысить эффективность работы сотрудников медучреждений, но, с другой стороны, не слишком ли они сложны для освоения в этой среде?

С. К.: Во-первых, не все новшества в области унифицированных коммуникаций сложны для восприятия и освоения. Во-вторых, такими системами чаще интересуются клиники при каком-либо ведомстве или предприятии, где есть своя ИТ-служба. Она обеспечивает запуск системы, а в дальнейшем ее поддержку. И опять же — там, где нет необходимой ИТ-инфраструктуры, унифицированные коммуникации не внедряются, а где она есть, медперсонал так или иначе уже имеет опыт работы с ИТ-средствами и освоить новые инструменты для него уже не так сложно. Кроме того, такая система зачастую используется именно для обучения.

PC Week: Что вы можете сказать об уровне конкуренции на рынке унифицированных коммуникаций для медицины и кто является вашими основными конкурентами?

С. К.: На наш взгляд, этот рынок в России пока условно свободен, в силу чего мы и уделяем сейчас ему большое внимание, тем более что у нас есть специализированное, законченное решение для медицинских учреждений. Что касается основных конкурентов, то это ключевые игроки телекоммуникационного рынка.

PC Week: Какое решение вы имеете в виду?

С. К.: Речь идет о решении SieCare. Это довольно новый продукт, в особенности для России. Поясню, в чем суть этого решения. Дело в том, что для полноценного оснащения современной больничной палаты нужно множество различных устройств: голосовая связь, средства мониторинга состояния больного, система оповещения, компьютер с веб-камерой и т. д., и под многие из этих устройств нужна своя коммуникационная сеть. В решении SieCare, полностью разработанном Siemens Enterprise Communications, все эти средства, необходимые и пациенту, и медперсоналу, объединены в один терминал, устанавливаемый у постели пациента. Доступ к информации разграничивается: врач получает доступ по своей карточке, а пациент — например, по PIN-коду (к Интернету, TV, телефону, играм, информационному порталу клиники, видеосвязи и т. д.). Сейчас идут переговоры о двух пилотных проектах по внедрению данного решения, и я думаю, что в скором времени мы сможем рассказать о них подробнее.

PC Week: Спасибо за беседу.