Интерес к СПО на сегодняшний день велик и продолжает расти, но данных по реальному опыту использования открытых технологий на российском рынке практически нет. Поэтому надеемся, что проведенный анализ на примере одной из технологий open source — Zimbra — позволит составить более аргументированное и взвешенное представление о реальной ситуации на рынке СПО в России.

Давайте рассмотрим одну открытую технологию и проведем детальный анализ реального опыта ее использования в российских реалиях. Для примера возьмем систему совместной работы, так как такое решение необходимо в любой компании. Оно должно включать в себя весь необходимый пакет приложений для организации почты, группового календаря, обмена мгновенными текстовыми сообщениями и многого другого. На наш взгляд, примером может служить гибкое open source решение по организации совместной работы на основе Zimbra.

Начнем с того, достаточно ли она распространена в России? Сколько человек уже используют Zimbra и какова тенденция?

Всего за полгода количество инсталляций возросло на 30% — довольно внушительная цифра, доказывающая, что решения на основе открытых технологий актуальны и применяются в компаниях уже сегодня. Более того, Zimbra используется в самых различных сегментах рынка — от коммерческих компаний до государственных учреждений и вузов.

Проведенный анализ показал, что среди преимуществ Zimbra организации-пользователи чаще всего выделяют следующие факторы:

  • возможность работы через веб-интерфейс — можно использовать систему откуда угодно, не требуется установка клиентских программ;
  • встроенный сервис обмена мгновенными сообщениями;
  • удобный интерфейс пользователя, удобный кабинет администратора.

А технические специалисты среди преимуществ Zimbra выделяют:

  • бесплатность Open Source Edition и низкую цену Network Edition по сравнению с аналогами.
  • функциональность, схожую с Exchange Server, простоту миграции с Exchange — не требуется переучивать пользователей;
  • возможность работы на Linux, Windows, Mac;
  • поддержку открытых стандартов, простоту интеграции в инфраструктуру;
  • активное сообщество, которое помогает найти ответ на любой вопрос;
  • использование LDAP как единого хранилища всех настроек.

Но идеальных систем не бывает и угодить всем невозможно, поэтому рассмотрим, что бы хотели изменить или добавить к функциональности те же пользователи.

  1. Добавить архивирование старых сообщений с автоматическим переносом в назначенную папку. (Этот функционал реализуется дополнительными модулями в коммерческой версии. — Прим. автора.)
  2. Обеспечить возможность контроля руководителем назначенной задачи, добавить базовые функции документооборота.
  3. Добавить контроль версий для произвольных загруженных документов, а не только для созданных во встроенном редакторе. (Эта возможность уже появилась в версии Zimbra 7.0 — Прим. автора.)
  4. Добавить совместное редактирование документов. (Эта возможность начала развиваться с версии Zimbra 7.1 — Прим. автора.)
  5. Добавить кроме простых списков задач возможность управления проектами.

А технические специалисты в Zimbra чаще хотят видеть следующие возможности.

  1.  Добавить расширенный сбор статистики сервера, позволяющий кроме агрегированных показателей получать информацию по активности отдельных пользователей.
  2. Обеспечить более простую интеграцию с Samba.
  3. Избавиться от жесткой привязки к собственным сборкам базовых компонентов, таких как Apache, Postfix, OpenLDAP.
  4. Интегрировать Zimbra с IP-телефонией на базе SIP.
  5. Упростить резервное копирование и восстановление системы, ящиков и аккаунтов. (Этот функционал реализуется дополнительными модулями в коммерческой версии — Прим. автора.)

Проанализировав оба списка, мы видим, что нет претензий ни к основному функционалу, ни к удобству работы в интерфейсе, ни к возможностям системы. Большинство пожеланий касаются расширения Zimbra и ее интеграции с другими системами.

Open Source — это решение не только для маленьких компаний. Zimbra используется и в крупных организациях, активных пользователей в которых более 1000.

Но, конечно, в небольших организациях, размером в 50—100 человек, открытые решения наиболее популярны, очевидно, потому что именно такие масштабы заставляют искать оптимальное соотношение цены/качества.

Корпоративный сектор в России начал переходить на открытые продукты несколько лет назад. Об этом свидетельствует, в частности, то, что Zimbra, используется в России уже более четырех лет и средний период эксплуатации составляет два года.

Изучая срок эксплуатации систем на основе Zimbra, можно заметить, что наибольший всплеск приходится на время двухлетней давности. Все очень просто, именно два года назад Zimbra была впервые официально анонсирована в России.

В целом, взвешивая все за и против решения на основе Zimbra, пользователи выразили свое отношение положительно. Ожидания большинства пользователей оправдались, а некоторых даже превзошли.

Сколько бы ни дискутировали об открытых технологиях, сколько бы ни спорили хорошо это или плохо, удобно или нет, нужна ли возможность расширения функционала, и так ли необходима тонкая настройка, все сводится к одному. Много ли людей используют то или иное решение? Насколько они им довольны? Одним словом — все определяет опыт практического применения открытых технологий в реальной жизни.

Zimbra —открытая система совместной работы, включающая в себя многофункциональный пакет приложений для организации почты, группового календаря, обмена мгновенными текстовыми сообщениями и многого другого.