Организации, эффективно применяющие информационные технологии, заметно опережают своих конкурентов. Таков итог исследования компании Accenture “Обратите внимание на разрыв: выводы из третьего глобального исследования эффективности ИТ” (Mind the Gap: Insights from Accenture’s Third Global IT Performance research study), в ходе которого были взяты интервью у руководителей ИТ-подразделений и высших ИТ-руководителей более чем 225 крупнейших частных и публичных организаций мира. С 2008 г., когда предыдущий раз проводилось подобное исследование, разрыв между высокоэффективными и прочими организациями вырос с 31 до 42% по инновациям и с 30 до 37% по достижениям.

Почему пропасть углубляется? Во многом это следует отнести на счет кризисного состояния экономики. Если многие организации сконцентрировали усилия на сокращении бюджетов и обслуживании техники, то высокоэффективные увидели для себя возможности через расширение использования ИТ.

Исследование показало также, что высокоэффективные организации: 

  • на 42% чаще используют Интернет для взаимодействия с клиентами и на 92% — с поставщиками;
  • с более высокой — на 44% — вероятностью распознают стратегическую роль ИТ в удовлетворении потребностей клиентов; 
  • в 8 раз чаще последовательно измеряют выгоды, получаемые от реализованных стратегических ИТ-инициатив; 
  • ежегодно тратят на 29% больше на разработку и освоение новых приложений вместо того, чтобы поддерживать существующие; 
  • вдвое чаще отдают приоритет эффективности труда работников.

Резкие различия обнаружились в следующих важнейших вопросах.

  1. Придание ИТ стратегического значения. В высокоэффективных организациях руководители ИТ-подразделений в три раза чаще участвуют в достижении важнейших целей бизнеса, предоставляя для этого новые продукты и услуги, и вдвое чаще указывают на стратегическую роль ИТ в повышении производительности труда персонала.
  2. Управление ИТ. Высокоэффективные организации вдвое чаще разрабатывают обоснования для новых ИТ-иницитив и в 8 раз чаще измеряют выгоды, полученные в результате реализации этих проектов.
  3. Архитектура приложений. ИТ-руководители ценятся гораздо выше, если подчеркивают важность целевой архитектуры приложения, ориентированной на такие важнейшие цели, как регулярное обновление архитектуры приложения в соответствии с графиком, проактивное применение принципов архитектуры в инициативах, понимание важности недопущения дубликатов в портфеле приложений.
  4. Управление информацией. Высокоэффективные организации вдвое чаще разрабатывают целевые архитектуры данных, эффективные средства бизнес-интеллекта и аналитики, а также управления данными. Это позволяет персоналу лучше выполнять свою работу, предоставляя ему доступ к наиболее подробной информации в реальном времени.
  5. Управление сервисами и их использование. Продвинувшись гораздо дальше других по пути к созданию централизованной, полностью виртуальной среды, высокоэффективные организации значительно лучше подготовлены к переносу корпоративной инфраструктуры и приложений в частное или публичное облако.
  6. Предоставление решений. Высокоэффективные организации в шесть раз чаще обеспечивают наглядное представление процессов в реальном времени и в четыре раза чаще предоставляют работающие в реальном времени приборные доски и системы рассылки тревожных сообщений.
  7. Управление рабочей силой и ресурсами. Высокоэффективные организации в семь с лишним раз чаще вкладывают средства в освоение сотрудниками новых технологий; в шесть раз чаще имеют планы предотвращения утраты знаний в связи со старением рабочей силы и выходом сотрудников на пенсию; в три раза чаще разрабатывают новые пути развития карьеры, чтобы готовить к ней будущих ИТ-специалистов.
  8. Информационная и техническая безопасность. Высокоэффективные организации чаще имеют в штате директора по безопасности, они втрое чаще координируют управление безопасностью с направлениями бизнеса и вдвое чаще обладают общей стратегией защиты.
  9.  Аутсорсинг. Высокоэффективные организации используют аутсорсинг в стратегических целях для получения доступа к важнейшим знаниям в области ИТ, повышения гибкости и сокращения сроков разработки ПО, наращивания эффективности бизнес-процессов и снижения общей стоимости владения приложениями и инфраструктурой. Они рассматривают аутсорсинг как партнерство с сервис-провайдерами, что позволяет им извлекать дополнительную пользу из этих взаимоотношений.

Исследование показывает, что повышение ценности ИТ и получение конкурентного преимущества при совершенствовании экономических показателей ИТ не являются взаимоисключающими. Напротив, предполагают друг друга. Это особенно важно в такое время, когда акцент по-прежнему делается на сокращении затрат.

Перед ИТ-руководителями открывается выбор. Они могут согласиться с ролью поддерживающих статус-кво в компании или предпринять шаги к установлению партнерских отношений с бизнесом, повышая гибкость, инновационность и мастерство своих ИТ-подразделений. Исследование показывает, что выбранный подход в значительной мере определит, окажутся они в лагере победителей или проигравших.