На завершившемся недавно очередном международном форуме Red Hat Summit один из лидеров рынка ПО Open Source компания Red Hat сделала ряд важных анонсов. Научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев воспользовался кратким визитом в нашу страну директора Red Hat по региону EMEA Вернера Кноблиха и задал ему несколько вопросов.

PC Week: Такое впечатление, что наиболее важные анонсы, сделанные на последнем Red Hat Summit, связаны с облачными технологиями. Так ли это?

Вернер Кноблих: Да, мы сделали два крупных анонса. Первый, CloudForms, — это продукт, предназначенный для управления облачными средами, в частности, при реализации облачной инфраструктуры в виде услуги (PaaS). В большей степени он ориентирован на управление частными облаками. Второй, OpenShift, представляет собой облачную платформу, доступную в форме сервиса на сайтах Amazon и рассчитанную на разработчиков продуктов Open Source. Зайдя на этот ресурс, любой разработчик может начать собственный проект и получить в свое распоряжение все необходимые ресурсы: среду разработки, базовые библиотеки, языки (Python, Java и др.). Можно писать программы для последующего развертывания их на любых платформах, но обычно большинство реализаций осуществляется на той платформе, на которой и велась разработка, в данном случае это Red Hat Enterprise Linux (RHEL). Если у вас появилась интересная идея, вы можете приступить к ее реализации немедленно, не покупая инструментальных средств, серверов приложений, СУБД и т. д. Впоследствии разработчик может развернуть созданное решение в любом месте, будь то облако или корпоративный дата-центр.

PC Week: Ранее Red Hat уже заявляла о возможности развертывания своего программного стека в облаках. Что нового привносит CloudForms?

В. К.: Данный продукт имеет три важных преимущества. Во-первых, это его способность управлять частным облаком с учетом запросов конкретных приложений. Как правило, приложение функционирует на трех уровнях: на самом нижнем СУБД занимается обработкой данных, на среднем исполняется бизнес-логика, на верхнем осуществляется взаимодействие с пользователями, скажем, через портал. Прежде, если вы хотели увеличить масштаб приложения, вы должны были по отдельности наращивать ресурсы на каждом из трех уровней. Теперь же мы предоставляем администратору возможность наращивать указанные ресурсы в той мере, в какой они нужны именно данному приложению. Во-вторых, расширен спектр управляемых ресурсов: они могут быть виртуализованы, установлены на “голом железе” или развернуты на публичном облаке. И в-третьих, мы не привязаны к какой-то одной платформе: наши инструменты работают поверх средств виртуализации VMware, Microsoft Hyper-V и тех, что предоставляет Red Hat.

PC Week: Рассматривает ли Red Hat в качестве основной платформы серверной виртуализации решение KVM (Kernel-based Virtual Machine)?

В. К.: В KVM реализована технология гипервизора, и в этом качестве данный продукт будет нашей основной платформой виртуализации, поскольку он встроен в ядро RHEL. Впрочем, мы не отказываемся и от поддержки VMware ESX, Microsoft Hyper-V и распространяемой на началах Open Source системы Xen.

PC Week: Можете ли вы прокомментировать заявление Ларри Эллисона о том, что ядро RHEL устарело и потому в Oracle Linux (базируется на RHEL) будет использована их собственная разработка Oracle Unbreakable Enterprise Kernel?

В. К.: Я бы не хотел комментировать данное конкретное заявление, но отмечу, что Oracle Enterprise Linux известна уже года четыре, и за это время ее доля на рынке корпоративных Linux-систем достигла уровня единиц процентов. Это означает, что вопреки заявлению г-на Эллисона заказчики отдают предпочтение используемому нами ядру.

PC Week: Российское правительство обнародовало планы широкого использования свободного ПО в государственном секторе. Каким образом Red Hat могла бы участвовать в данной программе?

В. К.: Мы уже участвуем в подобных проектах в России. Несколько лет назад мы вступили в сотрудничество с Минсвязи, и за это время проделана большая работа по сертификации наших решений, подтверждающей их соответствие местному законодательству, в частности актам о защите личной информации, которые должны вступить в силу во второй половине нынешнего года. Первая такая сертификация была проведена еще в 2005 г. Большую роль в подобных работах играют наши российские партнеры.

PC Week: Есть ли у Red Hat планы усилить свое присутствие в нашей стране?

В. К.: Да, мы этим занимаемся. Уже организовано местное представительство Red Hat, и в настоящее время формируется его штат. В частности, подбирается кандидатура на должность регионального менеджера. Думаю, в скором времени мы объявим результаты этой работы. Главная задача, которая ставится перед представительством, — развитие локальной партнерской экосистемы.

PC Week: Изменится ли модель работы с партнерами?

В. К.: Мы бы хотели расширить партнерскую сеть и, используя опыт нынешних партнеров, привлечь ряд новых перспективных игроков как из числа крупных системных интеграторов, так и из числа независимых разработчиков, таких, например, как “1С”. Последние могли бы сертифицировать свои решения на нашей платформе, что будет способствовать их более широкому продвижению. Вполне вероятно включение в эту экосистему и дистрибьюторов — скажем, Softline или Merlion.

PC Week: Спасибо за беседу.